Опытный легкий истребитель-перехватчик дирижаблей Port Victoria P.V.8 Eastchurch Kitten. Великобритания
В 1989 году в рубрике «Letadla 14-18» был опубликован рассказ о прототипе миниатюрного истребителя-перехватчика Port Victoria P.V.7 Grain Kitten. Сегодня будет рассказано о его «конкуренте» – одном из самых маленьких истребителей Первой Мировой войны. Оба самолета были разработаны и изготовлены после официального запроса: можно ли, используя двухцилиндровый 45-сильный (33 кВт) двигатель воздушного охлаждения ABC Gnat, создать миниатюрный истребитель, который мог бы взлетать с коротких площадок или платформ, установленных на эсминцах и других небольших кораблях, и атаковать и уничтожать вражеские дирижабли?
В ответ на эти требования расположенная на полуострове Айл-оф-Грейн (Isle of Grain; порт Виктория) экспериментальная станция военно-морской авиации разработала проект истребителя P.V7, а экспериментальное звено авиации Королевского флота (Experimental Flight Royal Naval Air Service – RNAS), Естчерч (Eastchurch), под руководством главного технического специалиста лейтенанта Дж .Х. Миллера (G. H. Miller) разработало несколько более крупный самолет.
Примерно в то время, когда были разработаны проекты командующий экспериментальным звеном коммандер (капитан 2-го ранга) Х. Бастид (kommander H. Busteed) был назначен командующим подразделением экспериментальной станцией в порту Виктория. С собой он взял частично законченный планер самолета, разработанного по проекту лейтенанта Миллера. Этому истребителю были присвоены номер P.V.8 и обозначение Eastchurch Kitten, чтобы отличить от разработанного экспериментальной станцией P.V.7 Grain Kitten.
Опытный истребитель Port Victoria P.V.8, постройка которого была завершена в местных мастерских, имел цельнодеревянную конструкцию и за исключением участка рядом с двигателм имел полотняную обшивку. P.V.8 был тяжелее P.V.7, но за счет большей площади несущих поверхностей имел меньшую удельную нагрузку на крыло. Первоначально опытный истребитель P.V.8 был оснащен только рулями высоты, но впоследствии машина получила и стабилизатор.
Шасси самолета не имело никакой амортизации – ни резиновых жгутов, ни рессор, – поскольку конструкторы решили положиться на толстые шины низкого давления, установленные на колеса большого диаметра. Поскольку обещанный редукторный двигатель не был доступен, то P.V.8, также как и P.V.7, получил безредукторный вариант 35-сильного (28 кВт) двухцилиндрового двигателя Gnat.
Точная дата первого полета опытного истребителя P.V.8 остается неизвестной; есть лишь информация, что это произошло после первого полета P.V.7, т.е. в середине лета 1917 года. Уже первые полеты показали значительную продольную неустойчивость самолета, и P.V.8 получил стабилизатор небольшой площади и аэродинамически сбалансированные рули высоты. После этих изменений P.V.8 стал летать если не блестяще, то определенно лучше своего конкурента P.V.7.
Во время испытаний на центроплан верхнего крыла P.V.8 был установлен 7,7-мм пулемет Lewis; пулемет был установлен справа от оси самолета в том месте, где был сделан соответствующий вырез в задней кромке. Несмотря на то, что пулемет должен был вести огонь сквозь зону ометания винта, источники не указывают на то, был ли он синхронизирован.
11 октября 1917 года во время официальных испытаний были протестированы летные характеристики и характеристики управляемости опытного истребителя P.V.8. Он имел вдвое больший запас топлива, чем у P.V.7 и теоретически должен был иметь вдвое большую продолжительность полета. Общие летные характеристики P.V.8 также были лучше, чем у его конкурента. Если бы P.V.8 – это, впрочем, относится и к P.V.7, – смог бы получить двигатель большей мощности и с редуктором, то он мог бы стать относительно эффективным оружием против немецких дирижаблей: малые размеры и простота конструкции позволяли организовать массовое производство дешевых самолетов, которые могли быть применены с большого количества кораблей Королевского флота. Однако для всего этого 35-сильный двигатель Gnat был слишком слаб и более того – ненадежен.
Возможно именно в двигателе кроется причина того, что во время официальных испытаний в Мартлшем-Хите пилоты были не в восторге от легкого истребителя P.V.8. Правда они отметили прекрасный вид из кабины и большую легкость управления. Официально P.V.8 был признан слишком хрупким для военной службы и непригодным для применения с травяных аэродромов.
Самым большим недостатком самолета была силовая установка. Сильные вибрации двухцилиндрового двигателя неизбежно привели бы снижению времени эксплуатации планера самолета. Необходимость увеличения жесткости моторной рамы привела бы к увеличению веса конструкции и снижению летных качеств машины. Однако этого не произошло, поскольку P.V.8 (также как и P.V.7) остался прототипом, окончательная судьба которого неизвестна. Вероятно планер был отправлен на дрова.
В старых книгах по истории авиации эта машина иногда носит неправильное обозначение Sopwith Kitten, что, вероятно, вызвано схожестью наклона межкрыльевых стоек и формой крыльев с крыльями и стойками истребителя Sopwith Triplane, а также тем фактом, что постройкой P.V.8 занималась малоизвестная организация. В годы Первой Мировой войны единственным аналогом легких истребителей P.V.7 и P.V.8 был американский биплан Martin Kitten. Миниатюрные истребители создавали в Германии, Италии и России, он нигде эти машины не были запущены в серийное производство. Однако, несмотря на это идея создания легкого истребителя будоражила умы авиаконструкторов и эру реактивной авиации.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Port Victoria P.V.8 Eastchurch Kitten
Назначение: легкий истребитель-перехватчик дирижаблей
Статус: прототип
Компания-производитель: экспериментальная станция военно-морской авиации, Порт Виктория, Айл-оф-Грейн
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения ABC Gnat, развивавший мощность 35 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт
Размеры:
размах крыльев 5,78 м
длина 4,76 м
высота 1,58 м
площадь крыльев 9,85 м²
Масса:
пустого самолета 152 кг
взлетная 266 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте
• 610 метров 152 км/ч
• 3050 метров 135 км/ч
• 4570 метров 126 км/ч
время набора высоты
• 1980 метров 11,0 мин
• 3050 метров 20,8 мин
• 4570 метров 47,0 мин
практический потолок 4570 м
источник: JIŘÍ HORNÁT Výkres PETR KOLMANN «LETADLA 14-18 PORT VICTORIA P.V.8 EASTCHURCH KITTEN» «L+K» 14/2000, стр.44/936