1

В каждой стране с развитым авиастроением есть байки касающиеся как загубленных конкурентами гениальных конструкций, так и о проданных за рубеж проектах, вернувшихся к бывшим хозяевам грозными врагами. Есть такая байка в истории авиации США и касается возможного "отцовства" истребителя А6М фирмой Chance Vought.

Опытный истребитель Vought V-143. США

Это старая история,  в которой роль злодея отдана опытному истребителю Vought V-143, появляется время от времени еще с 40-х годов. На самом деле, никакой связи между этой экспериментальной машиной и Mitsubishi A6M Zero-Sen (или Reisen) не было и нет. Миф о связи между истребителями Vought и Mitsubishi родился в начале 1942 года, когда факты продажи Chance Vought единственного V-143 в Японию и самого общего сходства компоновки между ним и Zero-Sen оказались в распоряжении популярной прессы, путавшей как фирмы противника (V-143 был продан фирме Nakajima), так и разработанные ими истребители.

Опытный истребитель Vought V-143. США
 

Vought V-143 вел свое происхождение от цельнометаллического одноместного истребителя-моноплана Northrop 3-A (XP-948) с цельноклепанным полумонококковым корпусом и должен был участвовать в конкурсе за заказ Авиационного корпуса армии США (US Army Air Corps — ААС). В свою очередь Northrop 3-A базировался на опыте, накопленном в XFT-1 — одноместном истребителе-моноплане корабельного базирования. В июле 1935 года Northrop 3-A был отправлен на аэродром Райт-Филд (Wright Field), Дейтон, штат Огайо для предварительного его рассмотрения ААС. Однако ограниченные летные испытания показали некоторую неустойчивость. Поскольку самолет не был готов к официальным испытаниям, то он был доставлен обратно на завод Northrop Corporation в Инглвуде. Northrop 3-А взлетел из Инглвуда 30 июля для испытательного полета над Тихим океаном, но не смог вернуться. Впоследствии не было найдено никаких следов ни пилота или самолета.

Опытный истребитель Vought V-143. США

Northrop 3-A (XP-948)

Так как Northrop впоследствии решил отказаться от дальнейшего развития модели 3-А, то президент Chance Vought Aircraft Э.Э. Уилсон (E E Wilson) договорился с Northrop-ом о покупке проекта и постройке дальнейшего прототипа для участия в конкурсе AAC. За удивительно короткий срок был построен новый прототип под обозначением V-141 и 29 марта 1936 года впервые был поднят в небо Полом С. Бейкером (Paul S Baker). Как и машина Northrop, построенный прототип V-141 был оснащен двигателем Pratt & Whitney Twin Wasp Junior, однако с некоторыми изменениями: был переработан капот, пересмотрена система уборки основных колес и, самое главное, в стремлении искоренить выявленные при испытаниях Northrop 3-A недостаточные управляемость и штопорные характеристики был увеличен руль направления. 

Конкурирующие самолеты испытывались авиационным Корпусом в апреле 1936 г. Vought предложил продать партию 25 самолетов V-141 по цене на цене $34,148 за штуку (за исключением двигателей и предоставленного правительством оборудования), со снижением до $16,041 за партию из 200 самолетов. Испытания показали, что у V-141 по-прежнему были плохие штопорные характеристики, а также флаттер хвостового оперения. В борьбе за заказ ААС Vought V-141 потерпел неудачу, проиграв Curtiss-Wright P-36 и Seversky P-35. У последней было заказаны 77 истребителей.  

Опытный истребитель Vought V-143. США

Vought V-141
 

Несмотря на отсутствие успеха V-141 во время конкурса на Райт-Филд, Chance Vought решила добиваться получения экспортных заказов на истребители. Вертикальное оперение были увеличено и переработано и под обозначением V-143 (зарегистрирован как NR-56V) прототип был отправлен в Аргентину для демонстрации аргентинской армии. Вследствие продолжающихся неудовлетворительных штопорных характеристик истребителя, был предусмотрен противоштопорный парашют. На это было указано представителями Curtiss-Wright, предлагавшими свой истребитель Hawk 75. Аргентинские военные настаивали на том, чтобы штопорные характеристики V-143 были продемонстрированы без установки наспинного парашюта. И хотя Эдмунд Т Аллен (Edmund T Allen), нанятый для выполнения в Аргентине полетов на V-143, был готов взять на себя эту демонстрацию, руководство Chance Vought отказало ему в этом. V-143 был отправлен назад в США, а аргентинская армия предпочла Hawk 75.

Опытный истребитель Vought V-143. США

Vought V-143

V-143 был предоставлен для оценки представителями турецких военно-воздушных сил, но заказа не последовало. После этого Chance Vought переработало вертикальные и горизонтальные поверхности хвостового оперения, одновременно удлиненнив хвостовую часть фюзеляжа на 0,97 м, увеличив тем самым общую длину с 6,96 м до 7,93 м с перемещением горизонтальных поверхностий оперения ближе к хвосту. 

Опытный истребитель Vought V-143. США

схемы Northrop 3-A (XP-948), Vought V-141, Vought V-143

Эти изменения, которые значительно улучшили штопорные характеристики, были введены вовремя и японская армия в 1937 году закупила прототип за $175,000. V-143 отправился в Японию в июле того же года. Под обозначением AXV-1 закупленный японской армией V-143 был испытан совместно с Nakajima Ki-27. В ходе испытаний было установлено, что местный самолет во многом превосходит американскую машину. Тем не менее, ряд технических решений V-143 был заимствован фирмой Nakajima: системы уборки шасси и крепления капота двигателя последнего перекочевали на ее разработки Ki-43 и Ki-44.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модификация

V-143

Габаритные размеры

Размах крыла, м

10,21

Длина, м

7,93

Высота, м

2,84

Площадь крыла, м²

17,38

Масса, кг

пустого самолета

1583

взлетная

1996

Силовая установка

тип двигателя

Pratt & Whitney SB4G Twin Wasp Junior

мощность, л.с.

   взлетная

1×825

   номинальная на высоте 2750 м

1×750

общая мощность, л.с.

   взлетная

825

   номинальная на высоте 2750 м

750

Максимальная скорость, км/ч

у земли

412

на высоте 3500 м

470

Крейсерская скорость, км/ч

430

Время подъема на высоту 3050 м

3'6"

Практическая дальность на высоте 5500 м при мощности двигателя 55%, км

1300

Практический потолок, м

9327

Экипаж, чел.

1

Вооружение

стрелковое, мм

2×7,62 Colt-Browning

боезапас, патронов/ствол

500

бомбовое, кг

140

источники: 

  • Air Enthusiast 1972
  • http://www.1000aircraftphotos.com/Contributions/PippinBill/10687.htm
  • http://www.theplanpage.com/Months/2308/v143.htm
  • http://en.wikipedia.org/wiki/Vought_V-141
     
Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account