Последний самолёт легендарной компании. Опытный истребитель Martin-Baker MB3. Великобритания

18

Последний самолёт легендарной компании. Опытный истребитель Martin-Baker MB3. Великобритания

К 1939 году стало ясно, что министерство авиации Великобритании не будет заказывать серийное производство истребителя Martin-Baker MB2. Главный конструктор компании Martin-Baker Джеймс Мартин и капитан Валентайн Х. Бейкер уже работали над проектированием нового истребителя, получившего внутрифирменное обозначение MB3. Поскольку MB2 зарекомендовал себя как хорошо спроектированный истребитель, 16 июня 1939 года министерство авиации Великобритании заказало три прототипа истребителя MB3. Новый самолет создавался в соответствии с требованиями спецификации F.18/39, которая была выдана компании Martin-Baker в мае 1939 года. Минимальными требованиями спецификации F.18/39 были скорость 400 миль в час (644 км/ч) на высоте 15000 футов (4572 м), практический потолок 35000 футов (10668 м), продолжительность полета 2,5 часа и вооружение из четырех 20-мм пушек. После заключения контракта Джеймс Мартин приступил к доработке проекта MB3.

Календарный план создания прототипов был довольно оптимистичным для сравнительно небольшой компании Martin-Baker. В первоначальном контракте говорилось, что первый прототип MB3 должен был быть готов к 15 декабря 1939 года, а два оставшихся самолета должны были быть завершены к 15 февраля 1940 года. На этом раннем этапе самолет должен был оснащаться двигателем Rolls-Royce Griffon. К сентябрю 1939 года стало очевидно, что компания Martin-Baker в течение определенного промежутка времени не сможет получить двигатель Rolls-Royce Griffon. По настоянию министерства авиации Griffon был заменен на Napier Sabre, а сам самолет был перепроектирован под этот новый авиадвигатель. Это привело к подготовке нового контракта, который был сначала отложен, а затем в конечном итоге был подписан 11 августа 1940 года. К этому времени Британия уже всеми своими ресурсами участвовала во Второй Мировой войне, и компания Martin-Baker была завалена другими работами, имевшими более высокий приоритет. Поэтому для завершения изготовления первого прототипа истребителя MB3 потребовалось больше времени, чем запланировано было изначально. В конце 1941 года компания Martin-Baker была уведомлена, что заказов на серийное производство истребителей MB3 не будет. Однако работы по первому прототипу MB3зашли настолько далеко, что имело смысл завершить его изготовление.

При изготовлении прототипа MB3 компания Martin-Baker следовала установившейся для нее практике по использованию в конструкции фюзеляжа трубчатого стального силового набора. Основной лонжерон крыла был изготовлен из плакированной стали, при этом вблизи законцовок крыла количество слоев уменьшалось. Остальная часть конструкции крыла представляла собой кессон чрезвычайной прочности. Весь самолет был покрыт работающей алюминиевой обшивкой, но панели можно было открывать или снимать для быстрого доступа к оборудованию и вооружению. Руль направления имел полотняную обшивку, тогда как другие отклоняющиеся поверхности были покрыты алюминием.

На самолете были установлены разрезные закрылки с пневматическим приводом и подпружиненные уплотнители зазоров элеронов, предназначенные для увеличения скорости крена и улучшения аэродинамики. Зазоры рулей высоты также были заделанными. Топливо размещалось в фюзеляжном баке перед кабиной пилота. Полностью убирающиеся основные стойки шасси самолета имели широкую колею 15 футов 5 дюймов (4,7 м). Хвостовое колесо убиралось в открытую нишу под хвостовым оперением. Стойки шасси выпускались под воздействием силы тяжести, а убирались с помощью пневматической системы, которая была отделена от системы, управлявшей закрылками.

схема опытного истребителя Martin-Baker MB3. Чертеж airwar.ru

схема опытного истребителя Martin-Baker MB3. Чертеж airwar.ru

В каждой консоли крыла размещались по три 20-мм пушки с боекомплектом по 200 выстрелов на ствол; все пушки были установлены в консолях за основными стойками шасси. Снарядные ленты были расположены параллельно пушкам и, прежде чем попасть в казенник, каждый снаряд должен был поворачиваться на 90 градусов. Эта система боеприпасов с «плоской подачей» была запатентована Джеймсом Мартином. Пушки и боеприпасы были размещены компактно с легким доступом для обслуживания и перевооружения. Благодаря своим шести 20-мм пушкам MB3 был одним из самых тяжеловооруженных истребителей Второй Мировой войны.

Для оснащения истребителя MB3 планировалось установить двигатель Rolls-Royce Vulture X-24. Изначально был выбран V-12 Griffon, поскольку он был гораздо менее сложной силовой установкой, чем Vulture или Sabre. Однако, поскольку двигатель Sabre был более доступен, чем Griffon, и пользовался благосклонностью Министерства авиации, в конечном счете именно он был выбран для оснащения истребителя MB3. Двигатель Sabre II мощностью 2020 л.с. (1506 кВт) имел 24 цилиндра, расположенные в горизонтальной H-образной конфигурации, и использовал золотниковые клапаны. Двигатель вращал трехлопастный воздушный винт de Havilland диаметром 14 футов (4,27 м). Охлаждение двигателя обеспечивалось радиатором охлаждающей жидкости, установленным в правой консоли крыла, и маслорадиатором, установленным в левой консоли крыле. Радиатор простирался от корневой части консоли крыла до основной стойки шасси, а маслорадиатор был примерно вдвое меньше радиатора. Заборники радиатора охлаждающей жидкости и маслорадиатора выступали примерно на 5 дюймов (127 мм) под нижней поверхностью крыла и располагались между нишами основных стоек шасси и закрылками.

MB3 имел размах крыла 35 футов (10,7 м) и длину 35 футов 4 дюйма (10,8 м). Самолет имел полную массу 11497 фунтов (5215 кг). Максимальная скорость MB3 составляла 418 миль в час (673 км/ч) на высоте 20000 футов (6096 м). Однако Джеймс Мартин утверждал, что капитан Бейкер достиг скорости 430 миль в час (692 км/ч) на той же высоте, хотя и без сопротивления, которое создавали шесть пушек. На уровне моря самолет развивал скорость 372 миль в час (599 км/ч), а максимальная крейсерская скорость на высоте 15000 футов (4572 м) составляла 370 миль в час (595 км/ч). Посадочная скорость MB3 составляла 88 миль в час (142 км/ч). Самолет имел практический потолок 35000 футов (10668 м) и дальность полета примерно 420 миль (676 км).

Первый MB3 получил военный номер R2492. Завершение изготовления самолета ожидалось в марте 1942 года, но был построен только в начале августа того же года. Автотранспортом самолет был доставлен на базу Королевских ВВС Уинг (RAF Wing), графство Бакингемшир, для проведения летных испытаний. Эта небольшая авиабаза Королевских ВВС была окружена небольшими полями и множеством деревьев и не являлась идеальным местом для летных испытаний. Джеймс Мартин возражал против проведения испытаний на этой авиабазе, но министерство авиации настояло на своем выборе.

почти готовый опытный истребитель Martin-Baker MB3 на заводе компании Martin-Baker в Денеме, лето 1942 года. Самолет еще не окрашен, но шесть 20-мм пушек уже установлены. Перед летными испытаниями пушки были сняты

почти готовый опытный истребитель Martin-Baker MB3 на заводе компании Martin-Baker в Денеме, лето 1942 года. Самолет еще не окрашен, но шесть 20-мм пушек уже установлены. Перед летными испытаниями пушки были сняты

Первый полет MB3 состоялся 31 августа 1942 года од управлением капитана Валентайна Бейкера. Когда самолет изготавливался на заводе в Денеме (недалеко от Лондона), но перед полетом были сняты и затем больше никогда не устанавливались обратно. Для имитации массы пушек и боекомплекта на самолет был добавлен балласт. Летные испытания показали, что самолет обладает отличными маневренностью и управляемостью. Однако возникли трудности с двигателем Sabre, и MB3 столкнулся с проблемами перегрева двигателя.

опытный истребитель Martin-Baker MB3 во время недолгих летных испытаний в Королевских ВВС. Обратите внимание на убирающуюся стремянку и откидную дверцу в кабине для облегчения пилоту входа и выхода

опытный истребитель Martin-Baker MB3 во время недолгих летных испытаний в Королевских ВВС. Обратите внимание на убирающуюся стремянку и откидную дверцу в кабине для облегчения пилоту входа и выхода

на данном снимке, на котором изображен взлетающий опытный истребитель Martin-Baker MB3, хорошо видна широкая колея основных стоек шасси и плотно прилегающий капот, который закрывал двигатель Sabre. Также видны расположенные под крылом радиатор охлаждающей жидкости и маслорадиатор

на данном снимке, на котором изображен взлетающий опытный истребитель Martin-Baker MB3, хорошо видна широкая колея основных стоек шасси и плотно прилегающий капот, который закрывал двигатель Sabre. Также видны расположенные под крылом радиатор охлаждающей жидкости и маслорадиатор

на данном снимке опытного истребителя Martin-Baker MB3 хорошо показаны отличные подгонка и отделка самолета. Видны уплотнения зазоров элеронов и руля высоты

на данном снимке опытного истребителя Martin-Baker MB3 хорошо показаны отличные подгонка и отделка самолета. Видны уплотнения зазоров элеронов и руля высоты

многие источники утверждали, что после первого полета опытного истребителя Martin-Baker MB3 был оснащен куполообразным фонарем. Это предположение основано на отретушированном изображении MB3, которое должно было показать как должна была выглядеть серийная версия этого истребителя. Каплевидный фонарь кабины никогда не устанавливался на опытном истребителе Martin-Baker MB3

многие источники утверждали, что после первого полета опытного истребителя Martin-Baker MB3 был оснащен куполообразным фонарем. Это предположение основано на отретушированном изображении MB3, которое должно было показать как должна была выглядеть серийная версия этого истребителя. Каплевидный фонарь кабины никогда не устанавливался на опытном истребителе Martin-Baker MB3

12 сентября 1942 года самолет совершил свой десятый полет. Капитан Валентайн Бейкер только что поднялся в воздух, когда двигатель заглох из-за разрушения механизма привода золотниковых клапанов. Летя на малой высоте, капитан Бейкер попытался посадить свой MB3 на небольшом поле, окруженном живой изгородью и другими препятствиями, – одном из множества полей, разбросанных вокруг авиабазы Уинг. Самолет задел стог соломы и на высокой скорости врезался в живую изгородь. MB3 перевернулся через крыло, развалился на части и загорелся. Капитан Бейкер погиб мгновенно.

капитан Валентайн Х. Бейкер позирует на фоне опытного истребителя Martin-Baker MB3 незадолго до испытательного полета. Во время десятого полета у MB3 отказал двигатель, и капитан Бейкер погиб во время последующей аварийной посадки

капитан Валентайн Х. Бейкер позирует на фоне опытного истребителя Martin-Baker MB3 незадолго до испытательного полета. Во время десятого полета у MB3 отказал двигатель, и капитан Бейкер погиб во время последующей аварийной посадки

Гибель капитана Бейкера стала тяжелым ударом для компании Martin-Baker. Джеймс Мартин потерю особо тяжело; он потерял друга в самолете с двигателем, который он не хотел использовать, и на испытательном полигоне, который, по его мнению, был неподходящим. Вскоре Джеймс Мартин и компания Martin-Baker начали работу над повышением безопасности экипажей летательных аппаратов и разработали серию катапультируемых кресел, которые компания производит до сих пор.

После уничтожения первого прототипа MB3 внимание Джеймса Мартина переключилось на частично завершенный второй прототип (военный номер R2496). Изготовление третьего прототипа (военный номер R2499 или, возможно, R2500), вероятно, так и не началось. Джеймс Мартин спроектировал истребитель MB3A, который являлся вариантом MB3 для серийного производства. MB3A должен был иметь каплевидный фонарь кабины пилота (который никогда не устанавливался на прототипе), а сама кабина была немного смещена вперед, чтобы улучшить обзор пилота над крылом. Также Джеймсом Мартином был спроектирован истребитель MB4, представлявший собой базовый планер истребителя Martin-Baker MB3, сопряженный с двигателем воздушного охлаждения a Bristol Centaurs. Однако, поскольку министерство авиации наконец-то согласилось предоставить компании Martin-Baker двигатель Griffon, а характеристики MB3 уже были достигнуты серийно выпускавшимися истребителями, то Джеймс Мартин решил создать более совершенный самолет, получивший внутрифирменное обозначение MB5. Министерство авиации согласилось, и в конце 1943 года военный номер R2496 был переведен с MB3 на MB5. Опытный истребитель MB5 совершил полет в 1944 году и стал еще одним выдающимся самолетом. Однако MB5 так и не был запущен в серийное производство и стал последним самолетом, созданным компанией Martin-Baker.

Источник:

      • “Martin-Baker Fighters,” by Bill Gunston, Wings of Fame Volume 9 (1997)
      • British Experimental Combat Aircraft of World War II by Tony Buttler (2012)
      • RAF Fighters Part 2 by William Green and Gordon Swanborough (1979)
      • The British Fighter since 1912 by Francis K. Mason (1992)
      • Interceptor Fighters of the Royal Air Force 1935–45 by Michael J. F. Bowyer (1984)
      • https://picasaweb.google.com/109207897425941419378/MartinBakerAircraft

источник: https://oldmachinepress.com/2016/06/11/martin-baker-mb3-fighter/

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-opytnyi-istrebitel-martin-baker-mb3-velikobritaniya

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account