Опытный истребитель Lohner D.I (AA) 10.20. Австро-Венгрия
Во время Первой Мировой войны, когда с одной стороны постройка самолетов была еще относительно простым делом, а с другой стороны в распоряжении авиаконструкторов были довольно таки ограниченные знания и опыт аэродинамики и статики, часто бывало, что разработка начиналась с планером одной базовой конструкции, но с течением времени за счет полученного опыта и учета допущенных ошибок получалась совсем другая конструкция. Несколько примеров подобной ситуации можно найти на начальном этапе Первой Мировой войны, когда шла стихийная милитаризация самолетов (переоборудование из спортивных и боевые). В подобной ситуации оказалась и австро-венгерская авиастроительная компания Lohnerwerke GmbH (Lohner), Вена, для которой дорогостоящей и продолжительной по времени стала программа создания истребителя-биплана D.I, который имел официальное типовое обозначение 10.20 и внутрифирменное обозначение AA.
Конструктор компании Lohner изобретательный инженер Леопольд Бауэр (Leopold Bauer) был увлечен идеей создать однодвигательный истребитель-биплан необычайно высокой маневренности за счет сведения к минимуму размеров машины и размещения всех тяжелых элементов (двигатель, пилот) вблизи центра тяжести. В своем первоначальном варианте это был странно выглядевший самолет, напоминавший детскую игрушку. Любопытно, что даже специалисты Авиационного арсенала (K.u.K. Fliegerarsenal, сокращённо Flars), занимавшегося приобретением и испытаниями австро-венгерских боевых самолетов, в августе 1916 года не только не отвергли постройку машины, а наоборот, полностью ее поддержали. Возможно, на них повлияли сообщения о подобном техническом решении, использовавшемся при создании экспериментального истребителя-биплана T.28 Floh лейпцигской компании DFW (Deutsche Flugzeugwerke).
Однако если в Германии вскоре было обнаружено, что разработка истребителя Floh ведет в тупик и программа была закрыта, то в Австро-Венгерии работам над Lohner Typ AA/10.20 дали зеленый свет для дальнейшего развития.
Истребитель Lohner Typ AA/10.20 цельнодеревянной конструкции имел короткий фюзеляж, в передней части которого был установлен рядный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Austro-Daimler AD 6 Serie 17, развивавший мощность 160 л.с. (118 кВт). Основу силового набора стреловидных крыльев неравного размаха составляли два лонжерона, а в качестве обшивки использовалось полотно. Схожую конструкцию имел стабилизатор горизонтального оперения. Элероны, рули высоты и направления (вертикальное оперение не имело киля) отличались силовым набором из стальных труб и полотняной обшивкой. Одностоечная бипланная коробка была образована двумя широкими межкрыльевыми стойками и системой расчалок. Фюзеляж представлял собой усиленную расчалками деревянную ферму с фанерной обшивкой. Вокруг двигателя и кабины пилота в качестве обшивки использовались листы алюминия. Ходовая часть характеризовалась широкими опорами, верхние части которых проходили через нижнее крыло крепились к нижним лонжеронам фюзеляжа.
В начальной стадии существования самолета плоский радиатор был вписан в левую консоль верхнего крыла, но он оказался малоэффективным и вскоре был заменен на более крупный, установленный над верхним крылом. Изготовление прототипа Typ AA/10.20 было завершено в сентябре 1916 года; вооружение должно было состоять из одного или двух синхронизированных 8-мм пулеметов Schwarzlose и размещаться перед кабиной пилота, но на машине оно не устанавливалось. Ха кабиной пилота была установлен «мухомор», предназначенный для защиты пилота от гибели в случае капотирования.
Из Вены самолет был перевезен в Асперн на принадлежавший Flars аэродром, где под управлением пилот компании Lohner Карл Кригер начались рулежные испытания на различных все более возрастающих скоростях, во время которых было совершено несколько подскоков в воздух. Но даже этих подскоков было достаточно, чтобы обнаружить, что продольная устойчивость самолета является минимальной и что в воздухе во время фактического полета будет практически неуправляемая машина. В дополнение к этому у первого варианта прототипа Typ AA не было амортизации основных стоек шасси, в результате чего движение по земле было очень тряским и жестким. Хотя механики Flars произвели некоторые изменения в конструкции шасси и кабины пилота (в последнем случае для улучшения ему обзора), Карл Кригер и другие летчики просто отказывались летать на Lohner 10.20.
В результате самолет был отправлен обратно в Вену, чтобы компания Lohner его переделала с учетом сделанных замечаний. Самолет получил только что изготовленный фюзеляж большей длины, и во время дальнейших заводских испытаний, начатых в декабре 1916 года, он получил новый руль направления. Этот модернизированный Typ AA (военное обозначение должно было быть Lohner D.I) Карл Кригер поднял в воздух 26 декабря 1916 года. Испытания показали некоторое улучшение управляемости и недостаточную прочность крыла, у которого сломался ряд нервюр. В январе 1917 года тестирование машины продолжилось с новыми несущими плоскостями. Более длинный фюзеляж вызвал смещение центра тяжести, и машина стала тяжелой на хвост. Механики Flars попытались исправить ситуацию за счет некоторого смещения двигателя вперед, но испытания не были завершены, потому что 14 февраля самолет, приземлившийся после тестового полета, был настолько сильно поврежден, что ремонт был признан нецелесообразным.
Однако в компании Lohner продолжили работать по данной программе: был изготовлен новый прототип 10.20A (военный регистрационный номер 111.01) с более длинным фюзеляжем и двумя узкими межкрыльевыми стойками вместо одной широкой. При постройке машины были использованы детали разбившегося Lohner 10.20, и поэтому в компании первому прототипу присвоили обозначение 10.20A. В ходе дальнейших работ был создан прототип Typ 10.20B (D.I/111.02), но уже был другой самолет с полностью переработанной конструкцией.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Lohner D.I (AA) 10.20 (первый вариант)
Назначение: истребитель
Статус: прототип
Компания-производитель: Lohnerwerke GmbH, Вена-Флоридсдорф (Wien-Floridsdorf; 21-й район Вены)
Силовая установка: рядный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Austro-Daimler AD 6 Serie 17, развивавший мощность 160 л.с. (118 кВт) и вращавший двухлопастный деревянный винт
Размеры:
размах крыльев 6,55 м
длина
• на земле 4,70 м
• в полете 5,12 м
высота 3,04 м
площадь крыльев 16,12 м²
Масса:
пустого самолёта 485 кг
взлетная 645 кг
Летные характеристики: не были зафиксированы
Количество изготовленных: 1 экз.
источник: Text: Miroslav Balous Výkrss: Petr Kolmann «Letadla 14-18 Lohner D.I (AA) 10.20» «L+K» únor 2015
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnyi-istrebitel-lohner-di-aa-1020-avstro-vengriya