Опытный истребитель Lloyd (DD) 40.16. Австро-Венгрия
В годы Первой мировой войны австро-венгерская фирма Lloyd разработала целый ряд опытных самолётов, характерными чертами которых были оригинальность технических решений и, мягко говоря, нестандартный внешний вид. Недавно на сайте выкладывался материал об одном из них — двухместном истребителе Lloyd 40.05, или тип FJ. Сегодня представляем ещё одно детище этой фирмы, пожалуй, даже более необычное.
В этой рубрике (имеется в виду рубрика Letadla 14-18 в журнале L+K) мы уже отмечали, что, казалось бы, закостенелая и сопротивляющаяся прогрессу Австро-Венгерская империя в некоторых областях военного дела шла как минимум вровень с Германией и странами Антанты. Что же касается авиаконструкторов этой страны, то подчас они даже опережали своё время, разрабатывая технологии, к которым остальной мир приступал лишь десятилетия спустя. Как пример можно вспомнить довольно удачный привязной вертолёт наблюдения PKZ-2 с соосными винтами (но ещё без управления лопастями) или эксперименты с электрическими силовыми установками для летательных аппаратов. С другой стороны, с качеством производившейся в годы войны авиационной техники было не всё гладко. Корни проблемы проистекали из самой сути Австро-Венгерской империи, т.н. дуализма: критическую ситуацию, сложившуюся после проигранной в 1866 г. прусско-австрийской войны, в полной мере использовала Венгрия и в рамках Соглашения приобрела значительную автономию – именно с тех пор империя называлась не Австрийской, а Австро-Венгерской. Для аграрной Венгрии наступила эпоха индустриального развития, а в новом столетии к возникшим ранее машиностроительным предприятиям прибавились и первые авиационные фирмы. Но в Венгрии не было ни традиций столь сложного производства, ни рабочих соответствующей квалификации; оттого и качество выпускаемой продукции – самолётов и авиационного оборудования – получалось откровенно низким. Тем не менее, будапештский парламент твёрдо настаивал на сохранении в стране военного производства.
Нельзя сказать, что венгерские конструкторы не могли создавать удачные самолёты. Напротив, им был присущ творческий, неординарный подход и оригинальные идеи, но плохое производственное исполнение сводило на нет все их усилия. Типичным примером является фирма Ungarische Lloyd Flugzeug und Motorenfabrik – акционерное общество с заводами в Будапеште и Асоде (Aszod), основанное ещё в 1914 году. Её основной серийной продукцией были выпускаемые по лицензии самолёты Aviatik, но производились и собственные разработки – например, серия двухместных бипланов C.I – C.V. Однако в строевых частях LFT (Luftfahrtruppe – название австро-венгерских ВВС) «Ллойды» популярностью не пользовались из-за ненадёжности и низких ЛТХ.
В апреле 1915 г. на фирму пришёл новый главный конструктор – доктор инженерии Тибор фон Мельшер (Tibor von Melczer), сразу же начавший внедрять нетрадиционные решения, из которых наименее «революционным» стала обшивка крыльев шпоном. Примером его подхода является и одноместный истребитель Lloyd DD (тип 40.16). Разработка конструкторской документации и расчёты по этому проекту были закончены в сентябре 1917 г., причём замысел конструктора состоял в том, чтобы устранить недостаток большинства тогдашних бипланов – ограниченный верхним крылом обзор вперёд-вверх. В результате получился цельнодеревянный биплан с большим выносом, верхнее крыло которого было «уложено» сверху на высокий фюзеляж и подпиралось снизу широким профилированным подкосом, создающим дополнительную подъёмную силу. Нижнее крыло меньшего размаха было заметно смещено назад, и от него к верхним лонжеронам фюзеляжа шли плоские деревянные подкосы треугольной формы. Вся эта система должна была быть достаточно жёсткой для того, чтобы обойтись без традиционных расчалок. Каждое крыло имело два основных и 4 вспомогательных лонжерона; обшивка от носка до заднего лонжерона – шпон, далее до образованной стальным тросом задней кромки – полотно. Элероны с трубчатым каркасом и полотняной обшивкой были только на верхнем крыле. Оперение было свободнонесущим; киль и стабилизатор – деревянные, обшитые шпоном, конструкция рулей аналогична элеронам.
Фюзеляж самолёта – ферменной конструкции, прямоугольного сечения, цельнодеревянный, включая фанерную обшивку, крепившуюся к каркасу клеем и гвоздями. Кабина пилота располагалась сразу за верхним крылом, обеспечивая хороший обзор вперёд, вверх и достаточно неплохой – вперёд-вниз (при наклоне головы); в боковых стенках кабины имелись прозрачные окошки. Шасси не представляло собой ничего особенного: V-образные трубчатые стойки, общая ось, амортизация резиновыми жгутами.
Чертёж Lloyd DD (автор Petr Kolmann)
В качестве силовой установки был выбран 6-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Benz Bz IV мощностью 220 л.с., выпускавшийся по лицензии венгерской автомобильной фирмой MARTA-Ungarische Automobil A.G. из г. Арад (Arad, в 1920 г. отошёл к Румынии) под обозначением «Bz 220 серии 81». Мотор был полностью спрятан в фюзеляже; для доступа к нему были сделаны большие съёмные алюминиевые крышки с вентиляционными жалюзи (в правой крышке имелся также вырез для выхлопного коллектора и воздухозаборник карбюратора). Радиатор – лобовой, сотовый, автомобильного типа. Вооружение должно было состоять из двух синхронных пулемётов – отечественных Schwarzlose M 7/12 или M 16, калибра 8 мм, или немецких 7,92-мм LMG 08/15. Их планировали установить в верхней части фюзеляжа перед кабиной. Однако на прототипе 40.16, постройка которого в Асоде завершилась в начале зимы 1917 г., вооружение не устанавливалось.
Прототип Lloyd DD не был камуфлирован и оставался в натуральных цветах материалов, покрытых бесцветным лаком. Опознавательных знаков на фюзеляже или вертикальном оперении также не было; они присутствовали лишь на крыльях и на дисках колёс. Числовое обозначение 40.16 было размещено согласно стандарту
На заводе прототип осмотрели сотрудники авиационного арсенала Flars (Fliegerarsenal), в задачи которого входил выбор авиационной техники для LFT. Хотя их не вдохновило ни качество исполнения, ни сама концепция самолёта, да и в достижении заявленных ЛТХ были сомнения, они всё же предложили подготовить машину к предстоящим в июне 1918 г. в Асперне сравнительным испытаниям новых типов истребителей. Обязательным условием для этого была замена двигателя на проверенный Austro-Daimler AD 6 серии 18 (185 л.с.), ибо венгерские «Бенцы» «славились» низким качеством и ненадёжностью, да и вообще Benz Bz IV скорее подходил для более тяжёлых, двухместных самолётов (для них он изначально и создавался).
Переделанный Lloyd DD был, видимо, успешно облётан в Асоде и действительно представлен на конкурс в Асперне, но о результатах его официальных испытаний ничего не известно. Возможно, что пилоты Flars попросту отказались летать на нём, и в воздух в Асперне он так и не поднялся… Летом 1918 г. уже было налажено массовое производство других, надёжных и проверенных типов истребителей – Albatros (Oef.) D.III, Aviatik D.I и Phoenix D.I. Экстравагантный «Ллойд» даже по расчётным данным не превосходил их ни в чём, кроме обзора из кабины. В итоге ему пришлось сойти со сцены: по всей вероятности, ещё летом 1918 г. прототип был утилизирован. Сегодня об этой необычной машине напоминают лишь два не слишком качественных фото.
В подобном же ключе фон Мельшер разработал и ещё один опытный истребитель – триплан 40.15. Он был построен, но на конкурс в Асперне не успел и до конца войны не вышел из стадии наземных испытаний.
ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (расчётные):
Размах верхнего крыла – 8,60 м; нижнего – 7,60 м
Длина – 6,85 м
Высота – 2,45 м
Площадь крыльев – 24,53 м2
Масса пустого – 765 кг; взлётная – 1005 кг
Максимальная скорость у земли – 185 км/ч
Крейсерская скорость – 170 км/ч
Потолок – 5600 м
Дальность полёта – 400 км
Источник: Miroslav BALOUS. Lloyd DD (40.16) // Letectvi+Kosmonautika 2011 № 6, с.32-33 (Letadla 14-18).