Приветствую. Продолжим серию обзоров по послевоенным истребителям которые были разработаны в ОКБ С. А. Лавочкина. Постепенно мы подошли к реактивному фронтовому истребителю Ла-15. Этот самолет, создававшийся примерно в одно время со знаменитым истребителем МиГ-15, так и остался в тени своего более успешного визави. Однако он также был запущен в серийное производство и выпускался ограниченной (по нормам того времени) серией. По сути Ла-15 стал последним серийным истребителем ОКБ-301. История его разработки нераздельно связана с одним важным событием, которое дало определенный импульс для развития отечественной авиационной промышленности. Это касается закупки британских турбореактивных двигателей Rolls-Royce Derwent V и Rolls-Royce Nene.
До этого, в основном использовали немецких трофейные двигатели Junkers Jumo 004 и BMW-003, которые устанавливали на первые серийные реактивные истребители. Были и свои наработки, к примеру ТР-1. Но ввиду общего отставания по этому направлению, необходимо было как можно быстрее его устранить. Поэтому в ход шли все возможные средства, в том числе и зарубежный опыт. Когда стало ясно что вопрос с получением английских двигателей решен, авиационные конструкторские коллективы получили указания приступить к разработке новых самолетов. ОКБ-301 было в их числе. В силу различных обстоятельств, первым в Советский Союз попал менее мощный, но более легкий двигатель Rolls-Royce Derwent V. Под него в ОКБ С. А. Лавочкина было разработано и построено несколько проектов. Ранее мы рассматривали один из них- это экспериментальный самолет Ла-174ТК.
Но был еще один истребитель с подобным заводским номером- это проект «174». Создавался он по классической компоновке и во многом его конструкция была схожа с самолетом проекта «168» , который разрабатывался под двигатель Rolls-Royce Nene. Основные отличия заключались в меньших габаритах и массе, которые естественно должны были соответствовать другому типу двигателя. Фронтовой истребитель Ла-174, построенный в двух экземплярах и стал прототипом будущего Ла-15. В рамках этого цикла статей мы разберем историю создания этого самолета (собственно начиная с прототипа Ла-174), отметим особенности его конструкции, разработанные модификации, характеристики и эксплуатацию.
Начальный этап разработки.
Как уже отмечалось выше, истребитель проекта Ла-174, был спроектирован по той же компоновочной схеме что и проект Ла-168. Он представлял собой одноместный высокоплан со стреловидным крылом и трехколесным шасси. Из некоторых технических особенностей самолета можно отметить герметическую кабину, воздушные тормозные створки, катапультируемое кресло пилота, применение гидроусилителей и нового состава оборудования (к примеру прицел АСП-1Н, фотопулемет С-13).
Для справки. Автоматический гироскопический прицел АСП-1Н. Предназначался для прицеливания из неподвижного оружия. Состоял из прицельной головки с реостатом дальности, кронштейна крепления, распределительной коробки, переключателя и регулятора напряжения. Устанавливался на некоторые типы советских истребители (Ла-15, МиГ-15).
Предварительные работы по проекту начались еще непосредственно до поставки самих двигателей. При этом использовалась ранее полученная по ним техническая документация. В соответствии с постановлением правительства за номером 2052-804сс от 12 июня 1946 года, в котором предписывалась постройка новых истребителей, машина подобного типа должна была обладать следующими характеристиками. Максимальная скорость в 1025 км/ч на высоте 5000 метров; время набора высоты 5000 метров должно было составлять 3,2 минуты; практический потолок не менее 14 200 метров; дальность полета порядка 1200 км. Длина пробега и разбега закладывались в рамки 650 метров.
Что же касается состава вооружения, то предполагалось использовать три 23-мм пушки с общим боезапасом в 300 снарядов. Основные работы над этим проектом начались уже в 1947 году. Первый прототип был построен в довольно сжатые сроки- с августа по декабрь. Проведение заводских испытаний было запланировано на начало 1948 года.
Проведение заводских испытаний.
Сначала провели все необходимые проверки не земле и подготовили план летных испытаний. Первый полет состоялся 8 января 1948 года. Пилотировал машину летчик-испытатель И. Е. Федоров. Испытания проходили не совсем удачно. Отмечалось возникновение тряски в хвостовой части фюзеляжа. На поиск причин этого явления было затрачено много времени.
Первый прототип проекта Ла-174:
Проведение государственных испытаний.
31 июля 1948 года самолет передали в НИИ ВВС для проведения государственных испытаний. Продолжались они с 1 августа по 25 сентября. За это время было выполнено 78 полетов. Ведущим инженером был назначен Г. В. Чернявский, а ведущим летчиком испытателем определили опытнейшего А. Г. Кочеткова. Кроме него в облетах принимали участие П. М. Стефановский, А. Г. Прошаков, В. И. Хомяков, И. М. Дзюба, А. Г. Терентьев и другие. За время прохождения цикла испытания проводился отстрел из пушек, определение устойчивости и управляемости самолета. Проводились испытания на штопор, маневренность, отрабатывалась новое оборудование, были определены основных летные характеристики, проведены учебные бои с поршневыми истребителями. Основные летно-технические характеристики прототипа приведены в таблице на скриншоте ниже.
Летно-технические характеристики истребителя Ла-174Д:
За время этих испытаний был выявлен еще целый ряд недостатков. Часть из них была оперативно устранена. К примеру была отмечена недостаточная путевая устойчивость, которая была нивелирована увеличением площади подфюзеляжного киля. Пришлось усиливать лафеты пушек, установить гидроусилители в канале элеронов, а также вносить некоторые другие изменения в конструкцию. Также был отмечен недостаток связанный с колесами основных стоек шасси. Нагрузка на них оказалась значительно больше чем изначально рассчитывалась. Эту проблему устранили уже на серийных самолетах Ла-15, установив колеса большего диаметра. Осталась и характерная для предыдущих реактивных самолетов этого конструкторского коллектива узкая колея шасси, что могло негативно сказаться на взлетно-посадочных характеристиках истребителя.
Истребитель Ла-174Д «Дублер»:
В остальном же самолет удовлетворял предъявляемым требованиям и получился достаточно неплохой машиной. Отмечалась что истребитель был доступен пилотам средней квалификации. В итоге Ла-174Д был рекомендован к серийному производству. Серийному истребителю был присвоен индекс Ла-15. О нем речь пойдет уже в следующих публикациях.