11

Развитие конструкции летательных аппаратов часто сопровождалось извилистыми путями, и описанный в данной статье самолет является хорошим подтверждением этой сентенции. Его конструкторы Шарль Эдуард Пьер Гурду (Charles Edouard Pierre Gourdou) и Жан Адольф Лезёр (Jean Adolphe Leseurre) еще 9 января 1917 года подали заявку на патент на собственную концепцию машины с крылом, установленным над фюзеляжем, – парасоль. Патент распространялся не на общую компоновку машины (такие самолеты существовали уже как два года), а отдельного частичного решения данной концепции, которое заключалось в максимально возможном снижении аэродинамического сопротивления самолета. Крыло должно было быть прикреплено к фюзеляжу в своей центральной части и дополнительно соединено с фюзеляжем при помощи длинных трубчатых стоек с профилированными деревянными накладками. Предметом патента были конструкция, длина и устройства внутренней регулировки этих трубчатых подкосов. Патент также касался и основных стоек шасси. Они представляли собой V-образные стойки; передние оконечности опор этих стоек помещались в пазы и резиновые амортизаторы внутри фюзеляжа, а задние оконечности соединялись с межколесной осью. В целом патент представлял собой моноплан с ротативным двигателем и V-образными подкосами.

Свой первый самолет Шарль Гурду и Жан Лезёр изготовили летом 1917 года на мощностях парижской компании Wassmer. Вероятно, эта машина была оснащена восьмицилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 8A мощностью 150 л.с. (110 кВт). Осенью 1917 года был завершен моноплан со 180-сильным (132 кВт) рядным двигателем Hispano-Suiza 8Ab и цельноповоротным горизонтальным оперением (без фиксированной поверхности), но 1 декабря 1917 года испытания этого самолета были официально прекращены. По всей видимости примерно в это время компанией были начаты работы по изготовлению нового самолета Gourdou-Leseurre C.1, поскольку в январе 1918 года авиационное техническое отделение (Section Technique de l’Aéronautique – STAé) докладывало командованию французской военной авиации (Aviation Militaire) об этом самолете как о ещё недостроенном. Самолет также оснащался двигателем Hispano-Suiza 8Ab. Вскоре после сообщения STAé в Вилалкубле состоялся первый полет самолета. Однако также возможно, что истребитель Gourdou-Leseurre C.1 переделкой предыдущего типа осени 1917 года… К сожалению, имеющиеся документы не позволяют выяснить это точно. По расчетам конструкторов, масса пустой машины должна составлять 470 кг, а общая нагрузка – 280 кг, включая два синхронизированных 7,7-мм пулемета Vickers, расположенных в передней части фюзеляжа над двигателем между блоками его цилиндров.

Самолет имел смешанную конструкцию. Фюзеляж имел цельнометаллический силовой набор. В своей задней части основу фюзеляжа составляла ферма из стальных труб, в передней части – дюралюминиевая моторная рама, соединявшаяся с центральной частью фюзеляжа. Данная часть фюзеляжа представляла собой кессонную конструкцию из листов алюминия, в которой была размещена резиново-шнуровая амортизация основных стоек шасси. Опоры основных стоек шасси изготавливались из стальных труб и в целях улучшения аэродинамики были снабжены деревянными накладками. Как и истребители компании SPAD машина была оснащена сбрасываемым баком, но из-за конструкции шасси от него было трудно избавиться. Крыло, которое в целях улучшения обзора пилоту было расположено относительно низко, состояло из двух консолей, соединявшихся с кабанными стойками из стальных труб. Силовой набор крыла состоял из стальных лонжеронов и деревянных нервюр; в качестве обшивки крыла используется полотно. Помимо крыла полотно использовалось в обшивке хвостового оперения и большей части фюзеляжа (кроме носовой части, в которой использовались листы алюминия, и задней оконечности, которая была покрыта фанерой). Тяги всех поверхностей управления была скрыта под поверхностями крыла и хвостового оперения.

Во время испытаний выяснилось, что Gourdou-Leseurre C.1 слишком тяжелый по сравнению с расчетами: масса пустого самолета составляла 500 кг. В дополнение к этому 1 ноября 1917 года командование французской военной авиации потребовало увеличения полезной нагрузки своих одноместных истребителей, что привело бы к увеличению общей массы Gourdou-Leseurre C.1 до 839 кг, то есть на 89 кг больше первоначально ожидаемого значения. Конструкторы были уверены, что за счет облегчения самолета они смогут «сэкономить» более 50 кг. 10 мая 1918 года немодифицированный Gourdou-Leseurre C.1 был испытан в Виллакубле под управлением летчика Лебо (Lebeau). Боевая нагрузка составляла всего 186 кг: был удален один пулемет и топлива хватило всего на 1,5 часа полета. Характеристики, продемонстрированные прототипом, были превосходными и, по крайней мере, соответствовали характеристикам истребителей 1918 года с двигателями Hispano-Suiza (!) мощностью 300 л.с. (220 кВт). В горизонтальном полете Gourdou-Leseurre C.1 был быстрее всех своих конкурентов! Это, видимо, склонило чашу весов в пользу решения продолжить дальнейшей развитие данного типа, хотя другой многообещающий истребитель-парасоль Morane-Saulnier AI был выведен из активной боевой службы.

Серьезным недостатком этого самолета было недостаточная прочность крыла: оно начало «шататься» при перегрузке 3,5. Конструкцию крыла и особенно систему подкосов и расчалок пришлось переконструировать и усилить. Результатом этих работ стал прототип Gourdou-Leseurre 2C.1 с более сложной системой подкосов, чем у истребителя Morane-Saulnier AI. Но об этом в другой раз.

схема опытного истребителя Gourdou-Leseurre C.1

схема опытного истребителя Gourdou-Leseurre C.1

первый и единственный экземпляр истребителя-парасоля Gourdou-Leseurre C.1, который также был известен под обозначениями Type A и GL-1

первый и единственный экземпляр истребителя-парасоля Gourdou-Leseurre C.1, который также был известен под обозначениями Type A и GL-1

02 – первый и единственный экземпляр истребителя-парасоля Gourdou-Leseurre C.1, который также был известен под обозначениями Type A и GL-1

02 – первый и единственный экземпляр истребителя-парасоля Gourdou-Leseurre C.1, который также был известен под обозначениями Type A и GL-1

первый и единственный экземпляр истребителя-парасоля Gourdou-Leseurre C.1, который также был известен под обозначениями Type A и GL-1

первый и единственный экземпляр истребителя-парасоля Gourdou-Leseurre C.1, который также был известен под обозначениями Type A и GL-1

первый и единственный экземпляр истребителя-парасоля Gourdou-Leseurre C.1, который также был известен под обозначениями Type A и GL-1

первый и единственный экземпляр истребителя-парасоля Gourdou-Leseurre C.1, который также был известен под обозначениями Type A и GL-1

прототип французского истребителя-парасоля Gourdou-Leseurre C.1 испытывался без камуфляжной окраски. Самолет был полностью окрашен в светло-кремовый цвет с добавлением алюминиевой пудры, которая придавала ему слегка сероватый оттенок. В темно-коричневый цвет были окрашены только стойки крыла, стойки шасси и фанерная обшивка под хвостовым оперением. Машина не имела буквенного или числового обозначения (а также обычных данных о типе, компании-производителе и массе, наносимых на руль направления) и имела опознавательные знаки, нанесенные на верхнюю и нижнюю поверхности крыла, и выкрашенный в цвета национального флага руль направления

прототип французского истребителя-парасоля Gourdou-Leseurre C.1 испытывался без камуфляжной окраски. Самолет был полностью окрашен в светло-кремовый цвет с добавлением алюминиевой пудры, которая придавала ему слегка сероватый оттенок. В темно-коричневый цвет были окрашены только стойки крыла, стойки шасси и фанерная обшивка под хвостовым оперением. Машина не имела буквенного или числового обозначения (а также обычных данных о типе, компании-производителе и массе, наносимых на руль направления) и имела опознавательные знаки, нанесенные на верхнюю и нижнюю поверхности крыла, и выкрашенный в цвета национального флага руль направления

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Gourdou-Leseurre C.1

Назначение: истребитель

Статус: прототип

Компания-производитель:

• разработка — Шарль Гурду и Луи Лезёр,
• изготовление — компания Wassmer, Париж

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один восьмицилиндровый V-образный рядный двигатель жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 8Ab, развивавший мощность 180 л.с. и вращавший двухлопастный деревянный винт фиксированного шага

Размеры:

размах крыла 9,00 м
длина 6,60 м
высота 2,30 м
площадь крыла 16,65 м²

Масса:

пустого самолёта 600 кг
взлетная 786 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте
• 1000 метров – 242 км/ч
• 3000 метров – 230 км/ч
• 5000 метров – 214 км/ч
время набора высоты
• 3000 метров 8 мин 43 с
• 5000 метров 20 мин 10 с
практический потолок 6700 м
продолжительность полета 1,5 ч

источники:

      • текст и часть фотографий – Text Jiří Hornát Výkres Petr Kolmann «Letadla 14-18. Gourdou-Leseurre C.1» «L+K» 14/96, str.55/911
      • часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/fww1/gla.html
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account