Интересная статья уважаемого Андрея Фирсова.
Вот уже полгода огромный интерес у авиационных специалистов всего мира вызывает китайский истребитель FC-31 «Хайдонцин» (Кречет). Под таким названием он демонстрировался на авиасалоне в Чжухае в ноябре минувшего года. До этого истребитель был известен в прессе под наименованием J-31, данным ему после появления первых фотографий на основании бортового номера «31001». Обозреватели тогда предположили, что первые две цифры и есть порядковый номер самолета. Предположение оказалось правильным, а вот сокращение FC – скорее всего, означает «China Fighter» – «китайский истребитель», которое обычно дается экспортным вариантам самолетов…
Первое публичное появление нового китайского истребителя в июне 2012 года оказалось настоящим сюрпризом для мировой авиационной общественности. То, что китайцы работают над истребителями «пятого поколения» было известно еще до публичной демонстрации первых опытных самолетов. Совершенно неожиданным оказалось то, что выведя в 2010 году на испытания первый свой истребитель «пятого поколения» J-20, китайцы буквально через два года выкатили новый опытный самолет. А ведь разработку параллельно двух истребителей сейчас не может себе позволить практически ни одна авиационная держава.
Первоначально авиационные обозреватели посчитали, что J-20 и J-31 являются своеобразным симметричным ответом на американские истребители пятого поколения: «тяжелый» F-22 и «легкий» F-35. Однако, если испытания и ход работ по J-20 до сих пор скрывает завеса секретности, то J-31 практически сразу, начиная со своего первого публичного появления, демонстрировался беспрецедентно открыто. Все это дало авиационным экспертам сделать заключение, что J-31 является в первую очередь
«экспортноориентированным истребителем последнего поколения в умеренной ценовой категории».
Действительно, официальные китайские лица признали, что истребитель J-31 разрабатывался по проекту 601-го института из Шеньяна при финансовой поддержке авиапромышленной корпорации AVIC (Aviation Industry Corporation of China) в качестве ответа на появление на мировом рынке вооружения американского «объединенного ударного истребителя» F-35. О закупке F-35 объявили уже 12 государств, включая и такие страны тихоокеанского региона, как Япония, Южная Корея и Австралия, с некоторыми из которых у Китая сейчас складываются весьма напряженные отношения.
Глава корпорации AVIC Лин Жуоминь признался, что для проектирования истребителя, имевшего внутрифирменное обозначение AMF (перспективный многоцелевой истребитель), его главный конструктор Сан Кон ориентировался на «облик потенциального противника», то есть F-35. При этом, по словам Сан Кона,
«В чем-то J-31 превосходит F-35, а в чем-то уступает».
В свою очередь Лин Жуоминь отметил, что с помощью J-31 Китай надеется изменить расклад сил на мировом рынке вооружения, на который оказало влияние появление в 2007 г. американского JSF:
«Мировой рынок вооружения должен быть сбалансированным, а хороший продукт не может быть монополией одной стороны».
Роль экспорта, в том числе и вооружений, в структуре экономики Китая широко известна, поэтому ставка ряда предприятий авиапромышленности на создание чисто экспортных образцов вооружения не является чем-то из ряда вон выходящим. Примером тому является создание в том же Шеньяне ориентированных на экспорт учебно-тренировочного самолета L-15 и легкого истребителя FC-1 (JF-17 «Гром») для ВВС Пакистана. В целом, по мнению китайской прессы, разработка новых боевых самолетов за собственные средства становится «традицией», а также показателем финансовой крепости авиапромышленности Китая.
Серьезный интерес Китая к программе JSF проявился еще со времен шпионского скандала 2007 – 2008 гг., когда Пентагон заявил о том, что с американских компьютеров были
«скачены терабайты информации, связанной с истребителем F-35».
При этом недвусмысленно намекалось, что источником хакерских атак был Китай. Неоднократно работающие в авиапромышленности этнические китайцы – граждане США обвинялись в шпионаже в пользу своей первой родины. Пресекались попытки вывоза авиационных материалов, например, современного углеродного волокна, используемого в композитных элементах конструкции F-35.
В то же время, несмотря на то, что новый китайский истребитель создавался корпорацией AVIC явно с оглядкой на JSF, в нем присутствует и «китайская» специфика. Когда впервые был представлен окончательный облик истребителя Локхид-Мартин F-35, его компоновка вызвала недоумение у ряда авиационных специалистов. Один из них, описывая те доработки, которые он выполнил бы на F-35, чтобы «исправить» самолет, отмечал в качестве недостатка слишком широкий фюзеляж «объединенного ударного истребителя», что явилось следствием использования подъемного вентилятора для варианта СВВП F-35B, а также выделения больших объемов фюзеляжа под внутреннюю подвеску вооружения. В результате F-35 лишился одного из признаков «пятого поколения» – способности совершать сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме работы двигателя. Позже, в результате испытаний выявилось еще и то, что F-35 страдает бафтингом и «валежкой»… Сомнительным решением также является компоновка с одним двигателем, что снижает его боевую живучесть, особенно важную для самолета, призванного выполнять в том числе и задачи штурмовика в составе корпуса морской пехоты США. Отсутствие управляемого вектора тяги двигателя лишает самолет еще одного качества «пятого поколения» – сверхманевренности.
«В результате, – заключал американский специалист, – для создания идеального легкого истребителя – бомбардировщика «стелс», я уменьшил бы сечение фюзеляжа, использовал двухдвигательную силовую установку с двигателями меньшего диаметра, и избавился бы от всего наследия СВВП».
Парадоксальным образом все эти пожелания воплотились в новом китайском истребителе.
Впервые о перспективных работах в области истребителя «пятого поколения» на авиапредприятии в Шеньяне (SAC – Шеньянская группа авиационной индустрии), выпускавшем истребители F-8, стало известно в сентябре 2011 г., когда на одной из выставок научных достижений была представлена модель истребителя с бортовым номером «F-60». Спустя почти год интернет облетели фотографии сильно закамуфлированного планера истребителя, перевозимого для окончательной сборки на трейлере среди белого дня при большом стечении народа (предполагается, что планер самолета везли для статических испытаний). Эти фотографии стали настоящим сюрпризом: стало ясно, что китайцы реализуют сразу две амбициозные программы по истребителю пятого поколения. Фактически Китай стал второй страной в мире, которая одновременно вела испытания двух истребителей пятого поколения (в 1991 г. это смогли позволить себе только США).
31 октября 2012 г. опытный самолет с бортовым номером 31001 поднялся в воздух, совершив 10-минутный полет в сопровождении двух истребителей J-11. Правда, испытания истребителя, получавшего в мировой прессе различные обозначения: то J-31, то J-21, то «проект 310», шли с низкой интенсивностью. В результате возникли слухи, что проект истребителя-«стелса» из Шеньяна до этого проиграл конкурс своему конкуренту J-20 и создается в инициативном порядке. Отмечалось, что конкурсный проект 601-го института из Шеньяна по заданию, выданному в октябре 2007 г., имел обозначение J-19, и ряд конструктивных решений этого проекта нашли свое отражение в J-31. Кстати, внимательное исследование фотографий J-31 позволило предположить, что передняя стойка шасси спроектирована с учетом условий применения самолета с корабельной палубы. «Масло» в огонь подлили фотографии макета истребителя, похожего на J-31, стоявшего на палубе «цементного авианосца», используемого китайскими специалистами для отладки корабельных систем. В результате возникли предположения, что J-31, подобно «объединенному ударному истребителю», будет иметь палубную версию, особенно учитывая создание в Китае самолета J-15 – палубной версии истребителя J-11. Сам главный конструктор J-31 Сан Кон все же выразил в одном из интервью надежду, что
«в перспективе J-31 станет в один строй с J-20, а его улучшенная версия будет следующим поколением китайских палубных истребителей».
Однако эти предположения в значительной мере развеял представитель ВМФ Китая, заявивший, что
«истребитель J-31 слишком тяжел для использования с палубы авианосца». (Утверждается, что SAC на плохом счету у Минобороны Китая из-за задержек с программой палубного истребителя J-15, в результате предпочтение в разработке нового палубного истребителя было отдано проекту 611-го института из Чэнду, который, как ожидается, будет реализован «в металле» уже в этом году).
На низкий приоритет J-31 со стороны ВВС и флота Китая также указывает и то, что новый китайский истребитель до сих пор существует только в одном летном экземпляре, в то время как по программе J-20 летают уже по крайне мере четыре самолета. Кроме того, появились намеки китайских официальных лиц, что до «локализации» на китайских предприятиях аналогов российских двигателей РД-93, стоящих на J-31, думать о принятии его на вооружение преждевременно. Неудивительно, что в таких условиях руководство AVIC сделало основную ставку на продвижение J-31 на мировые рынки вооружения.
Когда в ноябре 2012 г. модель «перспективного истребителя», неофициально называемого китайскими представителями J-31, была показана на китайской авиационной выставке в Чжухае, российскими специалистами было подтверждено, что его силовая установка представляет два двигателя ОКБ Климова РД-93. Одновременно российские специалисты охарактеризовали J-31
«хорошо сделанным оригинальным проектом».
Представители корпорации AVIC заявили в свою очередь, что J-31 разработан с широким использованием технологии «стелс» при умеренной цене и способен нести солидную боевую нагрузку на большой радиус действия – до 1250 км с внутренним запасом топлива и 2000 км с подвесными баками. Взлетный вес истребителя заявлялся в 17,5 т при размахе крыла 11,5 м и длине фюзеляжа 16,9 м. Боевую эффективность нового истребителя представители AVIC тогда охарактеризовали так:
«Лучше, чем у истребителей четвертого поколения, и приближающуюся к пятому».
Представитель одного из двигателестроительных подразделений AVIC – «Avic Engine» – заявил, что сейчас на предприятии в Гуйчжоу идет разработка китайской версии русского двигателя РД-93 – WS-13 «Тянь-Шань» (традиционно двигатели китайцы называют в честь гор). Двигатель WS-13 первоначально разрабатывался для другого экспортного истребителя – FC-1 (JF-17), собираемого по лицензии в Пакистане. Главным отличием WS-13 от РД-93 должен стать больший ресурс и на 15% большая тяга. Здесь может оказаться полезна двухдвигательная схема J-31, учитывая низкую надежность и небольшой ресурс нового поколения китайских двигателей. Так, для истребителя J-10 китайцы до сих пор закупают российские двигатели АЛ-31ФН, так как ставить низкоресурсный китайский аналог WS-10 на одномоторный истребитель китайцы пока не рискуют. По имеющимся данным WS-13 уже был установлен на одномоторный истребитель FC-1 и в 2010 г. испытан на земле, но данных о дальнейшем ходе работ по двигателю пока не поступало (по имеющейся информации WS-13 имеет наименьший приоритет работы по сравнению с двумя другими новыми «истребительными» двигателями). Зато на последнем авиасалоне в Чжухае китайская сторона заключила контракт на поставку 100 российских двигателей РД-93 и опцион еще на 400! Сам объем контракта, учитывая, что пакистанцы планируют закупать РД-93 для своих истребителей JF-17 (FC-1) напрямую в России, показывает, насколько оптимистично китайцы смотрят на объемы поставок J-31 за рубеж.
В свою очередь, во время проведения авиасалона в Чжухае, пакистанский министр обороны Рана Танвеер Хуссейн заявил, что Исламабад уже ведет переговоры с Пекином о приобретении партии из 30-40 «дальних истребителей – стелс» FC-31. Это первые официально подтвержденные переговоры о поставках J-31. Интерес пакистанцев к «экспортному стелсу» понятен – F-35 им никто продавать не собирается, а принципиальный потенциальный противник – Индия – осуществляет свои собственные программы по оснащению ВВС истребителями «пятого поколения». Одновременно возникли слухи о том, что Пакистан готов отказаться от приоритета поставки истребителей JF-17 для собственных ВВС и предложить их зарубежным покупателям. Складывается впечатление, что пакистанцы готовы консолидировать свои финансовые ресурсы, чтобы поддержать дальнейшие работы по J-31.
Демонстрация J-31 на авиасалоне в Чжухае имела широкий отклик в китайской прессе. Один из китайских авиационных экспертов, Ху Янглинг, заявил в интервью китайским СМИ, что J-31 может быть запущен в производство уже через пять лет, и существует высокая вероятность появление палубной версии истребителя.
«Было очень трудно решиться на демонстрацию в воздухе на авиасалоне, но это экспортный самолет, и его появление имело сенсационный успех на выставке»,
– продолжил он.
Правда, в западной прессе были и пессимистические отзывы:
«Динамика полета вялая, пилот слишком часто использовал форсаж, чтобы сохранить скорость и ускорение при выполнении довольно простых фигур пилотажа. В целом, самолет смотрелся так, будто ему не хватает тяги двигателей».
Но следует учесть, что ожидать «захватывающего» пилотажа от единственного образца опытного самолета было бы слишком оптимистично. Китайские обозреватели отмечают, что на самом деле форсаж использовался на J-31 только для взлета, а пилотаж выполнялся на «номинале».
Западные эксперты в целом оценивают J-31 как «ухудшенную» копию американского F-35. Действительно, по компоновке оба истребителя мало отличаются. Внешне бросается в глаза только иное вертикальное оперение J-31, больше напоминающее таковое на истребителе F-22. Особенно это заметно в использовании одного и того же с F-35 типа воздухозаборника – DSI («сверхзвуковой с запиранием пограничного слоя»). Воздухозаборники такого типа идеально подходят для самолетов – «стелс» так как не имеют щели для слива пограничного слоя, подвижного клина и створок для перепуска воздуха. Аналогичный тип воздухозаборника китайцы использовали при модернизации истребителя J-10. Сейчас версия истребителя с этим воздухозаборником готовится к серийному производству под обозначением J-10B. Еще одним достоинством воздузаборника такого типа является возможность его верхней кромки при выходе на большие углы атаки формировать вихрь, распространяющийся по верхней плоскости фюзеляжа и центроплана, создавая дополнительную подъемную силу. Правда, при выходе на углы атаки более 20° у F-35 вихрь переходит в сильный турбулентный поток в хвостовой части фюзеляжа в районе стабилизатора, что вызывает тряску оперения – бафтинг. Такой же вихрь образуется и на воздухозаборнике J-31, но, судя по имеющимся фотографиям, при маневрировании китайского истребителя, его обтекание не носит столь возмущенного характера. Есть вероятность, что китайский истребитель будет меньше страдать от бафтинга.
Еще одна характерная конструктивная особенность истребителей «стелс» – наличие внутренней подвески вооружения. Но если на F-35 в двух отсеках вооружения можно подвесить шесть ракет «воздух – воздух» средней дальности, то на J-31 – только четыре.
Говоря об оборудовании, западные специалисты подчеркивают, что J-31 не сможет стать «истребителем пятого поколения» без распределенной разведывательно-поисковой и прицельной систем. Действительно, для создаваемого в инициативном порядке истребителя это сложная и очень дорогостоящая задача. Но учитывая, что подобную систему китайцы создают для другого своего истребителя – «стелс» – F-20, работа конструкторов из Шеньяна заметно упрощается: требуется только соответствующая адаптация. На представленном в Чжухае макете J-31 уже были показаны электронно-оптические датчики, напоминающие стоящие на F-35. То же касается создания РЛС с активной фазированной решеткой (правда, из-за меньшего диаметра носовой части J-31 специалисты ожидают у китайской РЛС более скромные характеристики).
Оборудование кабины J-31, представленное на выставочном макете, включает один большеформатный дисплей, а пилот имеет нашлемную систему отображения информации – все в духе F-35.
В то же время западные специалисты отмечают, что на F-35 использована более перспективная система снижения радиолокационной заметности: радиопоглощающий слой интегрирован в композитную конструкцию и обшивку планера, а не выполнен отдельным верхним покрытием, подобного на F-22 или В-2 и требующего дорогостоящих работ по поддержанию его в надлежащем виде.
На китайском J-31 (по версии Запада) предполагается использование внешнего радиопоглощающего покрытия, возможно на основе образцов, полученных со сбитого в Югославии F-117 или из других источников, то есть уровня предыдущего поколения самолетов – «стелс». В то же время на макете J-31, представленной в Чжухае, появились такие доработки в сторону снижения радиолокационной заметности, как «шевроны» на сопле двигателей и беспереплетный фонарь кабины.
Кроме того, среди технологических новинок для изготовления J-31 по сообщениям китайских СМИ используются аддитивные технологии: демонстрировалась «печать» одного из шпангоутов планера из запекаемого лазером титанового порошка.
В начале весны 2015 г. появились фотографии J-31 с очевидной установкой двух различных двигателей. Предполагают, что на самолете наконец-то проходит испытания новый двигатель WS-13. В перспективе, если китайские специалисты оснастят двигатели J-31 отклоняемыми соплами (по образцу российских двигателей), истребитель приобретет и возможности сверхманевренности, что даст ему очевидные преимущества перед американским F-35.
В целом, подтверждается мнение китайских специалистов, что J-31 и F-35 имеют свои преимущества друг перед другом и свои недостатки. Успех предыдущего «экспортного истребителя» FC-1 (JF-17) позволяет надеяться на его повторение с «Кречетом», тем более, что сейчас для целого ряда стран китайский истребитель пятого поколения не имеет конкурентов.
источник: Андрей Фирсов «Кречет рвется в небо» «Хайдонцин» «Авиация и космонавтика» май 2015