Опытный истребитель Aviatik (Berg) Dr.I (30.24). Австро-Венгрия
В 1916 году британской компанией Sopwith был разработан и запущен в серийное производство истребитель Sopwith Triplane. В 1917 году немцы ответили своим истребителем Fokker Dr.I Dreidecker, доведшим концепцию трипланов до совершенства и ставшим всемирно знаменитым благодаря боям на Западном фронте и победам Манфреда фон Рихтгофена и его «летающего цирка». Авиаконструкторы Австро-Венгрии также не избежали периода создания трипланов, и самый опытный и известный из них — главный инженер венской компании Flugzeugfabrik Aviatik Юлиус фон Берг (Julius von Berg) — создал свои трехкрылые самолеты.
Для компании Flugzeugfabrik Aviatik фон Бергом были разработаны не только истребители, им были предложены самолеты разных типов: больших количествах был построен двухместный самолет-разведчик C.I (37-я серия). Также были изготовлены прототипы истребителя 30.14 и двухмоторных бомбардировщиков 30.04, 30.12. Однако именно одномоторные истребители оставались основной сферой его деятельности. Самым известным из них был изготавливавшийся серийно D.I. Истребители данного типа находились в постройке с мая 1917 года по октябрь 1918 года и были изготовлены в количестве 677 экземпляров. Помимо Flugzeugfabrik Aviatik в производстве истребителей D.I для подразделений авиации Австро-Венгрии (Luftfahrtruppen — LFT) Императорско-королевской армии принимали участие компании Lohner, Thóne & Fiala, MAG, WKF и Lloyd.
Истребителю-биплану D.I предшествовали несколько концептуально схожих прототипов. Среди этих машин-предшественников был самолет 30.22, который в апреле 1917 года был изготовлен небольшой опытной серией. Основная концепция планера, особенно фюзеляж и хвостовое оперение, была использована фон Бергом при разработке других проектов, большая часть которых была реализована в виде прототипов.
В апреле 1917 года Юлиус фон Берг через своего работодателя предложил авиационному арсеналу (Fliegerarsenal, сокращенно Flars) приобрести для LFT самолеты:
- • двухместный многоцелевой триплан с самым мощным на тот момент авиадвигателем Австро-Венгрии (серийно выпускавшийся двигатель Austro-Daimler AD 6 [19-я серия], развивавший 200 л.с. [147 кВт]);
- • истребитель-триплан аналогичный уже существующему истребителю-биплану D.I.
схемы Aviatik (Berg) Dr.I (30.24)
Flars отказался от двухместного самолета, но согласился приобрести истребитель-триплан, который в случае принятия на вооружение получил бы обозначение Aviatik Dr.I. 17 сентября 1917 года Юлиусом фон Бергом авиационному арсеналу для оценки была представлена окончательная документация самолета, получившего внутризаводское обозначение тип 30.24 (в компании Aviatik число 30 было обозначением прототипов, второе число после точки означало конкретную конструкцию во внетрифирменном перечне).
Триплан 30.24 был массивным самолетом цельнодеревянной конструкции (лишь элероны и рули высоты и направления были изготовлены из стальных труб и полотна). Фюзеляж и хвостовое оперение были почти полностью взяты с проверенной конструкции истребителя-биплана D.I. Отличием был сокращенный гагрот за кабиной пилота (у биплана D.I гагрот шел до самого киля).
Установленные с сильным выносом вперед крылья были однолонжеронными с полотняной обшивкой. Размеры крыльев были разными: верхнее имело размах 7,23 м, среднее — 7,13 м, а нижнее — 7,00 м. Элероны с тросовым управлением устанавливались только на верхнее крыло. В отличие от среднего крыла верхнее и нижнее крылья были неразъемными. Верхнее крыло соединялось с фюзеляжем посредством N-образных центропланных стоек. Нижнее крыло шло под фюзеляжем и крепилось к нему с помощью четырех коротких стоек. Для обеспечения хоть какого-то обзора вперед-вниз корневые части консолей среднего крыла имели целлулоидную обшивку. Несущие поверхности были усилены двумя парами межплоскостных стоек, усиленных системой расчалок.
По своей конструкции шасси не отличалось от установленного на D.I. Основные стойки шасси изготавливались из стальных труб, имели межколесную ось и были подрессорены резиново-шнуровой амортизацией. Хвостовой костыль имел внешнюю амортизацию.
Передняя часть самолета имела типичный лобовой радиатор, за которым размещался шестицилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения Austro-Daimler AD 6 (18-я серия). Двигатель развивал мощность 185 л.с. (136 кВт) и вращал четырехлопастный деревянный винт Jaray, лопасти которого были установлены буквой X.
Aviatik 30.24 в своем первоначальном виде нес простой камуфляж с небольшими вкраплениями темно-зеленого и красно-коричневого цветов сверху и по бортам. Нижняя поверхность оставалась неокрашенной в цветах полотна или фанеры. Детали из листового металла, пружины и соединения были серыми; радиатор был латунным
В сентябре 1917 года компания Flugzeugfabrik Aviatik получила от Flars контракт на постройку четырех прототипов данного экспериментального истребителя-триплана. Первый прототип нес заводское обозначение 30.24; остальные машины, у которых были предусмотрены конструктивные изменения, обозначений не получили. Над этими тремя машинами Юлиус фон Берг еще работал, собираясь применить к ним опыт летных испытаний и, в соответствии с требованиями авиационного арсенала, установить двигатель Austro-Daimler AD 6 (19-я серия).
Законченный прототип 30.24 из завода компании Flugzeugfabrik Aviatik, расположенного в венском районе Хайлигенштадт (Heiligenstadt), на бортовом грузовике был перевезен на несколько километров на восток у Асперну на аэродром авиационного арсенала, где в октябре 1917 года состоялся его первый полет.
Aviatik 30.24 в своем первоначальном виде с двигателем 18-й серии и без вооружения в Асперне, октябрь 1917 года
Первые испытания еще невооруженного прототипа вызвали определенное разочарование. Хотя самолет был более маневренным в продольной плоскости и имел лучшую скороподъемность, его летные характеристики в целом не сильно превосходили характеристики D.I.
еще один сделанный в Асперне снимок опытного истребителя Aviatik 30.24. Триплан стоит напротив местного заводского ангара, слева от него Aviatik D.II (39.01)
Машина была отправлена на завод компании-изготовителя для установки 200-сильного двигателя AD 6 (19-я серии) и вооружения (два 8-мм пулемета Schwarzlose M7/12). Синхронизированные пулеметы устанавливались в кабине пилота и их рукоятки были в пределах досягаемости пилота. Патронные коробки находились под пулеметами.
самолет после установки двигателя 19-й серии и пулеметов и с несколько другим капотом. В модернизированном виде самолет испытывали несколько летчиков, в числе которых был фельдфебель Йозеф Кисс[1]
В Асперне модифицированный 30.24 вновь появился в феврале 1918 года и 26 числа вновь был поднят в небо. Однако корректировка не принесла серьезных улучшений. Так или иначе, но эпоха трипланов завершилась. Авиационный арсенал отказался запускать самолет в серийное производство и передал единственную машину в подразделение Flek 8, из которого он для опытов был передан в расположенное в Винер-Нейштадте подразделение Flek 6.
На самолете были испытаны несколько типов радиаторов, винтов и для улучшения переднего обзора пилота была модифицирована кабина. Данные работы выполнялись в интересах улучшения серийных истребителей-бипланов D.I (эти истребители оснащались как минимум восемью различными типами радиаторов и винтов).
В сентябре 1918 года австро-венгерские ВВС официально («формально») передали самолет 30.24 на баланс государства и оплатили компании его стоимость. Три незавершенных прототипа было приказано демонтировать, не дожидаясь соответствующих заводских обозначений. Так закончилась карьера истребителей-трипланов фон Берга. Интересно, что в апреле 1920 года прототип 30.24 фигурировал в списке самолетов Австрии, предложенных Чехословакии для покупки!
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: истребитель
Компания-производитель: Oesterreichisch-Ungarische Flugzeugfabrik Aviatik G.m.b.H., Винер-Нейштадт
Экипаж: 1 человек
Силовая установка:
- • первоначально — один шестицилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения Austro-Daimler AD 6 (18-я серия), развивавший мощность 185 л.с. (136 кВт) и вращавший четырехлопастный деревянный винт Jaray
- • после модификации — один шестицилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения Austro-Daimler AD 6 (19-я серия), развивавший мощность 200 л.с. (147 кВт) и вращавший четырехлопастный деревянный винт Jaray
Размеры:
размах крыльев 7,23 м
длина 6,25 м
высота 2,75 м
площадь крыльев 22,73 м²
Вес:
пустого 730 кг
взлетный 900 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость у земли 174 км/ч
крейсерская скорость 150 км/ч
время набора высоты 1000 метров 2 мин 40 сек
практический потолок 5650 м
продолжительность полета 2,3 ч
Количество изготовленных: 1 экземпляр
1 — летчик-истребитель, ас Австро-Венгерской империи (19 побед)
источник: Miroslav Balous «Aviatik (Berg) Dr.I (30.24)» L+K červen 2012