Опытный бомбардировщик Boulton-Paul P.15 Bolton. Великобритания
Министерство авиации было в значительной степени убеждено, что стальная конструкция, включенная в P.10 и развиваемая исследовательским отделом компании Boulton & Paul, была необходима как в британских условиях, так и из-за своей доступности, поскольку трудности военного времени с получением высококачественной ели еще были свежи в памяти. Чтобы помочь компании в дальнейшем развитии ее технологий производства стальных конструкций, Министерство в 1920 году выдало спецификацию 4/20 на версию Bourges-а со стальным каркасом. Был заказан один прототип, J6584, названный Bolton. Хотя Bolton по сравнению с Bodmin-ом имел более поздний номер проекта Boulton & Paul, самолет был фактически построен первым и должен был стать первым цельнометаллическим самолетом, переданным Королевским ВВС.
Хотя Bolton был по существу Bourges-ом с высокопрочным стальным каркасом, два самолета значительно отличались по внешнему виду. Размах трехстоечных безвыносных крыльев был больше, чем у предшественника, и составлял 62 фт 6 дйм (19,05 м). По конструкции лонжероны были схожи с использовавшимися на P.10 с образующими коробку четырьмя гофрированными полосами; интервалы между трубами соединались разрезанными по длине и фланцеванными на концах перемычками из углеродистой стали. Широкие межплоскостные стойки в основном состояли из двух треугольных секций, соединенных решеткой из швеллерных секционных элементов, после чего все конструкция стоек покрывалась полотном.
Собранный Bolton без обшивки для показа цельностальной конструкции
Двигатели Napier Lion были установлены необычным способом – между фюзеляжем и внутренними межплоскостными стойками. Моторы, так же как и на P.7b Bourges, устанавливались на нижнем крыле, но неразъемно со слегка приподнятыми участками, перед которыми были размещены радиаторы. Верхние части двигателей были открытыми, поэтому устанавливались радиаторы меньших по сравнению с нормальными размеров, и моторы сочетали водяное и воздушное охлаждение. Обтекаемые металлические панели в нижних частях двигателей для большей прочности были гофрированными.
450-сильные двигатели Lion были оснащены четырехлопастными винтами. Глушители шума выхлопных газов, запатентованные компанией Boulton & Paul, имели конструкцию с алюминиевыми коллекторами, заканчивавшимися у стальных труб, в которых были сделаны пропилы. Эта конструкция обеспечивала эффективное охлаждение выхлопных газов. Двигатели устанавливались на специальных антивибрационных креплениях и заводились вручную в задних частях мотогондол. Это было благом для механиков, которым для запуска двигателей уже не приходилось карабкаться на крыло, рискуя повредить самолет или травмировать себя. Все топливные баки были размещены в крыле с двумя основными баками и одним верхним расходным баком для подачи топлива к двигателям самотеком. Топливо непрерывно закачивалось в расходный бак на два топливных насоса с приводом от ветрянки.
Крупный план центральной части фюзеляжа P.15 Bolton; видны топливные баки внутри металлической конструкции самолета
Центроплан верхнего крыла, как и на Bourges Mk 1A, был установлен на наклонных стойках прямо над фюзеляжем. Плоскобортный фюзеляж имел треугольный в сечении гаргрот, что позволяло верхнему пулемету Lewis стрелять вниз под довольно крутым углом. Нижняя поверхность была плоской и выступала вперед дальше, чем верхняя, давая носу вид перевернутой кормы корабля и очень походила на нос Bodmin-а.
Трубчатые лонжероны были построены из двух частей: одна часть образовывала три четверти круга и закреплялась фланцевыми кольцами с выдвинутыми наружу концами, а вторая часть заполняла зазор. Лонжероны были разработаны таким образом, чтобы одна четверть увеличивала сопротивление лонжерона к вторичным скручивающим напряжениям. Одна четвертая часть была срезана для крепления стоек лонжеронов с L-образным кронштейном.
Непокрытый нос Bolton-а с открытой позицией стрелка/бомбардира
Основные стойки шасси включали специально разработанные компанией Boulton & Paul масляно-пневматические амортизаторы и очень отличались по конструкции от использованных на P.8. Для предотвращения капотирования в передней части фюзеляжа были установлены носовые колеса. Эти колеса были связаны с фюзеляжем и основными колесами, создавая компоновку трехопорного шасси. Размещение колес было неуклюжим, а колея была более узкой, чем у Bourges, который в этом плане был великолепен.
На данном снимке хорошо показана более узкая по сравнению с Bourges колея шасси J6584
Еще одним свидетельством изобретательности Норта (North) стала небольшая вертикальная поверхность, прикрепленная к передней кромке киля; данная поверхность действовала как триммер, управляемый пилотом с помощью колеса. Киль и руль направления выступали за нижний контур фюзеляжа и были прямоугольной формы с закругленными углами. Большая роговая компенсация руля направления выступала вперед по сравнению с верхушкой киля. Горизонтальное оперение, которое было также прямоугольным, располагалось на верхней поверхности в задней части фюзеляжа и пересекалось килем.
Размещение экипажа было таким же как и на Bourges-е с носовой и верхней огневыми точками, оборудованными одиночными пулеметами Lewis на кольцевых установках Скарффа, и кабиной пилота, расположенной прямо перед крыльями. Передний стрелок действовал в качестве бомбардира и в его позиции находились два окна, через которые можно было управлять бомбардировочным прицелом. Также было предусмотрено место для кинокамеры, управляемой верхним стрелком.
Фрэнк Кортни (Frank Courtney) совершил первый полет на Bolton-е в сентябре 1922 года. Секретность, налагаемая в то время Министерством авиации, привела к тому, что в отличие от своего современника Bodmin-а, его характеристики не были записаны для потомков.
Единственный Bolton, J6584, в Маусхолде (Mousehold), 1923 год
Одиночный Bolton, J6584, был самым первым самолетом с цельнометаллическим планером, поставленным Королевским ВВС. Министерство авиации, хотя и было убеждено в ценности цельнометаллических самолетов, столкнулось с продолжающейся нехваткой денежных средств и это означало отсутствие заказов больших, чем один на прототип, однако в следующем году были заказаны первые прототипы дальнейшего развития темы Bourges/Bolton — P.25 Bugle.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Силовая установка: два 450-сильных двигателя Napier Lion
Размеры:
размах крыла 62 фт 6 дйм (19,05 м)
длина 48 фт (14,6 м)
Вес:
пустого 9500 фнт (4309 кг)
Летные характеристики:
расчетная максимальная скорость на высоте 10 000 футов (3048 м) 130 миль/ч (209 км/ч)
Вооружение: одиночные пулеметы Lewis в кольцевых установках Скарффа в носовой и верхней позициях
источник: Alec Brew "Boulton Paul Aircraft Since 1915"