Опытные советские самолеты глазами запада. Всепогодный ударный самолет и самолет-разведчик Sukhoi Su-24 (Су-24)

14
Опытные советские самолеты глазами запада. Всепогодный ударный самолет и самолет-разведчик Sukhoi Su-24 (Су-24)

Опытные советские самолеты глазами запада. Всепогодный ударный самолет и самолет-разведчик Sukhoi Su-24 (Су-24)

Тип летательного аппарата: Sukhoi Su-24 (Су-24)
Классификация НАТО: Fencer

Вдохновленный американской программой TFX (F-111), этот самолет разрабатывался по той же превосходной аэродинамической схеме, что и истребитель MiG-23, но с использованием не одного двигателя, а двух. Несмотря на то, что в конструкции Fencer-а используется очень старый и неконкурентный двигатель, по сложившемуся на Западе общему мнению Su-24 оснащен двигателями AL-21F-3 или сходным с ним, хотя все особенности размещения данных двигателей отсутствуют. На максимальном режиме двигатели развивают тягу по 25000 фунтов (11340 кг) каждый.

С самого начала программе создания Su-24 был присвоен максимальный приоритет, и было сделано все, чтобы ничего не помешало воплощению машины в металле с последующим серийным производством. Была сформирована самая большая из когда-либо существовавших в СССР команда инженеров-проектировщиков. Помимо советских инженеров к разработке Su-24 привлекли и польских конструкторов из предприятия PZL, и при создании машины в каждой мелочи было достигнуто самое лучшее, что может быть создано в этом направлении.

Во многом Su-24 напоминает «торнадо», хотя физически советский самолет крупнее европейского; что касается сходства с F-111, то единственным, что объединяет эти два самолета является размещение членов экипажа – пилота и офицера-оператора систем вооружения – в сиденьях, расположенных бок о бок. В отличие от американской машины Fencer несет половину боевой нагрузки под фюзеляжем, в то время как отклоняющиеся в стороны створки ниш двухколесных основных стоек шасси размещены очень изящно. Расположенные перед основными стойками большие тормозные щитки закрывают два больших блистера, в которых размещены неопознанные внутренние элементы оборудования.

Нет никаких сомнений в том, что максимальная нагрузка на крыло Su-24 больше, чем у любого другого боевого самолета, и составляет примерно 180 фунтов на кв. фут (878 кг/м²). Большая удельная нагрузка на крыло в сочетании с максимальной стреловидностью 68° и почти полным отсутствием фиксированных частей крыла должна привести к исключительно хорошим летным качествам при выполнении полетов на полной мощности на малых высотах и отсутствию на данном режиме бафтинга. Ввиду абсолютно бескомпромиссного характера этого летательного аппарата, вполне вероятно, что крыло Su-24 имеет программатор соответствия числа Маха и угла стреловидности, который непрерывно регулирует угол стреловидности консолей крыла. В этом Fencer кардинально отличается от самолетов семейства Su-17/20/22, которые оснащены прямым ручным управлением углом стреловидности крыла.

Другие особенности планера Su-24 включают в себя:

• полностью регулируемые воздухозаборники с вспомогательными створками и створками для дополнительного подвода воздуха;
• консоли крыла малой относительной толщины с расположенными по всему размаху предкрылками и с двухщелевыми закрылками;
• управление по крену осуществляется крыльевыми интерцепторами (на малых скоростях) и оснащенными силовым приводом дифференциальными стабилизаторами;
• одним вертикальным килем с двумя подфюзеляжными гребнями, установленными в задней части фюзеляжа в местах соединения бортов с широкой и плоской нижней поверхностью;
• бортовое радиоэлектронное и авиационное оборудование (авионика), являющееся на настоящий момент самым совершенным из числа устанавливаемых на тактические самолеты.

цветной профиль ударного самолета Su-24 Fencer A. У этого самолета киль ранней модели, тормозной парашют и большой топливный бак на пилоне, подвешенном к фиксированной части крыла. Около восьмисот бомбардировщиков Fencer сейчас находятся на вооружении советских военно-воздушных сил

цветной профиль ударного самолета Su-24 Fencer A. У этого самолета киль ранней модели, тормозной парашют и большой топливный бак на пилоне, подвешенном к фиксированной части крыла. Около восьмисот бомбардировщиков Fencer сейчас находятся на вооружении советских военно-воздушных сил

Технические подробности Su-24 являются предметом многочисленных спекуляций, и изменения во внешнем виде машин данного типа являются причиной до сих пор необъяснимому решению НАТО на присвоение трем находящимся на вооружении вариантам самолета, обозначений «Fencer A, B и C»; все они отличаются размещением экипажа бок о бок. Расположенная в носовой части фюзеляжа радиолокационная станция, несомненно, представляет собой импульсно-доплеровский радар с замечательными мощностью и универсальностью.

Как и на F-111 на Su-24 возможность слежения за наземной поверхностью обеспечивается вспомогательной РЛС обеспечения полета с огибанием рельефа местности, и отдельная доплеровская навигационная РПС размещена на оси самолета в нижней части его фюзеляжа. Элементы бортового радиоэлектронного и авиационного оборудования размещены по всему самолету; большая часть элементов размещена заподлицо или размещена под едва заметными блистерами.

Лазерный дальномер и ГСН с целеуказателем размещены в небольшом обтекателе, расположенном на нижней поверхностей носовой части фюзеляжа. Предполагается, что, как и на MiG-27, в небольших блистерах установлены устройства непрерывного излучения для подсветки цели. Данные блистеры расположены по обеим сторонами фюзеляжа перед неподвижными частями крыла и воздухозаборниками в местах соединения боковой и нижней поверхностей носовой части фюзеляжа. Размещенное в блистерах оборудование предназначено для радиолокционного наведения управляемых ракет класса воздух-земля. Хвостовое оперение самолета представляет собой целый лес поверхностных антенн [1] и небольших контейнеров или блистеров; состав авионики, размещенной в хвостовом оперении, варьируется от одного самолета к другому.

цветная схема ударного самолета Su-24 Fencer: A) датчик угла тангажа, предназначенные для подачи данных на систему управления и наведения управляемого вооружения; B) возможное размещение РЛС (слева и справа) РЛС наведения управляемых ракет класса воздух-земля (по типу MiG-27); C) усовершенствованная РЛС (возможно импульсно-допплеровского типа), предназначенная для навигации, выполнения низковысотного полета с огибанием местности и нанесения ударов днем и ночью в любых погодных условиях. Диаметр сканирующей антенны РЛС приблизительно 50 дюймов (1.25 см); D) фонарь кабины экипажа с откидывающимися назад створками; E) крупные интерцепторы/гасители подъемной силы; F) крыло, установленное в положением минимальной стреловидности (нижнее; примерно 16°); G крыло, установленное в положением максимальной стреловидности (нижнее; примерно 72°); H) двухщелевые закрылки, установленные у задней кромки крыла по всему размаху его консолей; I) возможно антенна радиоэлектронного противодействия или системы посадки по приборам (ILS «Swift Rod»); J) почти наверняка это всережимные регулируемые сопла двигателей, оснащенных форсажными камерами; K) вероятно створки механизма реверса тяги (установлены сверху и снизу); L) вероятно тормозные щитки; M) дифференциальные стабилизаторы (слева и справа) без противофлаттерных грузов; N) вероятно антенны СВЧ/УВЧ диапазонов; O) вероятно Sirena 3 или более поздняя РЛС предупреждения об облучении в задней полусфере; P) крупный отсек для размещения тормозного парашюта; Q) створки механизма реверса тяги; R) тормозные щитки; S) два подфюзеляжных киля с предохранительными опорами; T) многоколесные основные стойки шасси (возможно с двумя колесами на одной оси), размещенные под каналами, по которым воздух подается к двигателям; U) четыре подфюзеляжных пилона; V) противопомпажная створка, расположенная над вспомогательным воздуховодом; W) воздухозаборник с вертикально расположенным клином, способным изменять угол установки, и с перфорированным отсекателем пограничного слоя; X) возможное местоположение антенн системы опознавания; Y) лазерный дальномер и ГСН с целеуказателем; Z) трубка Пито; AA) датчик угла крена, предназначенные для подачи данных на систему управления и наведения управляемого вооружения; AB) трехштыревая антенна системы опознавания SRO-2M («Odd Rods»); AC) индикатор на лобовом стекле; AD) катапультное кресло для покидания самолета при нулевых скорости и высоте; AE) поворотные пилоны; AF) интегральный топливный бак; AG) вероятно антенна всенаправленного радиомаяка СВЧ-диапазона; AH) предкрылки, установленные у передней кромки крыла по всему размаху его консолей; AI) возможно антенна РЛС предупреждения об облучении в передней полусфере Sirena 3; AJ) воздухозаборник с противообледенительной системой; AK) пилон на неподвижной части крыла

цветная схема ударного самолета Su-24 Fencer: A) датчик угла тангажа, предназначенные для подачи данных на систему управления и наведения управляемого вооружения; B) возможное размещение РЛС (слева и справа) РЛС наведения управляемых ракет класса воздух-земля (по типу MiG-27); C) усовершенствованная РЛС (возможно импульсно-допплеровского типа), предназначенная для навигации, выполнения низковысотного полета с огибанием местности и нанесения ударов днем и ночью в любых погодных условиях. Диаметр сканирующей антенны РЛС приблизительно 50 дюймов (1.25 см); D) фонарь кабины экипажа с откидывающимися назад створками; E) крупные интерцепторы/гасители подъемной силы; F) крыло, установленное в положением минимальной стреловидности (нижнее; примерно 16°); G крыло, установленное в положением максимальной стреловидности (нижнее; примерно 72°); H) двухщелевые закрылки, установленные у задней кромки крыла по всему размаху его консолей; I) возможно антенна радиоэлектронного противодействия или системы посадки по приборам (ILS «Swift Rod»); J) почти наверняка это всережимные регулируемые сопла двигателей, оснащенных форсажными камерами; K) вероятно створки механизма реверса тяги (установлены сверху и снизу); L) вероятно тормозные щитки; M) дифференциальные стабилизаторы (слева и справа) без противофлаттерных грузов; N) вероятно антенны СВЧ/УВЧ диапазонов; O) вероятно Sirena 3 или более поздняя РЛС предупреждения об облучении в задней полусфере; P) крупный отсек для размещения тормозного парашюта; Q) створки механизма реверса тяги; R) тормозные щитки; S) два подфюзеляжных киля с предохранительными опорами; T) многоколесные основные стойки шасси (возможно с двумя колесами на одной оси), размещенные под каналами, по которым воздух подается к двигателям; U) четыре подфюзеляжных пилона; V) противопомпажная створка, расположенная над вспомогательным воздуховодом; W) воздухозаборник с вертикально расположенным клином, способным изменять угол установки, и с перфорированным отсекателем пограничного слоя; X) возможное местоположение антенн системы опознавания; Y) лазерный дальномер и ГСН с целеуказателем; Z) трубка Пито; AA) датчик угла крена, предназначенные для подачи данных на систему управления и наведения управляемого вооружения; AB) трехштыревая антенна системы опознавания SRO-2M («Odd Rods»); AC) индикатор на лобовом стекле; AD) катапультное кресло для покидания самолета при нулевых скорости и высоте; AE) поворотные пилоны; AF) интегральный топливный бак; AG) вероятно антенна всенаправленного радиомаяка СВЧ-диапазона; AH) предкрылки, установленные у передней кромки крыла по всему размаху его консолей; AI) возможно антенна РЛС предупреждения об облучении в передней полусфере Sirena 3; AJ) воздухозаборник с противообледенительной системой; AK) пилон на неподвижной части крыла

Вероятно, размещенный внутри самолета комплект оборудования радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронного противодействия является более полным, чем в любом другом сверхзвуковом боевом самолете, и западные аналитики все еще изучают детали. Нет ни малейших сомнений в том, что комплекс бортового радиоэлектронного оборудования разрабатывался параллельно с самим самолетом, и когда какой-либо конкретный элемент отсутствовал или не соответствовал предъявляемым требованиям, то он создавался с нуля.

Рассказывая об этом очень важном самолете, необходимо упомянуть тот факт, что приведенные в конце статьи размеры были опубликованы на Западе в 1974 году в качестве расчетных. Эти данные были опубликованы в тот момент, когда практически ничего не было известно о Su-19 – такое обозначение в середине 1970-х годов было присвоено западными аналитиками ударному самолету Su-24.

Эти данные никогда не менялись, хотя автор сильно сомневается в их кажущейся точности. Аналитики НАТО были более откровенны, когда дело дошло до идентификации двух подфюзеляжных блистеров, под которыми размещено постоянно установленное бортовое оборудование. По мнению автора, эти два блистера являются обтекателями пушек разных типов, установленных на самолет в соответствии с советской политикой по применению вооружения против целей различных классов. Однако официальная точка зрения состоит в том, что только в левом блистере установлена пушка, тогда как назначение содержимого правого блистера еще не идентифицировано.

ударный самолет Su-24 Fencer с крылом изменяемой геометрии, установленным в положении минимальной стреловидности (угол стреловидности консолей 16°), выпущенными стойками шасси и двумя большими подкрыльевыми топливными баками. Высокая удельная нагрузка на крыло и максимальный угол стреловидности консолей 68° должны обеспечить отличные характеристики при высокоскоростном маловысотном полете, а многочисленные антенны свидетельствуют об установке на самолет современного бортового радиоэлектронного и авиационного оборудования

ударный самолет Su-24 Fencer с крылом изменяемой геометрии, установленным в положении минимальной стреловидности (угол стреловидности консолей 16°), выпущенными стойками шасси и двумя большими подкрыльевыми топливными баками. Высокая удельная нагрузка на крыло и максимальный угол стреловидности консолей 68° должны обеспечить отличные характеристики при высокоскоростном маловысотном полете, а многочисленные антенны свидетельствуют об установке на самолет современного бортового радиоэлектронного и авиационного оборудования

К середине 1984 года количество находящихся в эксплуатации ударных самолетов Su-24 было доведено до 800 машин. Большая часть подразделений, оснащенных ударными самолетами Su-24, расквартирована во всех приграничных военных округах Советского Союза; более двухсот машин сосредоточено на границе с Китаем и у Тихоокеанского побережья. Основная часть ударных самолетов Su-24 сосредоточена в двух воздушных армиях: 4-й (Венгрия и Украина) и 24-й (Польша), в каждой из которых входят по пять полков по 60 самолетов в каждом.

Три версии ударного самолета Su-24 – Fencer A, B и C – еще не были описаны, но самая последняя из них была разработана лишь в 1981 году. Согласно данным Министерства обороны США некоторые Su-24 переданы в состав подразделений стратегической авиации (т.н. авиации дальнего действия; ADD) и

«в течение следующих нескольких лет число машин, предназначенных для выполнения данной задачи, вероятно, увеличится на 50 процентов».

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Sukhoi Su-24 Fencer A, B and C (Су-24)

Назначение: всепогодный ударный самолет и самолет-разведчик

Статус: серийное производство

Компания-разработчик: ОКБ Павла Сухого, СССР

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка: два турбореактивных двигателя AL-21F-3 или сходные с ними, развивающие на максимальном режиме двигатели развивают тягу по 25000 фунтов (11340 кг) каждый

Размеры (расчетные):

размах крыла
• при стреловидности крыла 16 ° – 56 футов 3 дюйма (17,15 м)
• при стреловидности крыла 68° – 31 фут 3 дюйма (9,53 м)
общая длина 69 футов 10 дюймов (21,29 м)
высота 18 футов 0 дюймов (5,5 м)

Масса (расчетная):

пустого самолета 39700 фунтов (18 000 кг)
с полной нагрузкой (без внешних подвесок) 64000 фунтов (29 000 кг)
максимальная 87080 фунтов (39 500 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость без внешних подвесок
• на высоте 1590 миль в час (2560 км/ч, М = 2,4)
• на уровне моря около 870 миль в час (1400 км/ч, М = 1,14)
максимальная скорость с внешней нагрузкой
• на высоте около 1000 миль в час (1600 км/ч)
• на уровне моря около 620 миль в час (1000 км/ч)
практический потолок с боевой нагрузкой 57400 футов (17500 м)
боевой радиус с бомбовой нагрузкой 5500 фунтов (2500 кг)
• при полете к цели и обратно на малых высотах и атаке на малой высоте 200 миль (322 км)
• при полете к цели и обратно на больших высотах и атаке на малой высоте 1115 миль (1800 км)
перегоночная дальность с шестью ПТБ 4000 миль (6400 км)

Вооружение:

стрелковое – одна или две пушки, размещенные внутри самолета
бомбовое – на восьми подфюзеляжных и крыльевых узлах подвески размещаются 17635 фунтов (8000 кг) бомбовой нагрузки

История: первый полет в 1969 году, принятие на вооружение в 1974 году


[1] антенны, которые устанавливаются заподлицо с поверхностью

источник: Bill Gunston «Military aviation library. Modern Soviet Aircraft» 1985, стр.51-53

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account