Опытные советские самолеты глазами запада. Сверхзвуковой дальний бомбардировщик Tupolev V-G bomber (Ту-22М)
Перед тем как выложить данную статью, представляющую собой небольшую заметку из справочника Jane’s, издание 1974-75 годов, я хочу выразить слова признательности глубокоуважаемому коллеге vasia23 за цветной профиль.
Тип летательного аппарата: Tupolev V-G bomber (Ту-22М)
Классификация НАТО: Backfire
Осенью 1969 года американские официальные лица впервые признали подтвердили существование советского среднего бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла. Такой самолет не был неожиданностью, поскольку Tu-22 (Ту-22; по классификации НАТО Blinder) явно не способен в 1970-е годы выполнять задачи дальнего бомбардировщика.
Сообщается, что прототип нового бомбардировщика был замечен в июле 1970 года на земле возле завода ОКБ Туполева в Казани, Средняя Азия [так в тексте – byakin]. Последующие официальные заявления подтвердили, что этот двухмоторный самолет разработан ОКБ Туполева. Первоначально было построено по крайней мере два прототипа, а к началу 1973 года количество опытных образцов, предназначавшихся для летно-конструкторских испытаний, испытаний систем вооружения и оценочных испытаний, возросло до двенадцати. В НАТО самолету было присвоено кодовое обозначение Backfire.
Как полагают при разработке основных параметров бомбардировщика в ОКБ Туполева стремились к достижению над целью скорости в диапазоне М = 2,25-2,50 с максимальной дальностью на большой высоте полета без дозаправки в воздухе 4775-5200 морских миль (5500-6000 миль; 8850-9650 км) и со способностью прорывать ПВО противника на малых высотах со сверхзвуковой скоростью.
Есть основания полагать, что в своей первоначальной форме Backfire без дозаправки в воздухе не достигал заданного значения, но после некоторой модернизации последняя версия имеет максимальный боевой радиус без дозаправки в воздухе около 3100 морских миль (3570 миль; 5745 км). Вследствие этого министр обороны США Джеймс Р. Шлезингер в своем докладе Конгрессу о бюджете на 1975 финансовый год заявил:
«Этот фактор в сочетании с его известной способностью к дозаправке в полете, по-видимому, указывает на то, что Backfire может использоваться как межконтинентальный бомбардировщик, так и как бомбардировщик для действий на второстепенных ТВД. Для второй роли он, по всей видимости, лучше всего подходит».
Председатель Объединенного комитета начальников штабов США адмирал Томас Х. Мурер добавил:
«По нашим оценкам части, вооруженные бомбардировщиками Backfire, достигнут полной боеготовности в 1974 году … Ожидается, что они заменят некоторые из нынешних средних и тяжелых бомбардировщиков и при развертывании соответствующих сил самолетов-заправщиков представят собой потенциальную угрозу для континентальной части Соединенных Штатов … Он весит в два с половиной раза больше, чем FB-111, и примерно на четыре пятых больше, чем B-1».
На прилагаемом к статье чертеже в трех проекциях показан предполагаемый внешний вид бомбардировщика Backfire. Этот внешний вид очень похож на рисунок и модель самолета, созданные на основе отрывочных сведений и официально выпущенные министерством обороны США. Нежелание отказываться от привычной туполевской практики уборки основных стоек шасси в обтекатели, размещенные на задней кромкой крыла, ограничило изменение стреловидности крыла только внешними частями консолей, как это было сделано на ударном самолете Sukhoi Su-20 (Су-17). Кроме того, есть основания полагать, что на ранних самолетах большие размеры этих обтекателей, когда колеса располагались под крылом, вызывали чрезмерное сопротивление. На более поздних самолетах модернизация была сделала обтекатели значительно меньше. Предлагается, что используются измененные основные стойки шасси, вероятно, убирающиеся в крыло внутри обтекателей. Считается, что это объясняет наличие сообщений о двух версиях бомбардировщика:
Backfire-A. Первоначальный вариант, с большими обтекателями шасси.
Backfirs-B. Доработанный вариант с уменьшенными размерами обтекателей шасси. Сообщается также об увеличенном размахе крыла.
Логично предположить, что каждый узел поворота консолей крыла будет находиться как можно ближе к гондоле шасси хотя бы для того, чтобы сделать вырез в задней кромке крыла и защитить гондолу стойки шасси от контакта с консолью крыла при его максимальной стреловидности. Как и на Su-20 передняя кромка каждой поворотной консоли крыла может быть снабжена предкрылком.
Ввиду необходимости минимизировать габариты каждой основной стойки шасси можно ожидать, что Backfire будет иметь шесть колес малого диаметра на каждой тележке, как на пассажирском самолете Tu-154 (Ту-154).
В отличие от Tu-22, у которого двигатели размещены у киля в хвостовой части фюзеляжа, силовая установка бомбардировщика Backfire размещена внутри крупного фюзеляжа прямоугольного поперечного сечения в его задней части. Нет никаких оснований ожидать, что к фюзеляжу будет применено правило площадей, однако воздухозаборники снабжены пластинчатыми отсекателями пограничного слоя и должны иметь сложную внутреннюю изменяемую геометрию.
Пока невозможно однозначно определить тип двигателя, установленного на бомбардировщике Backfire, но ряд американских источников предположил, что будут использованы два двухконтурных турбореактивных двигателя конструкции КБ Кузнецова (ТРДДФ НК-25; Куйбышевский моторный завод Министерства авиационной промышленности СССР; главный конструктор Николай Дмитриевич Кузнецов), аналогичные тем, что установлены на сверхзвуковом авиалайнере Tu-144 (Ту-144). Это вполне логично, поскольку каждый двигатель авиалайнера на форсаже развивает тягу 44090 фунтов (20000 кгс). Такие двигатели, модернизированные для использования в военных целях, дадут увеличение мощности как минимум на 70 процентов по сравнению с мощностью двигателей Tu-22.
В носовой части фюзеляжа установлена штанга дозаправки в воздухе, и по сообщениям после одной наблюдаемой дозаправки прототип бомбардировщика Backfire оставался в воздухе еще 10 часов.
Можно ожидать, что Backfire будет нести весь спектр советских свободнопадающих бомб и ракет воздух-земля, запускаемых вне зоны действия ПВО. По крайней мере эти ракеты будут столь же совершенными и грозными, как ракета AS-4 Kitchen (Х-22 Буря; МКБ Радуга), которая в полуутопленном положении размещается под фюзеляжем Tu-22. В ряде американских источников высказывается предположение, что Советский Союз также разрабатывает ядерные заряды малой мощности аналогичные американским ракетам SHAM (short-range attack missile) и ракеты-приманки для прорыва перспективных систем противовоздушной обороны. Утверждается, что новая ракета воздух-поверхность, именуемая ASM-6, имеет твердотопливный ракетный двигатель и дальность полета около 400 морских миль (460 миль; 740 км).
Сообщается, что с полной нагрузкой масса бомбардировщика Backfire составляет 272000 фунтов (123350 кг).
источник: John W.R. Taylor «Jane’s All the World’s Aircraft 1974-75», pages 516-517