Опытные советские самолеты глазами запада. Опытный штурмовик Tu-91 Boot (Ту-91 Бычок)
Хотя данная статья была опубликована в социалистической Чехословакии и хотя автор Вацлав Немечек утверждает о мировом первенстве журнала «L+K» в публикации об опытном палубном бомбардировщике-штурмовике, данная статья представляет собой перепечатку фантазий одного из западных авиационных журналов, в котором информация о Ту-91 появлялась гораздо раньше.
Тип летательного аппарата: Tupolev Tu-91 (Ту-91)
Классификация НАТО: Boot
Сегодня мы дополним серию рассказов о самолетах А. Н. Туполева небольшим дополнением к военным типам, несшим обозначение «Ту». Данное дополнение небольшое по своему объему, но очень важное по своему содержанию. Журнал «L+K» первым в мире привел подробную информацию и чертёж совершенно уникального типа самолета, созданного в ОКБ Туполева после окончания Второй Мировой войны. Это был многоцелевой ударный самолет и самолет-бомбардировщик Ту-91, который советские летчики также называли Тарзан или Бычок.
Конструкторское бюро Туполева начало работу над этим многоцелевым боевым самолетом в 1953 году. Первоначально ведущим конструктором был назначен П. О. Сухой, но после его ухода с целью возглавить собственное конструкторское бюро, Сухого сменил В. А. Чижевский. В это же время был изготовлен штурмовик Ил-40 конструкторского бюро С. В. Ильюшина. Это был реактивный самолет с двумя двигателями АМ-5Ф с тягой по 2700 кгс. В туполевской машине в качестве силовой установки использовался один турбовинтовой двигатель Н. Д. Кузнецова NK-6 (НК-6; двигатель НК-6 был двухконтурным турбореактивным и устанавливался на бомбардировщики Ту-22) или TV-2-F (ТВ-2М). Двигатель был установлен в фюзеляже у центра тяжести и с помощью длинного вала и редуктора приводил в действие винты, расположенные в передней части фюзеляжа. В редукторе мощность двигателя передавалась на два соосных четырехлопастных винта противоположного вращения с частотами вращения от 3890 до 4000 об/мин. Два члена экипажа – пилот и бортмеханик-радист – размещались бок о бок в значительно выдвинутой вперед кабине, и вал привода пропеллеров проходил между их сиденьями.
Воздухозаборник двигателя располагался под фюзеляжем непосредственно за носовой стойкой со сдвоенными колесами. В фюзеляже воздуховод изгибался вверх к компрессору двигателя. За двигателем выхлопная труба раздваивалась и струи газов выходили из овальных отверстий сопел, расположенных в бортах фюзеляжа. Все ударное вооружение самолета было подвешено в контейнерах под консолями крыла и под фюзеляжем. Можно было подвесить под фюзеляжем контейнер с двумя пушками НС-23; под консолями крыла можно было подвесить ракеты калибром до 182 мм, по одной 500 кг бомбе, по три 250-кг бомбы, по девять 100-кг бомб, по одной торпеде или мине. Общая масса боевой нагрузки составляла 3000 кг. В случае нападения на самолет от атак сзади в задней оконечности фюзеляжа установлен фиксированный 7,62-мм пулемет ШКАС.
Впервые Ту-91 поднялся в воздух в 1956 году под управлением летчика-испытателя К. Зюзина. Самолет продемонстрировал замечательный диапазон рабочих скоростей: от 280 до 710 км/ч. Первая должна была использоваться во время длительного противолодочного патрулирования и при выполнении задач морского разведчика. Крейсерская скорость составляла 650 км/ч, практический потолок 8000 метров, дальность полета – 2400 километров. Ту-91 имел размах крыла 17,17 метров и длину 16,35 метров.
Прототип Ту-91 очень успешно прошел испытания, которые были завершены в 1957 году. По результатам испытаний предполагалось, что на Ту-91 будут переоснащены части штурмовой авиации; задачи противолодочной обороны также не исключались. Однако в то время Н. С. Хрущев выступал за использование ракет в ущерб авиации даже на тактическом уровне, и потому серийное производство Ту-91 начато не было. Летом 1956 года Н. С. Хрущев пригласил тогдашнего главнокомандующего ВВС США Натана Ф. Твайнинга с большой делегацией для посещения нескольких объектов в Москве, а также аэродрома Кубинка, где гостям были представлены два прототипа, находившихся на этапе летных испытаний: реактивный бомбардировщик Ил-54 и турбовинтовой ударный самолет Ту-91. После возвращения делегации несколько художников пытались реконструировать обе машины на основе рассказов посетителей Кубинки, но все попытки были неудачными. Между тем автору этих строк удалось опубликовать данные бомбардировщика Ил-54 и даже получить его фотографию. Однако ударному самолету Ту-91 пришлось ждать публикации о себе значительно больше.
Историю реального опытного ударного самолета Ту-91 можно прочитать тут:
О бомбардировщике Ил-54 можно прочитать тут:
источник: Tekst: Václav NĚMECEK, Výkres: Stanislav Smékal «NEZNÁMÝ TYP Z TUPOLEVOVY KONSTRUKČNÍ KANCELÁŘE: TU-91» «L+K» 1972-25, стр.34/994