Опытные советские самолеты глазами запада. Часть 2. Многоцелевой ударный истребитель Mikoyan-Gurevich MiG-29 (МиГ-29)
Вероятно, истинной заменой истребителя МиГ-21, хотя по причинам стоимости он не будет производиться в таких количествах, станет фронтовой истребитель Mikoyan-Gurevich MiG-29 (МиГ-29), поступивший на вооружение ВВС в октябре 1983 года. Как и его более крупный компаньон — многоцелевой истребитель Su-27, — он имеет множество особенностей, делающих его похожим на американские истребители семидесятых годов и, кажется, близким родственником F-15, хотя и в уменьшенном масштабе.
Хотя ранние оценки представляли MiG-29, известный в НАТО под обозначением Fulcrum (точка опоры), бескомпромиссным легким истребителем, предназначенным исключительно для воздушных боев, аналитики министерства обороны США считают, что это будет истребитель-бомбардировщик, хотя и не в том же классе, что F-15E. С другой стороны, множество MiG-29 уже находятся в эксплуатации, в то время как ударные самолеты F-15E эскадрильи ВВС США получат не ранее 1986 года.
Основное вооружение MiG-29 состоит из шести ракет "воздух-воздух". Об этих ракетах мало что известно, но есть большая уверенность, что они принадлежат к следующему после AA-7 Apex (Р-23/Р-24) и AA-8 Aphid (Р-60) поколению советских ракет класса "воздух-воздух". Предназначенные для MiG-29 и Su-27 новые ракеты "воздух-воздух" в НАТО носят обозначение AA-X-10 (ракеты семейства Р-27; натовское обозначение AA-10 Alamo). Эти ракеты, предназначенные для поражения целей за пределами прямой видимости, взаимодействуют с мощной и производящей сильное впечатление импульсно-доплеровской радиолокационной станцией, способной обнаруживать, сопровождать и наводить вооружение на движущиеся за горизонтом вне зоны видимости (в том числе на фоне земли) воздушные цели лишь по отметкам на экране радара. Вполне возможно, что данной комбинацией радара и ракет воздух-воздух оснащен более тяжелый и крупный истребитель-перехватчик MiG-31 ("Foxhound''), хотя последний вооружен более дальнобойными ракетами воздух-воздух AA-9 Amos (Р-33).
С самого начала в западных отчетах, посвященных MiG-29, указываются выдающаяся маневренность и высокие лётные характеристики этого истребителя. Хотя этой самолет мало известен на западе, есть все признаки того, что он будет иметь долгую и успешную карьеру, также как и другие истребители МиГ. Вполне вероятно, что MiG-29 заменит не только истребители МиГ-21, но также и ударные самолеты Су-7 и семейства Су-17 (Су-20 и Су-22), всепогодные истребители-перехватчики Су-15 и самолеты семейства МиГ-23/МиГ-27.
Показателем смутного представления Запада об этом истребителе является тот факт, что когда были опубликованы первые рисунки MiG-29, то изображенный на них самолет-высокоплан с установленными под крылом воздухозаборниками по своей конфигурации был похож на F/A-18A Hornet.
Представленный позднее вариант внешнего вида напоминал F-15 или МиГ-25: с вертикально установленными килями, размещенными на отдельных балках и простирающимися назад к соплам от консолей крыла вдоль отсеков двигателей.
Однако на самых последних рисунках художников министерства обороны США эти балки отсутствуют. Кили установлены непосредственно над двумя двигателями, в то время как воздухозаборники переместились назад под крыло, которое в свою очередь также сместилось ниже: самолет из высокоплана стал среднепланом!
Частью проблемы, вероятно, является то, что большая часть западных знаний об истребителе MiG-29 базируется на разведывательных снимках, сделанных с очень большой высоты. Таким образом, представленный в данной статье рисунок самолета лишь может напоминать истинный МиГ-29.
автор, изображая истребитель MiG-29, не претендует на точность, но с другой стороны этот рисунок более близок к истине, чем все опубликованное на Западе ранее. Конечно, вид сверху более точен в общих чертах, хотя широко распространено мнение, что вертикальное оперение установлено на балках, расположенных с внешних сторон двигателей. Показанная на рисунке компоновка с вертикальным оперением, установленным на фюзеляже над двигателями, является особенностью рисунка художника министерства обороны США, опубликованного в 1984 году. Другой областью неопределенности является геометрия воздухозаборников двигателей. Нами показаны характерные для компании MiG скошенные воздухозаборники с корневыми наплывами крыла. В министерстве обороны США уверены, что вооружение самолета состоит из шести ракет "воздух-воздух"
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: MiG-29
Назначение: многоцелевой ударный истребитель
Компания-производитель: ОКБ им. Микояна, СССР
|
Предполагаемые данные |
Фактические (9-12) |
Силовая установка: |
|
|
тип двигателя |
ТРДД Tumanskii R-25 |
ТРДД РД-33 |
тяга, фнт (кгс) |
2×16 536 (2×7500) |
(2×8300) |
общая тяга, фнт (кгс) |
33 072 (15 000) |
(16 600) |
Размеры: |
|
|
размах крыла, фт дйм (м) |
39 4 (12,0) [1] |
(11,36) |
длина, фт дйм (м) |
50 10 (15,5) [1,2] |
(17,32) |
высота, фт дйм (м) |
16 0 (4,9) [1] |
(4,36) |
площадь крыла, фт² (м²) |
380 (35,5) [1] |
(38,06) |
Вес: |
|
|
пустого, фнт (кг) |
18 000 (8200) |
(10 900) |
|
28 000 (12 700) [3] |
|
нормальный взлетный, фнт (кг) |
28 000 (12 700) |
(15 180) |
боевой нагрузки, фнт (кг) |
8818 (4000) |
(2000) |
максимальный, фнт (кг) |
36900 (16 700) |
(18 100) |
Летные характеристики: |
|
|
максимальная скорость без внешних подвесок на большой высоте, миль/ч (км/ч) |
1520 (2450, M=2,3) |
(2450, M=2,3) |
максимальная скорость без внешних подвесок на малой высоте, миль/ч (км/ч) |
912 (1468, M=1,2) |
(1500, M=1,2) |
угловая скорость разворота, град/с |
|
|
(устойчивого) на высоте 15000 футов (4572 м) при M = 0,9 |
16 |
|
(мгновенного) при перегрузке 9g |
21 |
|
боевой радиус (профиль полета большая – малая – большая высота), миль (км) |
|
|
без внешних подвесок |
438 (705) |
|
с четырьмя ракетами воздух-воздух |
415 (668) |
|
с четырьмя бомбами ФАБ-500 |
374 (602) |
|
боевой радиус, миль (км) |
500 (860) [3] |
|
практическая дальность, (км) |
|
(1430) |
Вооружение:
• шесть ракет воздух-воздух нового типа AA-X-10 (Р-27) с дальностью 30 миль (48 км) и активным наведением, а также более старые ракеты AA-7 (Р-23/24) и AA-8 (Р-60) со снижением характеристик
• ракетно-бомбовая нагрузка общим весом 8820 фунтов (4000 кг)
История: первый полет, вероятно, в апреле 1979 года; введение в эксплуатацию в 1983 году
Страны-эксплуатанты: Советский Союз, с 1985 года Индия
- расчетные данные МО США на 1984 год
- без носовой штанги прототипа
- расчетные данные МО США на 1983 год
источники:
- Bill Gunston «An Illustrated Guide to Future Fighters and Combat Aircraft 1984»
- http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29.html