Опытные санитарные самолеты SAI KZ-IV. Дания
Хотя Дания была одной из первых стран, оккупированных нацистской Германией во время Второй мировой войны, благодаря мужественному поведению королевской семьи, которая осталась на родине и даже в условиях немецкого протектората оставалась для большинства датчан единственным признанным главой государства, для ее жителей удалось обеспечить, пожалуй, самые приемлемые условия из всех территорий, куда вошли солдаты Третьего Рейха. Этому либеральному положению, резко отличавшемуся от политики гитлеровской Германии на территории Советского Союза и Польши, населенных с точки зрения нацистов неполноценными народами (т.н. недочеловеками [Untermensch]), способствовали близость с точки зрения нацистской расовой политики немцев и датчан, а также стратегическое положение Дании в узком переходе из Северного моря в Прибалтику и близость нейтральной Швеции.
В Дании на протяжении всей оккупации работала авиастроительная компания (акционерное общество), которая не привлекалась к работам по немецким военным заказам. Это была Skandinavisk Aero Industri A/S (сокращенно SAI) была основана в 1937 году и с момента создания управлялась тремя людьми: М. Харттунгом (M. Harttung), Ф. Крамме (V. Kramme) и К. Г. Цойтеном (K. G. Zeuthen). За два года до этого Крамме и Цойтен основали частную компанию Kramme & Zeuthen и, обладая скромными средствами начали постройку одноместного моноплана KZ-I.
Два года спустя они разработали элегантный двухместный низкоплан KZ-II (мало чем отличался от немецкого Klemm Kl 35), к которому проявили интерес датские вооруженные силы: как сухопутная авиация, так и морская. После разработки проекта KZ-II Крамме и Цойтен объединились с машиностроительной компанией, и на аэродроме Каструп, Копенгаген, была основана компания SAI, которая начала изготовление машины. К началу войны была изготовлена небольшая серия типа KZ-II. Производство машин данного типа продолжалось медленными темпами в течение всей оккупации и в варианте KZ-IIT продолжилось после оккупации. Удивительно, но власти Германии также разрешили компании разрабатывать новые самолеты, предназначенных для конкретных датских условий и, в будущем, возможно, пригодных для использования в немецких ВВС или аэроклубах национал-социалистического авиакорпуса (Nationalsozialistisches Fliegerkorps; NSFK).
После двухместного подкосного высокоплана KZ-III более амбициозным проектом стал двухмоторный санитарный самолет с кабиной экипажа, в которой должны были размещаться два пилота, и салона, оборудованного для перевозки двух носилок с ранеными и двух сопровождающих их медиков. Интересно отметить, что еще до начала войны компания SAI для установки на KZ-II приобрела в Великобритании четырехцилиндровые инвертированные рядные двигатели воздушного охлаждения de Havilland Gipsy Major мощностью 130 л.с. (96 кВт) и воздушные винты к ним. Также вызывает удивление тот факт, что немецкая оккупационная администрация не захватила эти силовые установки.
KZ-IV – такое обозначение получил двухмоторный санитарный самолет – был машиной с цельнодеревянной конструкцией, низкорасположенным крылом, состоящим из центроплана и двух консолей, двухмоторной силовой установкой и двухкилевым хвостовым оперением. Двигатели силовой установки размещались у законцовок прямоугольного центроплана; под моторами располагались основные стойки шасси, закрытые широкими обтекателями-«штанами». Механизация крыла состояла из элеронов, посадочных щитков и расположенных у передней кромки фиксированных слотов (аналогичные слоты были у KZ-II). Элероны, посадочные щитки, рули высоты и направления имели полотняную обшивку.
В соответствии с установившейся традицией в компании SAI всем изготовленным самолетам присваивали последовательные номера вне зависимости от их типа, и поэтому прототип KZ-IV получил серийный номер 43. Готовый самолет, который получил единственные имевшиеся в наличии и уже упоминавшиеся выше двигатели de Havilland Gipsy Major, был готов к полету в начале 1944 года. Самолет был выкрашен в белый цвет; на машину были нанесены эмблемы организации красного креста, а в передней части фюзеляжа была нанесена надпись «ZONEN».
После первого полета, состоявшегося 29 апреля 1944 года, самолет получил датский номер гражданской регистрации OY-DIZ. Регистрационный номер был нанесен на поверхности крыла и борта фюзеляжа и одновременно на наружных поверхностях вертикального оперения был нарисован датский флаг. Поскольку существовали опасения, что немецкие власти конфискуют машину и отправят ее в Германию, где самолет исчезнет в хаосе военных действий. Чтобы избежать гибели гордости национального авиапрома, техники и пилоты компании SAI постоянно затягивали испытания и постоянно что-то меняли – в общем делали все, чтобы KZ-IV не был признан годным к эксплуатации. Данная конспирация чуть не была раскрыта 14 июня 1944 года, когда возникла срочная необходимость доставить тяжелобольного человека в городскую больницу. Санитарный самолет KZ-IV взлетел и без проблем доставил больного в место назначения, но сразу де после этого полета машину продолжили испытывать, испытывать и испытывать…
После капитуляции Германии самолет использовался датским правительством для репатриации своих граждан (в основном узников концентрационных лагерей) на родину. После выполнения этих неотложных задач самолет совершил демонстрационные полеты по всей Европе (был также и в Праге). Руководство компании SAI намеревалось продолжить производство, но ситуацию усложнил пожар в сборочном цеху.
Второй прототип санитарного самолета KZ-IV, имевший в конструкции многочисленные изменения и оснащенный более мощными 145-сильными (107 кВт) двигателями Gipsy Major I, совершил свой первый полет в феврале 1949 года. Машина, имевшая серийный номер 70, получила номер гражданской регистрации OY-DZU, стала последним построенным самолетом типа KZ-IV. В серийное производство санитарный самолет KZ-IV запущен не был. Сама компания SAI просуществовала до 1955 года, и последней её машиной был легкий аэробатического самолет KZ-VIII, созданный по заказу пилотажной группы Sylvest Jensen´s Air Circus. Оба самолета типа KZ-IV летали в течение многих лет. Сейчас второй прототип KZ-IV (OY-DZU) экспонируется в датском музее авиации, Биллунд, а первый прототип KZ-IV (OY-DIZ) по-прежнему выполняет демонстрационные полеты.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: SAI KZ-IV
Назначение: санитарный самолет
Статус: прототип
Компания-производитель: Skandinavisk Aero Industri A/S, аэродром Каструп, Копенгаген
Экипаж: 2 чел. (+2 раненых и 2 медика)
Силовая установка: два четырехцилиндровых инвертированных рядных двигателя воздушного охлаждения de Havilland Gipsy Major, развивавших мощность по 130 л.с. (96 кВт) и вращавших двухлопастные воздушные винты
Размеры:
размах крыла 16,00 м
длина 9,80 м
высота 2,65 м
площадь крыла 29,00 м²
Масса:
пустого 1510 кг
взлетная 2050 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 250 км/ч
крейсерская скорость 165 км/ч
минимальная скорость 78 км/ч
практический потолок 4800 м
дальность полета 850 км
Количество изготовленных: 2 экз.
источник: MIROSLAV BALOUS Výkres PETR KOLMANN «LETADLA 39-45 SAI KZ-IV» «L+K» 18/2002, стр.38/1222; 20/2002, стр.66-67/1386-1387