Опытные самолеты-разведчики SNCAN (Potez) N-220. Франция

16

Опытные самолеты-разведчики SNCAN (Potez) N-220. Франция

Период перед началом Второй Мировой войны французская авиационная промышленность характеризовалась беспрецедентно большим по сравнению с другими промышленно-развитыми странами количеством прототипов самолетов. Французское министерство авиации имели крупный бюджет и могло щедро раздавать средства компаниям, строившим боевые и гражданские самолеты. Так, например, в любом конкурсе на создание нового типа принимало участие большое количество компаний. Помимо этого министерство субсидировало строительство самолетов, разрабатывавшихся компаниями по собственной инициативе, а также поощряло постройку самолетов, разработанных частными лицами или небольшими вновь созданными компаниями.

С одной стороны, эта практика позволила французским конструкторам накопить опыт работ и исследовать широкий спектр технических решений, что, несомненно, выгодно для разработки новых типов самолетов, но с другой стороны «политика прототипов» привела к разбазариванию финансовых средств и ослаблению производственных мощностей, предназначенных для серийного производства. Результатом политики прототипов стало то, что в 1939 году Франция обладала большим количеством прототипов, многие из которых отличались интересными концепциями, и промышленностью, которая не отвечала требованиям будущей войны и не могла обеспечить массовое производство и которая страдала от дефицита двигателей, винтов, инструментов, вооружения и т.д.. Меры по исправлению сложившегося положения были запоздалыми и не могли кардинально изменить ситуацию.

Одним из многочисленных прототипов, созданных незадолго до начала Второй Мировой войны, был трехместный ближний разведывательный и ударный самолет SNCAN N-220, который также был известен как Potez 220. Его разработка началась в феврале 1937 года, когда министерство авиации выпустило технические условия A-24, требовавшие создания легкого бомбардировщика, самолета-разведчика и штурмовика. Победителем конкурса стал Bloch 174, но его производство в требуемые сроки не началось, и поэтому французское правительство заказало у американской компании Martin двухмоторные самолеты типа 167F. До наступления нацистов в мае 1940 года они получили только несколько самолетов данного типа, и после капитуляции Франции большая часть заказанных бомбардировщиков Martin 167F была конфискована Великобританией. В Королевских ВВС самолетам было присвоено обозначение

Одним из типов самолетов, которые приняли участие в конкурсе и которые не стали победителями, был SNCAN N-220 Национального общества самолётостроения северной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Nord – SNCAN). В объединение SNCAN была включена компания Potez, и по коммерческим соображениям и соображениям престижа самолетам, которые разрабатывались конструкторским бюро бывшей компании, было решено помимо SNCAN присваивать обозначение Potez. Поэтому в то время SNCAN N-220 был более известен как Potez 220.

Андре Брюне (André Brunet) – главный инженер завода в Сартровиле (Sartrouville), принадлежавшего ранее компании – сделал упор на выполнении требования спецификации по обеспечению максимального обзора наблюдателю, который должен был стать самым важным членом экипажа из трех человек. Одной из основных задач N-220 должны были стать разведка в прифронтовой зоне и над линией фронта.

схема опытного самолета-разведчика SNCAN (Potez) N-220

схема опытного самолета-разведчика SNCAN (Potez) N-220

Андре Брюне задумал N-220 в виде цельнометаллического среднеплана с довольно распространенным в те годы во Франции двухкилевым хвостовым оперением. Монококовый фюзеляж был необычайно объемным. В носовой части фюзеляжа были установлены два фиксированных 7,5-мм пулемета MAC 34 с боезапасом по 300 патронов на ствол. За пулеметами в носовой части фюзеляжа последовательно находились кабины пилота и стрелка-радиста. Стрелок управлял подвижным 7,5-мм пулеметом MAC 34, размещенным на верхней части фюзеляжа во вращающейся прозрачной турели и имевшем боезапас 600 патронов. Третий член экипажа – наблюдатель – размещался в полностью застекленной «ванне», размещенной в нижней части фюзеляжа под крылом. Для защиты самолета снизу-сзади наблюдатель был вооружен подвижным 7,5-мм пулеметом, размещенным в задней части «ванны» и имевшем боезапас 400 патронов. Под крылом установлены четыре держателя, к которым крепились 50-кг бомбы.

опытный самолет-разведчик SNCAN (Potez) N-220 в сборочном цеху

опытный самолет-разведчик SNCAN (Potez) N-220 в сборочном цеху

Силовая установка состояла из двух 14-цилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Gnôme-Rhône 14M 4/5, развивавших мощность 660-700 л.с. (485-515 кВт) и вращавших трехлопастные винты изменяемого шага. Цифры 4 и 5 обозначали варианты двигателя, отличавшиеся друг от друга направлением вращения; двигатель 14M 4 имел правое вращение, 14M 5 – левое. Запас топлива размещался в крыле и составлял 1400 литров.

опытный самолет-разведчик SNCAN (Potez) N-220 без капотов двигателей

опытный самолет-разведчик SNCAN (Potez) N-220 без капотов двигателей

опытный самолет-разведчик SNCAN (Potez) N-220 без капотов двигателей

опытный самолет-разведчик SNCAN (Potez) N-220 без капотов двигателей

Расположенный в Сартровиле завод национального объединения SNCAN изготовил два прототипа. Первый прототип соответствовал приведенному выше описанию и совершил свой первый полет 7 апреля 1939 года. Второй прототип отличался от первого в основном двигателями (на машину были установлены два двигателя левого вращения 14M 5) и впервые поднялся в небо 20 октября 1939 года. Также различия были в способе амортизации основных стоек шасси, изменения в которую были вынуждены ввести прыжки, которые совершал первый прототип на неровных аэродромах.

верхние и боковые поверхности опытного самолета-разведчика SNCAN (Potez) N-220 были выкрашены в защитный зеленый цвет. Нижние поверхности, включая капоты двигателя, остались неокрашенными. Опознавательные знаки были нанесены на поверхности крыла (трехцветные кокарды) и рули направления (выкрашены в цвета национального флага)

верхние и боковые поверхности опытного самолета-разведчика SNCAN (Potez) N-220 были выкрашены в защитный зеленый цвет. Нижние поверхности, включая капоты двигателя, остались неокрашенными. Опознавательные знаки были нанесены на поверхности крыла (трехцветные кокарды) и рули направления (выкрашены в цвета национального флага)

На момент испытаний прототипа N-220 в серийное производство был запущен Potez 63.11 – другой ближний разведывательный и ударный самолет. N-220 обладал более высокими летными характеристиками и более удобные рабочие места членов экипажа, но в условиях ухудшающейся международной обстановки заменять в серийном производстве один самолет другим, разница в характеристиках которых была не слишком велика (кроме того, различные варианты самолета типа Potez 63), никто не пошел. В конструкторском бюро национального объединения SNCAN был разработан вариант N-221, отличавшийся от базовой версии удалением подфюзеляжной «ванны» и застекленной носовой частью фюзеляжа, но построен он не был.

после падения Франции опытный самолет-разведчик SNCAN (Potez) N-220 стал трофеем немцев

после падения Франции опытный самолет-разведчик SNCAN (Potez) N-220 стал трофеем немцев

более удачливый конкурент N-220 – самолет-разведчик Potez 63.11

более удачливый конкурент N-220 – самолет-разведчик Potez 63.11

Разработка N-220 является примером запутанного состояниях, в котором находились органы планирования и управления французских ВВС. Тщательная и, разумеется, недешевая разработка ближнего самолета-разведчика была осуществлена тогда, когда задача создания машины подобного класса была уже решена. Кроме того, самолет N-220 не соответствовал требованиям спецификации A-24, требовавшей создания многоцелевой боевой машины и был определенно ближе к типу Potez 63.11, с которым его сравнивали.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: SNCAN (Potez) N-220

Назначение: самолет-разведчик

Статус: прототип

Компания-производитель: Socíété Nationale de Constructíons Aéronautíques du Nord (SNCAN), Сартровиль

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: два 14-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Gnôme-Rhône 14M 4/5, развивавших мощность 660-700 л.с. (485-515 кВт) и вращавших трехлопастные винты изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 15,40 м
длина 11,20 м
высота 3,70 м
площадь крыла 34,45 м²

Масса:

пустого 2975 кг
взлетная 4515 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость
• у земли 381 км/ч
•на высоте 4000 метров 450 км / ч
время набора высоты 4000 метров 6,25 мин
практический потолок 6000 м
дальность полета 1600 км

Количество изготовленных: 2 экз.

источник: VÁCLAV NĚMEČEK VÝKRES STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 SNCAN-POTEZ N-220» «L+K» 21/83, стр.831

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-opytnye-samolety-razvedchiki-sncan-potez-n-220-franciya

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account