В Москве главной преградой на пути к оперативному внедрению перспективной автотехники стал «могучий научный колосс» НАТИ (Научный автотракторный институт), где ученые мужи долго и нудно улаживали споры между сторонниками устаревших полугусеничных машин и принципиально новых полноприводных, работы по которым подчас проводились нелегально.

Первый советский трехосный вездеходный грузовик НАТИ К-1 на шасси ЗИС-6. 1937 год

Первый советский трехосный вездеходный грузовик НАТИ К-1 на шасси ЗИС-6. 1937 год

Содержание:

Опытные полноприводные автомобили НАТИ

Первый этап создания армейских машин с приводом на все колеса базировался на опыте предыдущих работ НАТИ и содружестве с Московским автозаводом, где на базе обычных грузовиков ЗИС-5 и ЗИС-6 были разработаны, построены и испытаны три пробных 73-сильных вездехода К-1 и К-2. Они снабжались практически всеми родными агрегатами, включая двигатели и шины, и от серийных машин отличались лишь установкой двухступенчатой раздаточной коробки и передними ведущими и управляемыми мостами с импортными шарнирами равных угловых скоростей.

Испытания на подъем четырехтонного автомобиля К-1 на территории НАТИ. 1937 год


Испытания на подъем четырехтонного автомобиля К-1 на территории НАТИ. 1937 год

Несмотря на мощное противодействие, в 1937-м появился первый и единственный образец К-1 (6×6), созданный под руководством главного конструктора А. Н. Островцева на шасси ЗИС-6 и ставший первым отечественным трехосным полноприводным армейским грузовиком. Для передних ведущих и управляемых колес был разработан мост с разъемным картером и главной передачей от полуторки. Снаряженная масса машины составляла 4,5 тонны, скорость по шоссе — 58 км/ч. После испытаний военные, привыкшие к более простой технике, отказались от этой машины, и ее дальнейшие разработки пришлось заморозить.

Передний привод с ведущим мостом и шарнирами Rzeppa

Передний привод с ведущим мостом и шарнирами Rzeppa

Зимние испытания автомобиля К-1 на полигоне НАТИ

Зимние испытания автомобиля К-1 на полигоне НАТИ

Второй вариант К-2 (4×4), построенный в 1939 году в двух экземплярах, считался первым советским «тяжелым» двухосным полноприводным военным грузовиком. Опытные образцы К-2 и К-2bis отличались разными главными передачами задних мостов от ЗИС-5 и ЗИС-6 — соответственно шестеренчатой с измененными передаточными отношениями и червячной.

Первый опытный двухосный полноприводный грузовик НАТИ К-2 на шасси ЗИС-5. 1939 год


Первый опытный двухосный полноприводный грузовик НАТИ К-2 на шасси ЗИС-5. 1939 год

Грузовик К-2 с плицевыми и браслетными средствами противоскольжения конструкции НАТИ

Грузовик К-2 с плицевыми и браслетными средствами противоскольжения конструкции НАТИ

Передние ведущие мосты базовой машины К-2 получили разъёмные картеры от ЗИС-5, главные передачи от ГАЗ-ММ и американские шарниры Rzeppa. Более сложный вариант К-2bis имел суженую переднюю колею, увеличенную высоту и крепления ступиц передних колес на трех болтах вместо шести на модели К-2. Снаряженная масса обеих машин была на 480 кг выше, чем у серийного ЗИС-5, но укладывалась в лимит 3,6 тонны.

Испытания автомобиля К-2 со съёмными устройствами повышения проходимости

Испытания автомобиля К-2 со съёмными устройствами повышения проходимости

Вездеход К-2 с передними плицевыми цепями на полигоне НАТИ. Декабрь 1939 года

Вездеход К-2 с передними плицевыми цепями на полигоне НАТИ. Декабрь 1939 года

После испытаний эти грузовики передали Московскому автозаводу, где их доработали и переименовали в ЗИС-32. Тем временем конструкторы НАТИ уже занимались созданием полноприводной бронемашины.

Первая советская полноприводная бронемашина БА-НАТИ на двухосном спецшасси. 1939 год


Первая советская полноприводная бронемашина БА-НАТИ на двухосном спецшасси. 1939 год

В сентябре 1939-го на Выксунском заводе ДРО был собран первый советский легкий полноприводный бронеавтомобиль БА-НАТИ (4×4) с задними двускатными колесами, созданный в инициативном порядке под руководством инженера Н. И. Коротоношко. В документации НАТИ он имел индекс БА-8, затем получил броское имя ЛБ-НАТИ («Лаврентий Берия»). Его основанием являлось укороченное шасси ГАЗ-ММ с мотором Dodge в 72 силы и новой «раздаткой». Задний мост заимствовали у ГАЗ-ААА, карданы — у ЗИС-101, передний ведущий мост с шарнирами Rzeppa — у легковой машины ГАЗ-61. Сварной корпус снабжался башней со спаренными пулеметами.

Башенный броневик БА-НАТИ (ЛБ-НАТИ) с 72-сильным мотором и тремя пулеметами

Башенный броневик БА-НАТИ (ЛБ-НАТИ) с 72-сильным мотором и тремя пулеметами

Боевая полноприводная машина с передним ведущим мостом и шарнирами Rzeppa

Боевая полноприводная машина с передним ведущим мостом и шарнирами Rzeppa

По результатам испытаний ЛБ-НАТИ обеспечивал высокую проходимость, но оказался слишком тяжелым (4,6 тонны), а на большой скорости пулестойкие шины быстро разрушались. Его рекомендовали к доработке с использованием более совершенного шасси ГАЗ-62, на котором через пару лет родился новый полноприводный броневик ЛБ-62.

ЗИС-32 — уникальный довоенный грузовой вездеход

Армейский 2,5-тонный автомобиль ЗИС-32 (4×4) считался единственным советским довоенным полноприводным грузовиком серийного изготовления. Он разрабатывался под руководством ведущего конструктора автомобилей высокой проходимости и начальника спецотдела Б. М. Фиттермана. Основой машины являлся опытный вариант НАТИ К-2, который при постановке на производство предстояло модернизировать и унифицировать. К кардинальным решениям относилась смутная надежда на закупку в США станков, технологии производства и освоение собственного производства шарниров Rzeppa.

В сентябре 1940-го был представлен доработанный по сравнению с К-2 автомобиль ЗИС-32. В его переднем приводе был использован неразрезной задний мост с шестеренчатой главной передачей от трехтонки и шарнирами Rzeppa. Конструкция получилась массивной и довольно тяжелой, что привело к повышению массы машины и снижению тяговых качеств.

Доработанный грузовик ЗИС-32 с высокобортным кузовом и боковыми ящиками для запчастей


Доработанный грузовик ЗИС-32 с высокобортным кузовом и боковыми ящиками для запчастей

На ЗИС-32 устанавливали обычный 73-сильный мотор ЗИС-5 (по заказу военных — ЗИС-16 мощностью 85–88 л.с.), новую «раздатку», разные кузова и колеса с оригинальными средствами противоскольжения, дополнительные светомаскировочные фары, буксирные крюки и стойку для винтовок в кабине. По сравнению с ЗИС-5 снаряженная масса возросла до 3,7 тонн (на 600 кг), максимальная скорость составила 65 км/ч.

После модернизации опытного образца НАТИ К-2bis с узкой колеёй и более совершенными и дорогими шарнирами Spicer («Спайсер») с игольчатыми подшипниками появился экспериментальный грузовик ЗИС-32С, который в производство не пошел. При этом «обычные» машины с шарнирами Rzeppa («Рцеппа») переименовали в ЗИС-32Р.

Вариант ЗИС-32С с четырехдосочным кузовом и трехболтовым креплением передних колес. 1940 год


Вариант ЗИС-32С с четырехдосочным кузовом и трехболтовым креплением передних колес. 1940 год

Передний вид грузовика ЗИС-32Р с шарнирами равных угловых скоростей Rzeppa

Передний вид грузовика ЗИС-32Р с шарнирами равных угловых скоростей Rzeppa

Вид спереди на автомобиль ЗИС-32С с суженой передней колеёй и шарнирами Spicer

Вид спереди на автомобиль ЗИС-32С с суженой передней колеёй и шарнирами Spicer

Несмотря на утяжелённость, первый «полностью советский» вездеход ЗИС-32 был рекомендован к серийному производству, которое планировали развернуть в октябре 1940-го и на следующий год выпустить четыре тысячи машин. По скорректированному плану решение этой проблемы откладывалось на август 1941-го, что позволило бы доработать машину и создать шлейф разных исполнений.

Предвоенный ЗИС-32 с пятидосочным кузовом и светомаскировочными фарами. 1941 год


Предвоенный ЗИС-32 с пятидосочным кузовом и светомаскировочными фарами. 1941 год

ЗИС-32 с низким армейским кузовом и небольшими светомаскировочными фонарями. Лето 1941 года

ЗИС-32 с низким армейским кузовом и небольшими светомаскировочными фонарями. Лето 1941 года

Индивидуальная сборка автомобилей с разными кузовами и задними инструментальными ящиками началась буквально накануне войны и продолжалась до момента эвакуации завода в октябре 1941-го. Всего вручную было собрано 197 машин, что никак нельзя признать полноценным серийным производством. На фронтах их использовали в основном как артиллерийские тягачи и шасси для легких орудий.

Автомобиль ЗИС-32 с  зенитной 37-мм пушкой 61К, собранный в двух экземплярах. Июль 1941 года


Автомобиль ЗИС-32 с  зенитной 37-мм пушкой 61К, собранный в двух экземплярах. Июль 1941 года

Осенью 1940-го развитием пробной модели НАМИ К-1 стали два трехосных автомобиля-тягача ЗИС-36 (6х6) на шасси серийного ЗИС-6. Первую машину оборудовали 85-сильным двигателем от автобуса ЗИС-16, вторую — опытным шестицилиндровым дизелем Д-7 мощностью 97,5 л.с. Оба варианта снабжались задней тележкой с двойными главными шестеренчатыми передачами, а по переднему мосту и «раздатке» были унифицированы с ЗИС-32.

Экспериментальный полноприводный трехосный грузовик ЗИС-36. 1940 год


Экспериментальный полноприводный трехосный грузовик ЗИС-36. 1940 год

После удачных испытаний зимой 1940–1941 годов ЗИС-36 рекомендовали к производству, но до начала войны организовать его выпуск не удалось. Весной одно шасси отправили на Ижорский завод для монтажа бронированного корпуса, но завершению этих работ также помешала война. С постановкой на производство полугусеничной машины ЗИС-42 продолжение работ по ЗИС-36 стало нецелесообразным.

Зимние испытания трехосного автомобиля ЗИС-36 с артиллерийским передком. 1941 год


Зимние испытания трехосного автомобиля ЗИС-36 с артиллерийским передком. 1941 год

Автомобиль-тягач ЗИС-36 при буксировке 122-мм гаубицы М-30 образца 1938 года с передком

Автомобиль-тягач ЗИС-36 при буксировке 122-мм гаубицы М-30 образца 1938 года с передком

Опытные разработки военного времени

Война и эвакуация Московского автозавода спутали планы по созданию нового поколения грузовиков для замены легендарной трехтонки, но под влиянием хлынувшего в страну потока иностранной автотехники на первое место вышли работы по созданию перспективных послевоенных заднеприводных грузовиков ЗИС-150 и будущей армейской машины ЗИС-151 (6х6).

С конца 1943 года было собрано несколько «модельных образцов» автомобилей ЗИС-150 с агрегатами от незавершенного довоенного семейства ЗИС-15. Первые грузовики получили плоскую решетчатую облицовку радиатора собственной конструкции, последующие внешне не отличались от своего ленд-лизовского близнеца International KR11. Их характерной деталью были светомаскировочные фары, предопределившие преимущественно военное применение этих машин.

Первый военизированный образец ЗИС-150 со светомаскировочными фарами. Конец 1943 года


Первый военизированный образец ЗИС-150 со светомаскировочными фарами. Конец 1943 года

Второй прототип с характерной для грузовиков ЗИС-150 передней облицовкой. Начало 1944 года

Второй прототип с характерной для грузовиков ЗИС-150 передней облицовкой. Начало 1944 года

В ноябре 1944-го по инициативе завода на базе первого прототипа ЗИС-150 был создан полноприводный военный прототип ЗИС-150П (4х4) с задними двухскатными колесами и сварной защитной решеткой радиатора и фар, который считался развитием довоенного проекта ЗИС-24. На нем установили импортный передний мост, раздаточную коробку и шины с грунтозацепами «ёлочка». В комплектацию входили тент над грузовой платформой со скамейками, два топливных бака и два запасных колеса.

Опытный полноприводный грузовик ЗИС-150П с импортными агрегатами. Осень 1944 года


Опытный полноприводный грузовик ЗИС-150П с импортными агрегатами. Осень 1944 года

По сравнению с обычными грузовиками масса ЗИС-150П возросла на целую тонну, и военные потеряли к нему интерес. К тому времени в Министерстве обороны возобладало направление на трехосные армейские автомобили американского образца, олицетворением которых стал полноприводный ЗИС-151.

На заглавной фотографии — Демонстрация экспериментального полноприводного грузовика НАТИ К-2 с разными средствами противоскольжения.

Источник — https://www.kolesa.ru/article/zapozdalaya-bespomoshhnost-opytnye-polnoprivodnye-voennye-gruzoviki-zis