Несостоявшийся символ блицкрига или опытные пикирующие бомбардировщики Blohm und Voss Ha 137. Германия

13

Расположенная в Гамбурге крупнейшая немецкая судоверфь Blohm und Voss Schiffswerft в июне 1933 года открыла авиастроительное отделение Hamburger Flugzeugbau GmbH (сокращённо HFB). Для компании Blohm und Voss это было не первое знакомство с авиационным производством – ещё за год до этого её цеха поставляли в Дессау для компании Junkers некоторые узлы и детали пассажирского (и транспортно-бомбардировочного) самолёта Ju 52/3m. Первое время главным конструктором Hamburger Flugzeugbau был инженер Райнхольд Мевес (Ing. Reinhold Mewes); именно он спроектировал учебно-тренировочный биплан Ha 135, ставший первой самостоятельной разработкой молодой компании. Впрочем, в серию эта машина не пошла [1] и дальнейшего развития не получила, в том числе из-за перехода Райнхольда Мевеса в компанию Fieseler Flugzeugbau. На освободившуюся должность главного конструктора был приглашен выдающийся практик и теоретик авиации кандидат технических наук (к.т.н.) Рихард Фогт (Dr. Ing. Richard Vogt).

Несостоявшийся символ блицкрига или опытные пикирующие бомбардировщики Blohm und Voss Ha 137. Германия

Незадолго до своего назначения Рихард Фогт вернулся из Японии, где работал в авиастроительной компании Kawasaki. В Японии Фогт разработал несколько самолетов, из которых наиболее важным (с технологической точки зрения) был цельнометаллический истребитель-моноплан со свободнонесущим крылом Kawasaki Ki-5. На этом самолёте он впервые отработал идеи, которые впоследствии широко им использовались и развивались, став своего рода визитной карточной самолётов с обозначениями Ha и BV. Одной из этих особенностей стал главный лонжерон крыла в виде трубы, сваренной из стальных или склёпанной из дюралюминиевых листов, диаметр которой соответствовал максимальной толщине крыла; на эту трубу надевались нервюры, сама же она обычно выполнялась герметичной и служила заодно в качестве топливного бака.

Ha 136A

Ha 136A

В Германии для подтверждения применимости собственной концепции цельнометаллического самолёта Рихард Фогт разработал учебный истребитель-низкоплан Ha 136 в двух вариантах A и B, отличавшихся друг от друга силовой установкой. Вариант На 136A оснащался 160-сильным (118 кВт) радиальным двигателем Bramo/Siemens Sh 14, а вариант На 136B – перевёрнутым V-образным Argus As 8R мощностью 150 л.с. (110 кВт). Оба самолёта летали, но каждый из них остался в единственном экземпляре.

Ha 136B

Ha 136B

В 1933 году технический отдел (C-Amt) Комиссариата воздушных сообщений (Luftfahrtkommissariat) [2] инициировал разработку самолётов специальной категории, предназначенных для нанесения точных бомбовых ударов с пикирования – т.н. Sturzbomber-Programm. Поскольку программа Комиссариата считалась срочной, первым её этапом было создание простого биплана в целях получения первоначального опыта [3]. Результатом его стало создание лёгкого пикирующего бомбардировщика Henschel Hs 123, запущенного в серийное производство и участвовавшего в начальном этапе Второй Мировой войны и в предшествовавших ей конфликтах [4]. Над более «продвинутыми» проектами «штурцбомберов» работали компании Junkers (Ju 87), Arado (Ar 81), Heinkel (Не 118) и Hamburger Flugzeugbau, главный конструктор которой к.т.н. Фогт создал боевой самолет Ha 137, являвшийся дальнейшим развитием истребителя Ki-5.

В новом самолете Рихарда Фогта, как на Ki-5 и Ju 87, использовалось крыло «обратная чайка», позволявшее уменьшить длину основных стоек шасси (их решили оставили неубирающимися, заключив в обтекатели типа «штаны»). Неубирающееся шасси позволяло облегчить конструкцию самолета, исключив механизм уборки, и упростить и упрочнить структуру крыла, которое у пикировщика должно было испытывать значительные перегрузки. В ходе разработки Ha 137 конструкторы компании немало проэкспериментировали с конфигурацией обтекателей основных стоек шасси.

схема опытного пикирующего бомбардировщика Ha 137B-0

схема опытного пикирующего бомбардировщика Ha 137B-0

Первый прототип цельнометаллической машины – Ha 137 V1 – должен был быть оснащён новым двигателем BMW XV. Однако поскольку баварские моторостроители не смогли довести его до работоспособного состояния, то технический отдел рекомендовал установку 740-сильного (544 кВт) девятицилиндрового радиального двигателя BMW 132, представлявшего собой изготавливавшийся по лицензии авиамотор Pratt & Whitney Hornet. В компании HFB вариант самолета с двигателем BMW 132 получил обозначение Projekt 6A, в то время как вариант Projekt 6b предполагал почти идентичный планер, но с импортной силовой установкой – двенадцатицилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения Rolls-Royce Kestrel, развивавшим 640 л.с. (470 кВт).

Эксперты технического отдела осмотрели макет Ha 137 V1 в октябре 1934 года, а в апреле 1935 года первый прототип, получивший номер гражданской регистрации D-ITEK, поднялся в небо с аэродрома Гамбурга. На этом самолёте были испытаны различные варианты киля вертикального оперения. Спустя пару недель полетел и второй прототип Ha 137 V2 (D-IXAX).

шестой самолёт D-IRQO нулевой серии На 137B-0

шестой самолёт D-IRQO нулевой серии На 137B-0

Однако к этому времени командование RLM отменило требования к одноместному пикирующему бомбардировщику; в RLM решили, что самолёты этого типа должны были быть двухместными. Второй член экипажа должен был выполнять задачи стрелка, радиста и штурмана (вспомогательная задача). Ha 137 не соответствовал новым требованиям, к тому же руководство RLM отдавало явное предпочтение Ju 87. Тем не менее в компании HFB продолжили работы по программе Ha 137, поскольку считали, что и одноместная машина может пригодиться в будущих боях, действуя в качестве самолёта-штурмовика (Schlachtflugzeug).

Летом 1935 года в воздух поднялся третий прототип Ha 137 V3 (D-IZIQ), оснащенный импортным двигателем Kestrel (на серийных машинах планировалась установка 590-сильных [443 кВт] авиамоторов Junkers Jumo 210Aa). В качестве ремарки – с двигателем Kestrel летал и первый прототип «лаптежника» – Ju 87 V1. Летом 1935 года в Травемюнде начались летные испытания прототипов Ha 137, которые подтвердили способности конструктора: самолеты получились очень прочными, обладали хорошими пилотажными свойствами и неплохими ЛТХ.

прототип Ha 137 V3 с двигателем Rolls-Royce Kestrel

прототип Ha 137 V3 с двигателем Rolls-Royce Kestrel

В ходе испытательных стрельб Ha 137 V1 (вооружённого двумя 7,92-мм синхронными пулеметами MG 17, установленными в передней части фюзеляжа) произошёл взрыв боекомплекта, и повреждённый самолёт был списан. Ha 137 V2 был возвращён компании-производителю, и дальнейшие испытания проводились только с третьим прототипом Ha 137 V3. Более тщательное тестирование проводилось в расположенном в Рехлине испытательном центре (Erprobungsstelle).

В 1936 году в техническом отделе RLM Вольфрама фон Рихтгофена сменил Эрнст Удет, который отказался от концепции одноместного штурмовика в тот самый момент, когда компания HFB, называвшаяся к этому времени Blohm und Voss Schiffswerft, Abteilung Flugzeugbau (обозначение спроектированных ею самолётов BV), получила заказ на постройку самолётов нулевой серии в версиях Ha 137A-0 и Ha 137B-0.

В конечном итоге командование RLM разрешило в испытательных целях достроить ещё один прототип — Ha 137 V4 (D-IFOE) с двигателем Jumo 210Aa и семь экземпляров самолётов нулевой серии На 137A-0 с двигателями BMW 132A. Эти машины, получившие номера гражданской регистрации D-IYXO, D-ITNU, D-IXJA, D-IFBA, D-IONU, D-IBGI и D-IABY (заводские номера 183-190), были поставлены в период с декабря 1935 по октябрь 1936 года.

опытный пикирующий бомбардировщик На 137A-0 (D-IBGI) с радиальным двигателем BMW 132A

опытный пикирующий бомбардировщик На 137A-0 (D-IBGI) с радиальным двигателем BMW 132A

К июлю 1937 года была завершена постройка самолётов серии На 137 B-0 с двигателями Jumo, получивших номера гражданской регистрации D-IGPI, D-IUXU (V5), D-IDTE (V6), D-IJJE, D-INVA, D-IRQO, D-ITLE, D-IXPA и D-ITMY (заводские номера 191-199). Машины этой серии получили отечественные двенадцатицилиндровые инвертированные двигатели жидкостного охлаждения Jumo 210C, развивавшие мощность 640 л.с. (471 кВт) и уже в стандартной комплектации оснащались металлическими трёхлопастными винтами изменяемого шага (вместо ранее применявшихся двухлопастных ВФШ). Однако кабины пилотов и у них оставались открытыми.

Дальнейшая карьера этих самолётов была недолгой. D-IDTE (V6) разбился в июле 1937 года, Ha 137 V4 (D-IFOE), успевший полетать с увеличенным вертикальным оперением, был списан осенью того же года. Больше повезло пятому прототипу D-IUXU (V5), совершивший первый полёт в октябре 1937 года: он вплоть до 1940 года применялся в центре по испытанию авиационного вооружения (Erprobungsstelle für Bordwaffen), Тарневиц (Tarnewitz), где на его борту тестировались различные средства поражения, включая синхронные 20-мм пушки и 65-мм неуправляемые реактивные снаряды Rheinmetall-Borsig RZ 65, по соображениям секретности именовавшиеся «дымовыми цилиндрами» (Rauchzylinder) и запускаемые из расположенных под крылом самолёта трубчатых пусковых установок. Оставшиеся машины нулевой серии были распределены между лётными училищами, но и в них Ha 137 пробыли недолго. В мае 1940 года ни один из самолётов данного типа на балансе Luftwaffe не состоял.

 

прототипы Ha 137 и машины нулевой серии были полностью окрашены в светло-серый цвет, использовавшийся до введения серо-зелёной окраски. На небольших рисунках сверху показано нанесение на крыло номера гражданской регистрации. На рисунке показан На 137B-0 D-IUXU (V5)

прототипы Ha 137 и машины нулевой серии были полностью окрашены в светло-серый цвет, использовавшийся до введения серо-зелёной окраски. На небольших рисунках сверху показано нанесение на крыло номера гражданской регистрации. На рисунке показан На 137B-0 D-IUXU (V5)

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Ha 137B-0

Назначение: пикирующий бомбардировщик

Компания-производитель: Hamburger Flugzeugbau GmbH (HFB), позднее Blohm und Voss, Abteilung Flugzeugbau, Гамбург

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один 12-цилиндровый инвертированный V-образный двигатель жидкостного охлаждения Jumo 210C, развивавший мощность 640 л.с. (471 кВт) и вращавший металлический трёхлопастный винт изменяемого шага

Размеры:

размах крыла 11,15 м
длина 9,47 м
высота 4,00 м
площадь крыла 23,52 м²

Вес:

пустого 1815 кг
взлетный 2420 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 330 км/ч
крейсерская скорость 290 км/ч
минимальная скорость 105 км/ч
время набора высоты 4000 метров — 9 мин
практический потолок 7000 м
дальность полета 600 км

Количество изготовленных: 20 (4 прототипа, 7 самолётов На 137A-0 и 9 — На 137B-0)

Несостоявшийся символ блицкрига или опытные пикирующие бомбардировщики Blohm und Voss Ha 137. Германия


  1. было выпущено 6 экземпляров Blohm und Voss Ha 135
  2. предшественник Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM)
  3. на данное решение повлияли результаты испытаний закупленного в США пикирующего бомбардировщика Curtiss Hawk
  4. в испанской гражданской войне на стороне националистов и японо-китайской войне в составе ВВС Китайской республики

Несостоявшийся символ блицкрига или опытные пикирующие бомбардировщики Blohm und Voss Ha 137. Германия

источник: Miroslav Balous. Blohm und Voss Ha 137 // Letectvi+Kosmonautika 4/2013, с.54-55 (Letadla 39-45). Чертёж — Petr Kolmann.

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account