Опытные истребители Zeppelin Lindau (Dornier) D-1. Германия
Помимо расположенной на берегу Боденского озера в городке Фридрихсхафен фабрики по производству дирижаблей, концерн Zeppelin имел два предприятия по производству летательных аппаратов тяжелее воздуха. Первое из них было расположено в берлинском пригороде Штаакен и было загружено производством тяжелых бомбардировщиков, тогда как второе, также расположенное на берегу Боденского озера в городке Линдау, работало под руководством инженера Клаудиуса Дорнье – сторонника цельнометаллического самолетостроения и использования в конструкции самолетов алюминиевых сплавов, в первую очередь дюралюминия.
Сначала Клаудиус Дорнье разрабатывал и участвовал в постройке гигантских летающих лодок Dornier Rs.I–Rs.IV, приведших к созданию прославившейся в межвоенный период успешной летающей лодки Dornier Wal. В 1916 году Дорнье создал свой первый самолет наземного базирования: экспериментальный истребитель V-1 необычной для немецких истребителей конструкцией: с фюзеляжной гондолой и толкающим винтом. В следующем 1917 году в Линдау были построены двухместные самолеты-разведчики С-I и С-II, а в 1918 году поплавковый гидросамолет-моноплан CS-I. Все эти машины не были запущены в серийное производство и остались прототипами.
Почти одновременно с CS-I Клаудиус Дорнье начал разрабатывать перспективный самолет-истребитель. Это был истребитель-биплан D-I, первый прототип которого впервые поднялся в воздух 4 июня 1918 года. Машина была оснащена шестицилиндровым рядным двигателем Mercedes D-III, развивавшим мощность 160 л.с. (118 кВт) и охлаждавшимся с помощью лобового радиатора. Первой сразу же бросавшейся в глаза отличительной особенностью нового самолета были свободнонесущие крылья, лишенные связывавших из межкрыльевых стоек. С фюзеляжем верхнее крыло было связано при помощи четырех центропланных стоек, расположенных под большим углом к вертикали и связанных с крылом четырьмя болтами. Также современно выглядели и основные стойки шасси. Несмотря на то, что они имели межколесную ось, каждая из аэродинамически профилированных стоек была изготовлена из двух штампованных деталей. И это мы еще не упоминали об основных структурных особенностях машины.
Крылья имели дюралюминиевые нервюры, коробчатые лонжероны и обшивку от передней кромки до середины длины хорды нервюр (место расположения третьего лонжерона). Данный замкнутый жесткий контур находился в зоне максимальных нагрузок и обеспечивал крылу самолета достаточную жесткость на кручение и изгиб. Задние части крыльев имели полотняную обшивку. Элероны, имевшие дюралюминиевый силовой каркас и полотняную обшивку, были установлены только на верхнем крыле. Из дюралюминия также был изготовлен фюзеляж со встроенным в него килем вертикального оперения. Стабилизатор и руль направления имели дюралюминиевый силовой набор и полотняную обшивку. Современный внешний вид самолета дополнял подвесной топливный бак. Данный бак размещался под фюзеляжем и в случае прострела и зажигания мог быть сброшен. Вооружение истребителя состояло из двух 7,92-мм пулеметов Spandau LMG 08/15.
Истребитель Dornier D-1 выглядел слишком современно для своего времени, чем вызвал недоверие не только со стороны официальных лиц немецкой авиации, но и со стороны самих пилотов. Возможно, именно поэтому D-1 не принимал участия во втором конкурсе самолетов-истребителей, который проходил в Адлерсхофе с конца мая до второй половины июня 1918 года. Тем не менее, в конкурсе машина принимала участие, но было это неофициально, поскольку после первого полета первого прототипа D-1 в его конструкции были обнаружены несколько конструктивных недостатков.
В Адлерсхофе истребитель испытали несколько опытных фронтовых летчиков. Затем 3 июля 1918 года в кабину D-1 сел командир 1-й истребительной авиаэскадры (Jagdgeschwaders 1 [JG 1]) капитан Вильгельм Рейнхард и поднял машину в небо. Набрав высоту 900 метров, Рейнхард ввел истребитель в пикирование. При переходе в горизонтальный полет сломался один из крепежных элементов, крепивших верхнее крыло к центропланным стойкам. Вильгельм Рейнхард не смог покинуть машину и погиб. С исторической точки зрения катастрофа Dornier D-1 имела серьезные последствия, поскольку на место Рейнхарда был назначен Герман Геринг, для которого командование авиаэскадрой JG 1 стало первой ступенью в его карьере всемогущего командующего ВВС нацистской Германии [1].
Несмотря на неудачу, было изготовлено несколько экземпляров истребителя D-1, у которых были усилены элементы крепления крыла. Некоторые из них оснащались 185-сильными (136 кВт) шестицилиндровыми рядными двигателями жидкостного охлаждения BMW IIIa. Одна из этих машин приняла участие в третьем конкурсе истребителей, проходившем в Адлерсхофе в октябре 1918 года, и показала разочаровывающие летные характеристики. Особенно это касалось скорости – Dornier D-1 занял всего лишь восьмое место. Летчик-ас (34 победы) и бывший командир 36-й истребительной эскадрильи (Jagdstaffel 36) Генрих Бонгаритц (Heinrich Bongartz) так сказал об истребителях D-1:
«Он не имеет качеств современного самолета-истребителя. Элероны имеют слишком жесткое управление».
После окончания Первой Мировой войны два истребителя D-1 были отправлены в США, где одна машина была передана армейской авиации, а вторая – авиации флота. Есть информация, что четвертая машина данного типа была построена, экспонировалась в музее компании Dornier и в годы Второй Мировой войны была уничтожена бомбардировщиками союзников. Из рассказа про истребители D-1 можно сделать вывод, что наличие у самолета только лишь современных концепции и конструкции не приведет к его успеху, если оно не сопровождается соответствующими летными характеристиками.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Zeppelin Lindau (Dornier) D-1
Назначение: истребитель
Статус: прототип
Компания-производитель: Zeppelin-Werke, Fiugzeugbau-Werft. Lindau
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один шестицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения BMW IIIa, развивавший мощность 185 л.с. и вращавший двухлопастный винт
Размеры:
размах крыльев 7,80 м
длина 6,37 м
высота 2,53 м
площадь крыльев 18,70 м²
Масса:
пустого 710 кг
взлетная 890 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 201 км/ч
практический потолок 6075 м
[1] непосредственно перед Вильгельмом Рейнхардом полет на истребителе Zeppelin D.I выполнил его заместитель Герман Геринг. Готовый сюжет для альтернативы «Насколько изменилась бы история XX века, если бы в кабине разбившегося истребителя Zeppelin Lindau (Dornier) D-1 сидел не Рейнхард, а Геринг?»
источник: JIŘÍ HORNÁT «ZEPPELIN LINDAU (DORNIER) D-1» // Letectvi+Kosmonautika 8-1990, стр. 35/315 (Letadla 14-18)
Более подробно об опытных истребителях Zeppelin Lindau (Dornier) D-1 можно прочитать тут:
https://alternathistory.ru/shedevr-iz-friderikshafena-opytnyj-istrebitel-zeppelin-d-i-germaniya/