Опытные двухместные истребители и экспериментальные самолеты Dornier Do 10. Германия
Содержание:
Dornier Do 10 представлял собой одномоторный двухместный истребитель-парасоль, разработанный в начале 1930-х годов немецкой авиастроительной компанией Dornier-Metallbauten GmbH и оставшийся на стадии прототипа.
История создания
Точная дата начала работ неизвестна, но имеется информация, разработка началась в 1929 году. Целью было создание двухместного истребителя для военно-воздушных сил Германии, которые в большой тайне и в противоречии с условиями версальского мира воссоздавали и которые на тот момент находились в зачаточном состоянии. В целях сохранения секретности машина считалась «экспериментальным самолетом».
Первоначально самолету Управлением вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) было присвоено обозначение Dornier C-1 (вторая модификация должна была обозначаться C-4), но во время введения единой системы обозначений летательных аппаратов, проведенной в Германии с 1930-32 годах, оно было сменено на Dornier Do 10. Производство машины было выполнено на заводе компании Dornier в Альтенрайне, Швейцария, что позволяло Кладиусу Дорнье обходить запреты версальского мирного договора.
Первый прототип Do 10 (заводской номер [W.Nr.] 226; номер гражданской регистрации D-1592) был оснащен 12-цилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения BMW VI 7.3 (703), развивавшим мощность 650 л.с. (485 кВт) и вращавшим четырехлопастный винт. Изготовление второго прототипа Do 10 (W.Nr. 227; D-1898) было завершено в 1931 году.
Первый прототип Do 10 совершил свой первый полет 25 июля 1931 года под управлением летчика-испытателя Эгона Фата (Egon Fath). Во время испытаний пришлось дважды увеличить площадь и размеры вертикального оперения. Также во время тестирования был зафиксирован флаттер. В результате испытания были признаны неудачными, и машины, не получившие заказов на серийное производство, были отправлены в расположенный в Штаакене экспериментальный центр.
Техническое описание
Двухместный истребитель Do 10 был одномоторным двухместным самолетом классической аэродинамической схемы с расположенным над фюзеляжем крылом и с неубирающимися основными стойками шасси.
Фюзеляж самолета имел смешанную конструкцию с фермой, сваренной из стальных труб, м вспомогательными шпангоутами. В качестве обшивки использовались листы металла, покрывавшие двигатель и часть кабины экипажа, и полотно. В открытой кабине места пилота и стрелка-наблюдателя размещались тандемом. Хвостовое оперение было однокилевым с оснащенным подкосами стабилизатором.
Крыло самолета имело особую параболическую форму, которая обеспечивала снижение лобового сопротивления. Крыло было установлено над фюзеляжем и соединялось с ним двумя парами стоек, крепившихся к бортам фюзеляжа на уровне средней линии и к трубчатым лонжеронам консолей крыла.
Основные стойки шасси имели трехопорную пирамидальную конструкцию и были оснащены амортизаторами, большими колесами и обтекателями. Хвостовой костыль также имел амортизатор.
Силовая установка состояла из одного 12-цилиндрового рядного двигателя жидкостного охлаждения, установленного в передней части фюзеляжа на трубчатой моторной раме и заключенного в капот из листов металла. Самой интересной особенностью конструкции самолета являлась его поворотная моторная рама, которая на взлете могла отклоняться на несколько градусов для уменьшения длины разбега на плохих взлетных площадках.
В зависимости от времени и прототипа использовались двигатели разных производителей британский 525-сильный (391 кВт) Rolls-Royce Kestrel IIIS, немецкий 650-сильный (485 кВт) BMW VI 7.3 (703) и французский 690-сильный (515 кВт) Hispano-Suiza 12Xbrc (или 12Ybre).
Вооружение самолета состояло из четырех 7,92-мм пулеметов MG 08/15; два пулемета были установлены в передней части фюзеляжа и оснащены синхронизаторами, а еще два в кабине стрелка-наблюдателя в подвижной установке.
Смена назначения
После отказа от серийного производства прототипы было решено использовать в качестве экспериментальных. Самолеты были отправлены в расположенный в Штаакене, пригород Берлина, Имперский союз германской авиационной промышленности (Luftfahrt-Reichsverband der Deutschen Industrie (RDL). Там прототипы до списания использовались для испытания двигателей.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Dornier Do 10
Назначение: двухместный истребитель и экспериментальный самолет
Статус: прототип
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: | |||
тип двигателя | Rolls-Royce Kestrel IIIS | BMW VI 7.3 (703) | Hispano-Suiza 12 Xbrc (Ybre?) |
мощность, л.с. | 1×525 | 1×650 | 1×690 |
общая мощность, л.с. | 525 | 650 | 690 |
Размеры: | |||
размах крыла, м | 15,00 | 15,00 | 15,00 |
длина, м | 10,60 | 10,50 | 10,60 |
высота, м | 4,30 | 4,44 | 4,30 |
площадь крыла, м2 | 32,40 | 32,40 | 32,40 |
Масса: | |||
пустого, кг | 1600 | 2200 | 1600 |
с полной нагрузкой, кг | 2300 | 2640 | 2640 |
Летные характеристики: | |||
максимальная скорость, км/ч | |||
на уровне моря | 278 | 288 | 272 |
на высоте 3500 метров | 315 | ––– | 318 |
крейсерская скорость, км/ч | ––– | 250 | ––– |
время набора высоты | |||
1000 метров | ––– | 1 мин. 54 сек | ––– |
5000 метров | ––– | 12 мин. 48 сек | ––– |
начальная скороподъемность, м/с | ––– | 8,80 | ––– |
дальность полета, км | 800 | 800 | 800 |
практический потолок, м | 9100 | 7500 | 9500 |
удельная нагрузка на крыло | 71,0 | 81,0 | ––– |
источники:
- текст – https://web.archive.org/web/20140913010503/http://www.desertwar.net/dornier-do-10.html
- текст – https://de.wikipedia.org/wiki/Dornier_Do_10
- текст – https://fr.wikipedia.org/wiki/Dornier_Do_10
- таблица ЛТХ – http://en.wikipedia.org/wiki/Dornier_Do_10
- фотографии – http://www.airwar.ru/enc/fww1/do10.html