Опытная легкая летающая лодка-амфибия Grumman G-65 Tadpole. США
Разработка проекта Design 65 была начата в мае 1944 года для изучения возможности создания небольшой недорогой одномоторной амфибии. Конфигурация, принятая проектной группой под руководством Дейтона Т. Брауна (Dayton T. Brown) и Франклина Т. «Хэнка» Курта, была вполне перспективной и отличалась цельнометаллической точечно-сварной конструкцией и среднерасположенным крылом с щелевыми закрылками и углом поперечного V консолей 6 градусов, чтобы держать законцовки крыла над водой настолько высоко, насколько это было возможно.
Для эксплуатации на водной поверхности G-65 имел однореданный корпус и подкрыльевые поплавки обтекаемой формы. Для эксплуатации с сухопутных аэродромов амфибия была оснащена убирающимся трехопорным шасси с носовой стойкой. Шасси было оборудовано гидравлическим приводом, убиравшим основные стойки в консоли крыла и носовую стойку в лишенную створок нишу в нижней части корпуса.
Двигатель, приводивший в движение толкающий винт, был установлен позади и выше трехместной кабины. Доступ в кабину обеспечивался с помощью откидывавшихся вверх навесных дверей. На воде доступ к якорю, размещенному в носовой части корпуса, осуществлялся с помощью установленных шарнирно по обе стороны фюзеляжа вант-путенсов (металлические полосы, проходящие снаружи борта лодочного корпуса и прочно скреплённые с силовым набором и обшивкой).
Испытания начались 7 декабря 1944 года, когда Tadpole, получивший номер гражданской регистрации NX41828, под управлением Хэнка Курта впервые поднялся в небо. Взлет был выполнен в наземной конфигурации с аэродрома Бетпейдж (Bethpage).
На тот момент маленькая летающая лодка-амфибия была оснащена четырехцилиндровым рядным двигателем воздушного охлаждения Lycoming О-290-A, развивавшим мощность 125 л.с. и с помощью вала длиной 28 дюймов (711 мм) вращавшим четырехлопастный толкающий винт диаметром 64 дюйма (1168 мм). Неудачное размещение пропеллера привело к чрезмерным вибрациям и неудовлетворительному воздушному потоку вокруг задней части капота двигателя. Для исправления этих недостатков длина вала была увеличена до 36 дюймов (914 мм). Позднее были испытаны различные двух- и четырехлопастные воздушные винты. Также в целях уменьшения сопротивления несколько раз были изменены месторасположение двигателя, его капотировка и система охлаждения. В конечном итоге четырехцилиндровый двигатель Lycoming был заменен шестицилиндровым двигателем Continental C125-3, развивавшим мощность 125 л.с. и с помощью 37-дюймового (940 мм) вала вращавшим двухлопастный толкающий винт.
Независимо от того, действовал Tadpole на воде или на суше, этот гидросамолет обладал приятными рулежечными и взлетно-посадочными характеристиками, но длина разбега была чрезвычайно большой. В воздухе характеристики управляемости были в целом удовлетворительными, и потребовалось лишь несколько незначительных изменений, чтобы превратить версию для планируемого серийного производства в превосходную двухместную амфибию. Аналогичным образом были оценены обзор из кабины и ее компоновка; исключение составили откидывавшиеся вверх навесные двери, которые было желательно заменить на обычные.
В кабине амфибии находились сиденья для пилота и двух пассажиров, но испытания показали, что при взлете с экипажем из трех человек и мощности силовой установки 125 л.с. взлетные характеристики являются недостаточными. Поскольку в компании Grumman считали, что на рынке нет места для двухместной амфибии и что перепроектирование гидросамолета Tadpole будет слишком дорогим, то в конце 1946 года работы над дальнейшим развитием G-65 были прекращены.
Тот факт, что в 1946-47 годах другой крупный американский производитель авиационной техники – компания Republic Aircraft – продал свыше тысячи амфибий Seabee, говорит о том, что руководство компании Grumman в этом вопросе было очень консервативным. Однако с другой стороны большие потери, понесенные компанией Republic в ходе программы Seabee, продемонстрировали разумный подход компании из Бетпейджа.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Grumman G-65 Tadpole
Назначение: легкая летающая лодка-амфибия
Статус: прототип
Экипаж: 3 чел.
Силовая установка:
четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Lycoming 0-290-A, развивавший мощность 125 л.с. и вращавший четырехлопастный толкающий винт
шестицилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Continental C125-3, развивавший мощность 125 л.с. и вращавший двухлопастный толкающий винт
Размеры:
размах крыла 35 футов (10,67 м)
длина 23 фута 6 дюймов (7,16 м)
высота 8 футов 3 дюйма (2,51 м)
площадь крыла 155 кв. футов (14,40 м²)
Масса:
пустого 1450 фунтов (658 кг)
с полной нагрузкой 2100 фунтов (953 кг)
удельная нагрузка на крыло 13,5 фунтов на кв. фут (66,2 кг/м²)
удельная нагрузка на мощность 16,8 фунтов на л.с. (7,6 кг/л.с.)
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 125 миль в час (201 км/ч)
крейсерская скорость 103 миль/ч (166 км/ч)
источник: René J. Francillon «Grumman Aircraft since 1929», стр.260-262