13 февраля 1931 года на вооружение РККА официально были приняты лёгкий танк сопровождения пехоты Т-26 и танкетка Т-27.
(Танкетки Т-27 и первые двухбашенные Т-26 на параде. Справа, на заднем плане – основа тогдашней РККА Т-18)
Освоение производства Т-26 шло мучительно сложно. А вот танкетку, освоили легко и непринуждённо. И было с чего. Она была значительно менее трудоёмкой, в её конструкции широко использовались уже освоенные промышленностью автомобильные узлы и агрегаты, плюс броня, поставлявшаяся на сборку бронекорпусов бронеавтомобилей при точно такой же технологии сборки!
Выпуск танкетки Т-27 был успешно освоен на Питерском «Большевике», з-де №37 и на НАЗе (будущий ГАЗ). Т. е. на трёх заводах сразу!
По задумке Тухачевского – главного лоббиста танкеток, именно им предстояло стать и кавалерией и пехотой 20-го века. По представлениям этого «великого советского стратега» огромные массы танкеток должны были сопровождать в атаках средние и тяжёлые танки вместо пехоты, поддерживать собственно пехоту и кавалерию, перебрасываться по воздуху вместе с десантниками и т. д. Т. е. танкетке в его представлениях была предначертана судьба одного из важнейших компонентов механизированных войск РККА.
И он в этих своих фантазиях был не одинок. Его персональные злейшие «друзья» поляки рассуждали точно так же, делая ставку именно на дешёвые и простые в изготовлении танкетки.
(Основа бронетанковых войск Польши: танкетка TK-3 вверху и сменившая её в серии танкетка TKS внизу)
Итальянцы и даже лидеры танкостроения французы так же тяжело болели танкетками.
(Итальянская танкетка CV-3)
(Французские танкетки «Рено» UЕ. Большая их часть была переоборудована в лёгкие арттягачи)
Вообще в очень многих странах мира танкетка пришлась ко двору. Простая, собранная на автомобильных узлах, недорогая, и притом достаточно эффективная (по тому времени) машинка, полюбилась настолько, что те, кто научился её производить (опираясь на хоть какое-то автомобилестроение), долгое время не только радовали собственную армию, но так же были обеспечены заказами от тех, кто производить её не мог, но вполне справедливо считал, что если уж танки не по карману – танкетка – это гораздо лучше чем ничего! Тем более что в то время, в мире ещё полно было танков, как и танкетки, вооружённых только пулемётами и имевшими такой же уровень противопульной бронезащиты. А раз так – зачем переплачивать?
Тот же Виккерс продавал свои танкетки по всему миру. Итальянцы очень много поставляли своих танкеток на экспорт. Даже к полякам много раз приходили с заказами заинтересованные в танкетках люди из разных стран, но, чмошная польская промышленность не могла обеспечить в требуемых объёмах даже свою собственную армию, поэтому некоторые, относительно небольшие заказы принимались, но многие выгодные сделки срывались.
В СССР же, танкетка очень быстро вышла из моды, уступив первенство танкам. Но танкеток-то за 31-34 годы успели наклепать превеликое множество – ок. 3300 штук!
Вот мне и пришла в голову идея, а почему бы СССР не заработать на них кучу не советских денег? Ведь стране, её развивающейся экономике, до зарезу нужна валюта. Танкетку собирали на 37-ом з-де, который позже, перешёл на выпуск плавающих танков. Собирали на «Большевике», главное танковое производство которого вскоре преобразовали в танковый 174-й з-д и «заточили» под выпуск Т-26. Собирали и на автозаводе им. Молотова (это который ГАЗ).
Так почему бы не сохранить малосерийный выпуск Т-27 на экспорт, на одном из этих заводов? Можно даже вообще не выпускать новые танкетки. Просто брать уже готовые и проводить их «тюнинг» под желания заказчика. А чтоб затмить на хрен всех конкурентов (которые в принципе неконкурентоспособны, при наших-то расходах на оплату труда изготовителей!), предложить покупателям ещё и шикарную НОМЕНКЛАТУРУ!!! Чтоб заказчик получил ВСЁ, что нужно для полного укомплектования стандартной моторизованной очень маленькой (и соответственно недорогой) танкето-бригады следующего состава:
– Батальон обычных танкеток – 50 штук в т. ч. 5 командирских, оснащённых радиостанциями за счёт резкого снижения возимого БК.
Одна из трёх рот батальона считается разведывательной.
– Рота противотанковых танкеток (6 штук), вооружённых советской 37 мм или 45 мм противотанковой пушкой (после перехода с 37 на 45 мм), плюс командирская радиофицированная танкетка.
– Рота универсальных танкеток (6 штук), вооружённых либо 12,7 мм крупнокалиберным («противотанковым») пулемётом, либо 20 мм автоматической (точнее самозарядной) пушкой (советской или импортной – на усмотрение заказчика). Это оружие должно быть приспособлено для стрельбы не только из штатной установки в танкетке, в качестве лёгкого ПТО, но и быстро демонтироваться для установки на возимой с собой треноге, используясь для ПВО вне танкетки. Естественно плюс одна командирская радиофицированная танкетка.
– Рота танкеток артподдержки (6 штук), вооружённых 76,2 мм горной пушкой с короткими патронами. Плюс командирская.
Благодаря наличию дульного тормоза, и 45 мм противотанковая пушка, и 76,2 мм горная пушка, могут стрелять с танкетки без каких-либо дополнительных упоров-сошников. Если в СССР считали, что в нашей армии применять дульные тормоза нельзя – то на экспорт-то – можно!
Все танкетки (кроме командирских и танкеток разведывательной роты), дооснащаются грузовыми прицепами для возки второго БК, второй заправки горючим, ЗиПа и НЗ провианта.
Командирские танкетки дооборудуются генераторами для зарядки аккумуляторов радиостанций и местом хранения запасного аккумулятора.
Танкетки разведвзвода дооснащаются прицепными пассажирскими тележками, изначально «заточенными» для перевозки четырёх солдат-разведчиков со штатным вооружением.
Теперь, об особенностях каждого нового вида танкеток.
Первая – танкетка ПТО. Оснащена для наблюдения за полем боя двумя наблюдательными башенками с грибовидными откидными колпаками, через которые постоянно осуществляется вентиляция. Между башенками проложена короткая «слуховая/переговорная» труба для удобства общения командира и водителя.
Стандартная танковая пушка 20К в качестве противотанковой дооснащается дульным тормозом и устанавливается над двигателем, между членами экипажа с соответственно очень ограниченным (не более 20 гр.) сектором обстрела. Наводчиком является командир. Заряжать орудие, может и командир, и водитель – кому удобнее исходя из обстановки. В качестве вспомогательного оружия, в танкетке имеется пистолет-пулемёт Дегтярёва обр. 34 г. (ППД) огонь из которого можно вести через закрываемые бронезаслонками амбразуры в корпусе.
Вторая – САУ артиллерийской поддержки вооружённая 76,2 мм горной пушкой обр. 1909 года, имеющей баллистику полкового орудия и самый короткий из выпускаемых в СССР патронов.
Самоходка открытая (есть возможность натянуть на специальных дугах защитный тент). Орудие и расчёт частично прикрываются коробчатым щитом. Большая часть боекомплекта перевозится в специальном прицепе. Как уже говорилось выше – благодаря наличию эффективного дульного тормоза, САУ может вести огонь без сошников-упоров. Однако, не исключено, что после каждого выстрела потребуется поправка прицела. Чтоб свести проблему устойчивости к минимуму, предусмотрена возможность жёсткого соединения танкетки и прицепа в одну цельную конструкцию. Устойчивость при этом вырастет гарантированно.
Ради повышенной скорострельности, так же рекомендуется перевозить в прицепе третьего члена расчёта САУ – который будет подавать патроны из прицепа заряжающему – водителю.
Третья – универсальная САУ. Это так же открытая сверху (ради недопущения загазованности при интенсивной стрельбе и по желанию тентованная) самоходка, оснащённая точно такой же установкой, что и противотанковая, но вместо 45 мм противотанковой пушки, устанавливается либо крупнокалиберный пулемёт, либо малокалиберная (не более 20 мм) автоматическая пушка.
Технология применения описана выше. Это либо стрельба со штатного лафета в качестве лёгкой малокалиберной ПТ САУ, либо вынос оружия на внешнюю треногу для стрельбы по воздушным целям. При этом, экипаж танкетки становится расчётом этой лёгкой зенитной установки. Естественно, тут тоже желательно в прицепе возить третий номер расчёта – подающего обоймы заряжающему.
Всего, таким образом, в лёгкой бригаде 75 танкеток.
45 обычных (на эскизе в самом низу), 9 командирских, 6 САУ-76, 6 САУ-45, 6 САУ-20 и 3 машины резерва, которые могут так же использоваться как посыльные.
К танкеткам, «опционно» могут предлагаться (естественно за отдельную плату) специальные трейлеры-двуколки для перевозки танкеток и даже собственно грузовики для буксировки тех трейлеров (ЗиС-5) в количестве тех же 75 штук на полностью укомплектованную бригаду.
Плюс автоцистерны, запасные и вспомогательные машины аналогичного класса в количестве до 25 штук. Для перевозки мотострелкового батальона поддержки танкеток, со всем прилагающимся штатным вооружением включая тяжёлое (зенитная и противотанковая батареи), а так же усиленного миномётного дивизиона и вспомогательных служб, покупателю предлагаются специально оборудованные тентованные грузовики, фургоны и автоцистерны на шасси полуторки ГАЗ-АА, в количестве до 75 машин на бригаду.
Всего в лёгкой минибригаде: танкеток разных – 75. Грузовиков средних – 100. Грузовиков лёгких – 75.
Покупатель может приобретать всё это счастье хоть в одном флаконе, хоть по отдельности – что понравится. Думаю для бедных стран самое то.
В качестве «особого предложения» качественного усиления, можно ещё предложить модернизированный танк Т-18М с 50-сильным двигателем и башней, дооборудованной кормовой нишей (под радио или дополнительную боеукладку) и вооружённой спаркой 45 мм пушки и пулемёта.
Выйдя с таким солидным «прайсом» на внешний рынок, да с умеренным ценником, СССР мог продать по целой бригаде (а то и не по одной!) Румынии, Югославии, Бразилии, Мексике, Китаю, Греции, Испании и даже Швеции (так же безуспешно пытавшейся заказать партию танкеток в Польше).
В «разнобой» покупателями могли бы стать такие небогатые страны как Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Эфиопия, Норвегия, Дания и даже Финляндия.
Как говорится – товар на любой кошелёк! А номенклатура – на любой каприз! И всё на шасси маленькой, уже не нужной РККА Т-27. Плюс не менее устаревший, но, после тюннинга, ещё вполне зубастый, Т-18.
И ещё одна фишка. Уже чисто фантастическая. Если бы в СССР были сформированы такие маленькие бригады танкеток для себя (хотя бы в Пограничных войсках НКВД)…
Дополнительно в штате:
Разведывательный батальон в составе:
Рота средних БА – 15 машин (от БАИ до БА-10)
Рота лёгких БА – 15 машин (от Д-8 до БА-20)
Моторизованная стрелковая разведрота на грузовиках-полуторках,
Мотоциклетная рота.
При штабе бригады, помимо штабной роты, отдельная моторизованная рота связи:
Взвод радиосвязи,
Взвод телефонной проводной связи,
Взвод посыльных легковых автомобилей,
Взвод лёгких посыльных мотоциклов.
Инженерно-сапёрный моторизованный батальон.
Для себя, безусловно, можно иметь в структуре бригады не один, а два или даже три батальона собственно танкеток и не батареи, а целые дивизионы САУ. Да ещё и батальон Т-18М!
К концу 30-х, эти бригады естественно так же планировалось перевооружить современными танками. Но, вышло по-другому. В 1939-ом году, когда переговоры Польши и Германии зашли в тупик, в танкеточных бригадах, ждавших перевооружения, началась необычная движуха. Старые танкетки всех классов начали спешно реанимировать. Все, кому это могло помочь, прошли тщательный капремонт. Негодные, заменили уже отремонтированными, привезёнными неизвестно из каких частей и хранилищ. Вся подвижная матчасть доукомплектована до штатной численности и поставлена на ход. Всё вооружение тщательно пристреляно и обеспечено двойным БК. Все необходимые предметы снабжения и обслуживания получены с запасом.
А в августе, в расположении четырёх бригад (дислоцированных у самой польско-советской границы) появились те, кого тут ждать следовало в последнюю очередь – поляки. Польские офицеры, техники и инструктора. Они быстро познакомились с советскими коллегами (своими бывшими потенциальными противниками), проинспектировали пока пустой большой палаточный городок и, расположившись в единственном так же специально построенном офицерском общежитии, принялись за тщательное изучение техники и вооружения.
Неизвестно на какой стадии изучения застало их известие о резком ухудшении международной обстановки. Переговоры между Польшей и Германией зашли в тупик. Как и переговоры между СССР и англо-французами. На горизонте ясно замаячили со всей неизбежностью пакт между СССР и Германией и война между Германией и Польшей.
Поэтому, в конце августа, из отведённой полякам «территории» расположения бригады отбыли ВСЕ советские военнослужащие, а в палаточный городок полуторки завезли мобилизованных резервистов бронетанковых войск Польской Республики. Они у Польши, в отличие от собственно танков, имелись в приличном количестве. Поскольку наши танкетки не очень сильно отличались от польских, и экипажам во всю помогали уже освоившие технику инструктора, обучение проходило довольно споро. Но, увы, закончено оно не было. 1 сентября Вермахт пересёк границу Польши, началась война. Уже на следующий день, танкеточные бригады, ставшие вдруг самыми мощными бронетанковыми формированиями польской армии начали собираться в поход – домой, меняя советские опознавательные знаки на польские. Вся советская матчасть бригад стала подарком СССР польскому правительству!
Четвёртого сентября, в разгар боёв, бригады уже сосредотачивалась к северо-востоку и юго-востоку от Варшавы, готовясь парировать прорывы немецких моторизованных частей вглубь польской территории.
Почтенные коллеги – я прекрасно осознаю, что даже несколько сотен ЛЮБЫХ танкеток не могут спасти обречённую Польшу. Но, чёрт возьми, они же могут послужить по крайней мере чем-то вроде дозы энергетика для того чтоб активизировать польское сопротивление! В конце-концов, если бы мы захотели, поляки могли бы получить не 4 жалкие бригады в суммарные 300 танкеток как в этой АИ, а 20 таких бригад с 1500 танкетками (а при наличии в бригаде двух батальонов и ещё больше!) Вот это уже была бы веселуха!
Каким «макаром» — другой вопрос. Поляки, только начиная переговоры с немцами, могли, на всякий случай, оформить самый настоящий кредит на покупку техники сразу 10 тех самых лёгких бригад и перекомпоновать их по-своему. Ещё 5 докупить, когда переговоры зашли в тупик. Последние 5 бригадных «танкето-комплектов» РККА могла подогнать полякам уже после начала войны, мотивируя эту неприятность для немцев запоздалыми поставками по прежним контрактам.
А что? Танкетка – это как раз то, чего нам не жалко! В РИ, напомню их произвели более 3 тыс. Так почему бы не использовать этот, никчемный для богатой танками РККА хлам, на благое дело уконтропупивания максимально возможного количества фашистов — благо заниматься этим благородным делом на тех танкетках будут доблестные паны!
(Тот самый «прайс-меню»)
На тот случай, ежели кто думает, будто создавать какие бы то ни было САУ и другие полезные машины на шасси Т-27 – инреал.
(САУ с 37 мм пушкой на шасси Т-27)
(САУ с 76,2 мм пушкой на шасси Т-27)
(Огнемётная Т-27)
(Т-27 в качестве арттягача)
(Опытная польская САУ TKD с противотанковой 47 мм пушкой Виккерс на шасси танкетки TKS. Изготовлено 4 штуки)
(Польская танкетка TKS, вооружённая автоматической 20 мм пушкой. Поляки планировали перевооружить такой пушкой все танкетки TKS, но до немецкого вторжения, сумели изготовить не более 50 орудий, менее половины из которых успели установить на танкетки)
Ещё пара фоток, на тему превратностей судьбы польских танкеток