Олег Растренин. Штурмовики Великой Отечественной войны. Глава 10 — Скорость плюс пушка.
Продолжаю публиковать главы из книги Олега Растренина «Штурмовики Великой Отечественной войны».
В этой главе рассказывается о тяжёлых пушечных истребителях и о возможности их использовать в качестве штурмовиков. В этом направлении работали Поликарпов и Гудков. Видимо у Поликарпова настолько опустились руки что он особо не пропихивал свои самолёты в серию и его тяжёлый истребитель, как впрочем и Гулкова, принят не был. Но всё же наработки по эти машинам нашли свою применение в истребительной авиации а не в штурмовой, уже на машинах Лавочкина и Яковлева (честно говоря, об этом в книге прямо не говорится, но очень похоже на плагиат идей со стороны Яковлева).
В ноябре
В конце
«1) Ведение активного воздушного боя с самолетами противника, главным образом, уничтожение бомбардировщиков.
2) Поражение наземных целей: танков, броневиков, зенитных батарей, пулеметных гнезд и т.п.
3) Сопровождение бомбардировщиков».
Вооружение ИТП было весьма мощным: одна пушка калибра
В «Заключении» указывалось, что поскольку по схеме и по основным параметрам самолет ИТП близок к самолету И-200, то Поликарпов при проектировании ИТП учел результаты летных испытаний И-200. В качестве одного из достоинств ИТП отмечался отличный обзор вперед из кабины летчика. Рекомендовалось усилить бронирование: поставить бронекозырек летчика, осуществить частичное бронирование водорадиатора.
Кроме этого, предлагалось добавить два синхронных пулемета ШКАС с боекомплектом 1500 патронов.
Военные специалисты рекомендовали включить в план опытного самолетостроения на
Отметим, что по заявленным летно-тактическим данным ИТП даже с мотором М-105П имел более высокие летно-такти-ческие характеристики, чем пушечный истребитель A.C. Яковлева Як-3 М-105ПФ2 (
Двухлонжеронное крыло ИТП было трапециевидным с эллиптическими законцовками. Консоли крыла отъемные. Полки лонжеронов и силовые нервюры — таврового сечения из стали 30ХГСА, стенки — из листового дюраля. Обшивка дюралевая, клепка впотай. Крыло имело мощные посадочные щитки типа «Шренк» и автоматические предкрылки, элероны — с весовой и осевой компенсацией.
Фюзеляж — металлический. Силовой каркас включал шпангоуты и продольные элементы. Киль составлял одно целое с фюзеляжем.
Оперение имело дюралевый каркас. Обшивка стабилизатора — листовой дюраль, обшивка рулей — полотно. Руль высоты имел весовую и осевую компенсацию. Рули были снабжены триммерами. Управление элеронами и рулем высоты — жесткое, рулем направления — тросовое.
Шасси — одностоечное с воздушно-масляной амортизацией. Колеса с пневматическими тормозами. Костыль убирающийся, самоориентирующийся. Уборка шасси вдоль крыла в центроплан. Уборка и выпуск шасси, управление тормозами и посадочными щитками — от пневмосистемы. Аварийный выпуск шасси также пневматический.
Проектом предусматривалась возможность снятия мотора вместе с моторамой. Маслорадиатор располагался под мотором, а водяные радиаторы — в центроплане с воздухозаборниками на его передней кромке и выходами с регулируемыми клапанами на верхней поверхности крыла у заднего лонжерона.
На самолете имелось четыре протестированных бензобака: один в центроплане между лонжеронами, два в консолях и в перегрузку один бензобак под полом кабины.
Следует отметить, что при использовании ИТП в качестве противотанкового самолета он по основным летным данным и вооружению вполне соответствовал требованиям к самолету поля боя. Но бронирование самолета было недостаточным.
Для превращения ИТП в полноценный самолет поля боя необходимо было использовать все резервы. Прежде всего
Поскольку A.A. Микулин к разработке пушечного варианта мотора АМ-37 относился с прохладцей, H.H. Поликарпов остановил свой выбор на моторе М-107П с взлетной мощностью
16 апреля
Согласно постановлению бронирование ИТП должно было включать бронеспинку толщиной
В мае
Испытания истребителя проходили уже в эвакуации, где 23 февраля
В конце
Определить летные характеристики опытной машины не успели, поскольку, согласно распоряжению НКАП, самолет передали на статиспытания. Дело в том, что планер самолета, изначально предназначавшийся для этой цели, был вынужденно использован ОКБ для постройки второго летного экземпляра ИТП (М-2). ИТП (М-1), выдержал 100% расчетной нагрузки, но летать на нем теперь было нельзя.
ИТП (М-2) с мотором АМ-37 и с тремя синхронными пушками ШВАК построили в Новосибирске в
23 ноября
Так как мотор АМ-39 не был доведен, скорость на второй расчетной высоте не определялась. Испытания ИТП были прекращены летом
Заметим, что идея H.H. Поликарпова создать истребитель бомбардировщиков — воздушный истребитель танков — в дальнейшем нашла свое развитие в работах М.И. Гудкова (он разработал и испытал самолет ЛаГГ-3 с пушкой Ш-37), С.М.Лавочкина, усовершенствовавшего разработку, и A.C. Яковлева, установившего пушку МП Ш-37 на Як-7, Як-9 и Як-Зт. Впоследствии для этих целей использовались пушки А.Э. Нудельмана и A.C. Суранова НС-37 и НС-45. Недостатком всех этих самолетов было слабое бронирование.
К сожалению, Поликарпов сам не стал настойчиво развивать свои результаты, а специалисты ВВС не проявили должной инициативы в их реализации.
15 октября
Гудков просил поддержки у К.Е. Ворошилова, поскольку со стороны A.C. Яковлева он встречал «…полное равнодушие и даже больше, абсолютное безразличие к предлагаемому… проекту нового самолета, это вселило в меня уверенность в том, что т. Яковлев под всякими предлогами постарается не дать мне возможности построить мой самолет».
Предложение Гудкова нашло поддержку у начальника ВВС генерала П.В. Рычагова, летчика-испытателя М.М. Громова. На эскизный проект самолета дали положительное заключение комиссия Б.Н. Юрьева и НИИ ВВС. A.A. Микулин взял обязательство разработать вариант мотора АМ-37 с удлиненным валом и выносным редуктором.
Постановление Комитета обороны о постройке самолета состоялось 31 октября
Известно, что в первом же вылете 12 июня
К сожалению, на просьбу М.И. Гудкова продуть в аэродинамической трубе НАГИ второй экземпляр самолета, чтобы проверить влияние этих каналов, последовал категорический отказ.
Судя по показаниям очевидцев происшествия, вероятной причиной катастрофы могла быть раскрутка винта, но эта версия комиссией совершенно не рассматривалась.
Еще 15 мая’
Попутно отметим, что к этому времени Гудков представил на госиспытания разработанный им пушечный истребитель К-37 (Гу-37) — вариант ЛаГГ-3, вооруженный пушкой калибра
Среди предложенных был проект самолета Гу-2 с еще более мощным, чем у самолета Гу-1, вооружением: пушка Шпитального калибра
Максимальная скорость полета на высоте
Второй проект представлял собой трехпушечный истребитель-перехватчик активного воздушного боя, являющийся развитием самолета К-37. Вооружение самолета включало мотор-пушку Ш-37 с боезапасом 25 снарядов, две синхронные пушки ШВАК с боезапасом 280 снарядов и два синхронных пулемета ШКАС с запасом 1000 патронов. Ожидаемая максимальная скорость полета на высоте
Самым интересным был третий проект пикирующего истребителя танков ПИТ с мотором М-105, специально приспособленного для борьбы с танками и создаваемого в развитие самолета К-37.
Вооружение самолета включало мотор-пушку Ш-37 с боезапасом 45 снарядов, два синхронных пулемета ШКАС с запасом 1000 патронов и две бомбы калибра
Для снижения скорости пикирования самолет оборудовался тормозными щитками по типу использованных на самолете Ju87.
Максимальная скорость полета с бомбами составляла
Ни один из этих проектов реализован не был.