Окончание бесконечно саги. Что из себя представляют украинские корветы типа «Гетман Иван Мазепа»
Эпопея с возрождением Украинского военно-морского флота идёт с самого начала его появления и появления независимой Украины. Однако за все годы независимой Украины, единственное чем она могла похвастать это маленькими бронекатерами Проекта 58150 «Гюрза», не имеющих даже ракетного вооружения.
В конце первого десятилетия 21 века, на Украине муссировалась тема создания собственных корветов. Для этого у Украины было всё. Был создан соответствующий проект, на Украине производились собственные силовые установки, которые, кстати, закупались и Россией, были верфи в Николаеве и опытные кораблестроители, которые во времена СССР строили авианосцы. Не было только финансирования. Все деньги, которые могли быть потрачены на новые военные корабли были самым банальным образом украдены. И казалось на этом на украинском корвете можно поставить жирный крест, так как с финансами после Майдана стало ещё хуже. Однако в 2020 году Украина вдруг взяла и заказала первый новый корвет для себя в Турции. Причём заказ был сделан сразу на 2 корабля. Что же из себя представляют эти корабли попробуем разобраться ниже.
Содержание:
История проекта
14 декабря 2020 года Министерство обороны Украины и управление оборонной промышленности Турции заключили контракт на строительство двух новых корветов для ВМС Украины. Согласно условиям контракта, основным исполнителем является компания Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret A.Ş. (STM). Строительство кораблей было начато на верфи RMK Marine, расположенной недалеко от Стамбула.
Вскоре были заключены дополнительные соглашения. В соответствии с ними, завод «Океан» (г. Николаев) должен был принять готовые на 80 % корабли из Турции и дооснастить их необходимым оборудованием и вооружением. Кроме этого, по контракту, турецкая сторона должна была передать необходимые технологии для строительства еще двух или трех корветов Николаевскому заводу.
В основу проекта лёг турецкий проект «Ada». Данные корабли сравнительно свежие. Они были разработаны в 2005 году с учётом всех современных кораблестроительных технологий. Данные корабли являлись кораблями ближней морской зоны основными задачами которых является борьба с подводными лодками и патрулирование.
Изначальная стоимость головного корабля, оценивалась в 265 миллионов долларов США. Заказчику полной серии из четырех кораблей по данным Турции требовалось бы более 1 миллиарда долларов по ценам 2020 года.
По некоторым оценкам, такая смета учитывала только строительство кораблей и установку основных систем, но не включала стоимость вооружения и прочих систем. Такие комплексы и системы потребовали бы дополнительные десятки или даже сотни миллионов долларов, что привело бы к существенному росту общей стоимости программы.
Строительство
В июле 2021 года была проведена официальная церемония закладки, на которой присутствовали высокопоставленные представители Турции и Украины. 18 августа 2022 года кораблю официально было присвоено имя «Гетьман Иван Мазепа», и номер F211.
2 октября 2022, уже после начала Российско-Украинского кризиса, в Турции состоялся торжественная церемониальный спуск корвета на воду. А совсем недавно, 29 мая, корабль вышел на ходовые испытания.
Уже на финишной прямой и достройка второго украинского корвета «Гетьман Иван Выговский» (бортовой номер F212), который был заложен 18 августа 2023 года. Правда дата окончания строительства ни где не фигурирует. То ли она засекречена, то ли могут возникнуть или уже возникли перебои с финансированием и когда будет закончен второй корабли и будет ли он закончен вообще неизвестно.
Техника и вооружение
Данные корабли являются классическими, даже большими корветами, с водоизмещением 2400 тонн. Для кораблей этого класса это довольно большое водоизмещение, бываю корветы и существенно поменьше.
Корабль оснащен энергетической установкой Renk типа CODAG. Данная установка включает два дизеля мощностью по 5790 л.с. и один газотурбинный двигатель мощностью 31000 л.с. Каждый дизель связан с собственным редуктором и движетелем на вал винта. Мощность газотурбинного двигателя передается на оба редуктора отдельной коробкой. Все три двигателя могут работать одновременно. Благодаря данной энергосистеме достигается максимальная скорость в 30 узлов. Экономическая скорость вдвое меньше, но позволяет достигнуть дальности плавания в 3500 миль.
Все боевые системы на корабле западные, что естественно, так как за годы независимости Украина утеряла способность производить собственное вооружение. На корабле используется унифицированная боевая информационно-управляющая система G-MSYS, разработанную турецкими специалистами. Система связана и обзорная РЛС на корабле Smart-S, гидроакустический комплекс корвета TBT-01.
Пушка, расположенная на носу корабля итальянского производства 76-мм артиллерийская система OTO Melara Super Rapid. Кроме неё на корабле ещё есть два боевых модуля STAMP с 12,7-мм пулеметами. Ранее планировалось установить скорострельные турецкие 35-мм пушки Korkut, однако по всей видимости, эта идея была отвергнута. Управление оружием осуществляется дистанционно с помощью оптических и радиолокационных средств.
Что касается ракетного вооружения то как для таких кораблей оно достаточно серьёзное. На корвете присутствует 8 противокорабельных ракет Гарпун. Есть и зенитно-ракетное вооружение. Оно на корабле представлено французскими ЗРК VL MICA.
Противолодочное вооружение состоит из двух 324-мм торпедных аппаратов. На корабле предусмотрена совместимость с имеющимися и перспективными турецкими и иностранными боеприпасами данного калибра.
В задней части корабля размещается ангар для вертолета, правда вертолёт какой марки буде на корвете сегодня неизвестно. Изначально на корабле планировалось разместить вертолёты S-70B Seahawk. Кроме этого внутри задней надстройки находятся ещё и две надувные лодки, используемых для выполнения различных миссий.
Экипаж корвета состоит из 93 человек. В случае необходимости, на борт судна можно принять еще 10-13 человек. Однако следует иметь ввиду, что запасы на борту корвета ограничены. Автономность корвета составляет всего 10 суток.
Оценка проекта и перспективы
Данный корвет является очень сбалансированным универсальным оружием. Худо-бедно он способен решать самый широкий спектр задач. Корветы типа «Гетман Иван Мазепа» могут бороться, и с надводными кораблями противника, и с подводными лодками, так же на нём есть средства ПВО и всё что нужно для патрулирования в ближней морской зоне. Понятно, что из-за такой универсальности, все задачи он будет выполнять одинаково плохо и мировые тенденции направлены на отказ от подобных кораблей в пользу специализированных. Однако учитывая, что на Украине он на долгие годы будет флагманом её флота, то это то что для неё нужно.
Второй и, пожалуй, главный вопрос – сможет ли этот корвет и его систершип принять участие в боевых действиях против России. Ответ, однозначно нет. По доктрине Монтрё, боевые корабли, принадлежащие к флотам участников конфликта, не могут зайти в Чёрное море.
На Украине есть горячие головы, которые требуют, чтобы эти корветы начали нападения на российские и корабли союзников в других акваториях. Однако, я думаю это не произойдёт. Западные союзники Украины это банально не позволят.
Тут логика очень простая, если украинские корветы, скажем в Средиземном море начнут нападать на какие-то гражданские суда России или других стран, то тогда это зеркально сможет делать и Россия. А учитывая её мощнейших подводные флот и другие возможности она сможет вообще парализовать мировую торговлю. Так что, процентов на 99, Запад на это не пойдёт.
Инфографика показывающая боевые системы турецкого прототипа. Эти же системы есть и на Украинском корвете:
Источники: