Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Май месяц 19… года. От одного из причалов Архангельска отходит трансарктический лайнер скорой линии Архангельск – Владивосток, обслуживающий порты северного побережья нашей страны. Несмотря на раннюю весну, навигация в полном разгаре. По взломанным весенними штормами льдам Арктики движутся атомные суда. Вместо котельной установки и огромных, емкостью в сотни и тысячи тони, топливных бункеров на каждом судне установлен компактный ядерный реактор, дающий тепло мощной паротурбогенераторной установке.
Трансарктическое судно представляет собой корабль водоизмещением до 25 тыс. т, развивающий мощность на гребных винтах до 40 тыс. л. с. и движущийся со скоростью 45 км/час. Его ядерный реактор дает 200 тыс. кВт тепловой энергии, более половины которой расходуется для получения пара, используемого в паротурбогенераторах. Остальная часть тепла используется на создание давления, необходимого для работы сверхмощных гидромониторов. Как два острых ножа, врезаются в ледяное поле сверкающие струи, окруженные облаками пара. Это выбрасываются гидромониторами десятки тысяч тонн воды под давлением в несколько сот атмосфер. Перед этими струями не устоят даже многолетние полярные льды.
Корпус судна с ледокольной формой носа и кормы мало отличается от корпусов крупных ледоколов прежней постройки, но надстройка поражает своим видом. На судне совсем нет дымовых труб, его надстройка имеет обтекаемую форму, рассчитанную на уменьшение сопротивления судна штормовым ветрам, прогулочные палубы и капитанский мостик застеклены. В кормовой части, также под защитным стеклянным колпаком, находится вертолет, который используется для ледовых разведок. Невысокая мачта обтекаемого профиля слегка наклонена назад. Она несет навигационные огни и, кроме того, служит для вентиляции судна. Мачта не имеет никакой оснастки, подверженной на судах Севера обледенению. Многочисленные иллюминаторы судна имеют устройства, предохраняющие от обледенения, и через них можно свободно любоваться великолепными арктическими пейзажами.
Пройдем внутрь судна. Корпус его длиной почти 160 м и шириной около 25 м разделен на 11 отсеков 10 водонепроницаемыми переборками. Они вместе с двойным дном и двойными бортами обеспечивают непотопляемость судна при самых тяжелых повреждениях.
Сразу за носовой и кормовой переборками судна находятся отделения главных гребных электродвигателей, вращающих два носовых и два кормовых винта, что необходимо для хорошей маневренности во льдах Арктики. Впереди кормового машинного отделения находится энергетический центр судна – отсек ядерного реактора.
В следующем отсеке корпуса находится турбогенераторное отделение, в котором расположены паровые турбины, вращающие электрогенераторы общей мощностью до 60 тыс. кВт. Электроэнергия на судне делает все. Она вращает гребные винты, центробежные насосы гидромониторов, насосы отливной, пожарной и других судовых систем; она приводит в действие лифты, мощные вентиляторные установки и систему кондиционирования воздуха, заменяющую на судне обычные отопительные системы. Электроэнергия используется для приготовления пищи и для обслуживания всех бытовых нужд. Электроэнергия также используется для обогревания различных внешних частей судна.
Особую роль выполняет электроэнергия в деле управления судном и его многочисленными и сложными механизмами и системами. С центрального пульта управления нажатием кнопки производится пуск, регулирование и остановка ядерного реактора, турбин, генераторов, электромоторов и всех вспомогательных механизмов. Электрические авторулевые ведут судно по заданному курсу, а радарные и гидроакустические установки сигнализируют о появлении различных предметов и препятствий над водой и под водой по курсу судна. Ледяные горы, встречные суда, рифы — обо всем этом немедленно автоматически сообщается вахтенному штурману. Приборы также автоматически исправляют курс корабля.
Четыре остальных отсека судна используются для размещения экипажа судна, пассажиров и 5 тыс. т груза. В двойном дне корпуса хранятся запасы пресной воды. Двойные борта используются как уравнительные цистерны для уменьшения качки судна. В самые сильные штормы корабль испытывает лишь килевую качку. Бортовая качка, больше всего изнуряющая пассажиров, почти полностью устранена.
Особое внимание на корабле уделено надстройке, в которой размещаются пассажиры. Комфортабельно оборудованные каюты, салоны, рестораны, музыкальные салоны, читальни, спортивные помещения, кинозал и все бытовые помещения обеспечивают пассажирам прекрасный отдых.
Все помещения изящно отделаны новыми материалами. Полы выстланы цветной пластмассой с живописными рисунками. Например, на полу одного из салонов рисунок изображает карту Северного морского пути, выполненную люминесцентными красками.
Стены многих помещений отделаны мозаикой из цветной негорючей пластмассы. На судне широко применены декоративные пластмассовые детали. На стенах художественные панно. В помещениях много тропических растений. Скрытое люминесцентное освещение заставляет забывать о том, что мы находимся в помещении. Света так много, что создается полное впечатление солнечного дня.
Трансарктический лайнер имеет несколько палуб; переходить с одной палубы на другую совсем легко по движущимся лестницам-эскалаторам. Для приемки и выгрузки груза судно оборудовано специальными подъемниками и различными механизмами, выполняющими все грузовые операции. В течение года непрерывной работы установка атомохода израсходует 78 кг урана. Эта цифра особенно обращает на себя внимание, если вспомнить, что для работы подобного судна с обычной котельной установкой потребовалось бы в год около 150 тыс. т нефти.
Мы кратко рассказали о трансарктическом судне недалекого будущего, которое сможет плавать с большой скоростью в условиях Арктики.
источник: зам. председателя научно-технического совета Министерства речного флота СССР М. ЧЕРНОВ и инженер А. БОГДАНОВ «Окно в будущее. Трансарктический атомоход» «Техника-молодежи» 11/1955