Окно в будущее. Гусеничный дноуглубитель
Небольшая, но интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Ежегодно государство расходует огромные средства на дноуглубительные работы, которые ведутся в морских портах, на многочисленных реках и каналах нашей родины. Обычно эта работа выполняется с помощью землечерпалок, производительность которых сравнительно невелика. Кроме того, эти землечерпалки не всегда удобны в эксплуатации. Так, например, на мелководье они могут работать только в случае, если предварительно пророют траншеи достаточной глубины для собственной стоянки. Затем они нуждаются в вспомогательном грузовом флоте для транспортировки грунта, извлекаемого из речного и морского дна.
Очевидно, что весьма трудоемкая работа по углублению дна нуждается в более совершенных и более производительных технических средствах, которые, несомненно, в будущем и появятся. Как могла бы выглядеть такая мощная землечерпалка будущего?
Представим себе огромное, высокое судно, оборудованное в кормовой и носовой частях самостоятельными гусеничными ходами. Гусеницы дают возможность судну передвигаться по неглубоким местам.
Корпус дноуглубителя опоясан посредине вертикально идущим транспортером, на который насажены землечерпательные ковши. Таким образом, с одного борта вверх поднимаются ковши, наполненные грунтом, проходят над судном, опоражниваются и затем с другого борта уходят вниз, под воду. Когда трюм заполняется грунтом, судно идет к берегу, к месту выгрузки. Выгрузка производится с помощью того же ковшевого транспортера.
Гусеничный дноуглубитель можно сделать с переменной осадкой, чтобы судно меняло степень погружения в зависимости от глубины тех мест, в которых ему придется работать. Для этого в нижней части корпуса устроены особые отсеки. При заполнении их водой осадка судна увеличивается, а освобождение отсеков от воды уменьшает его осадку. Если же понадобится дополнительное уменьшение осадки, то это можно осуществить с помощью особых понтонов, размещенных по обе стороны судна.
источник: Инж. Г. АМИРХАНОВ «Окно в будущее. Гусеничный дноуглубитель» // Техника-молодежи 04-1940, с. 45