Электричество уже сейчас применяется в социалистическом сельском хозяйстве. В дальнейшем электроэнергия будет широко использована для электрификации сельскохозяйственных работ в совхозах и колхозах. Представим себе в общих чертах электрокомбайн недалекого будущего.
В передней части электрокомбайна расположена кабина, предохраняющая комбайнера от солнечных лучей и пыли. Вентилятор подает в кабину свежий воздух, проходящий предварительно через фильтр, в котором оседает пыль. Застекленная верхняя часть кабины позволяет комбайнеру видеть все, что делается впереди машины и по обеим ее сторонам. Перед комбайнером, сидящим в удобном кресле, расположен пульт управления.
Комбайн снабжен двумя электродвигателями. Один из них служит для передвижения комбайна, а другой приводит в действие его механизмы. Пуск в ход и остановка этих двигателей производятся с пульта управления при помощи рубильников.
Перед началом работы хедер – режущая часть комбайна – устанавливается на определенном уровне в зависимости от рельефа местности и высоты хлеба. Для того чтобы хедер не втыкался в землю на подъемах и при других неровностях почвы, он снабжен особым автоматическим устройством. Внизу хедера устанавливаются предохранительные ролики, расположенные на расстоянии 20-30 сантиметров друг от друга. При прикосновении хотя бы одного из них к земле будет замкнута цепь питания небольшого электромотора, который поднимет хедер. Как только ролик перестанет касаться земли, подъем хедера прекратится.
В кабине установлена схема механизмов комбайна, на которой показано расположение всех его валов и цепей. Если какой-нибудь вал остановится, на схеме в соответствующем месте вспыхнет красная лампочка, и в кабине раздастся звонок. Это осуществляется с помощью особых центробежных контактов, имеющихся на каждом валу. Во время вращения вала шарообразные грузики контакта под действием центробежной силы сжимают пружину. При остановке вала действие центробежной силы прекращается, пружина разжимается и замыкает контакт. Получив сигнал об остановке вала или обрыве цепи, комбайнер принимает меры к исправлению дефекта.
Зерно поступает в бункер комбайна, откуда периодически выгружается без остановки машины.
Сбрасывание соломы производится автоматически. Для этого служит специальный механизм, соединенный с колесом комбайна. Механизм имеет валик, и который наматывается трос от соломособирателя. Когда комбайн проходит определенное расстояние, валик автоматически включается в работу, тянет трос и тем самым разоружает соломособиратель.
Питание комбайна электроэнергией производится с помощью кабеля, который наматывается на вал, укрепленный позади хедера. При движении комбайна кабель разматывается и укладывается на землю. Когда комбайн сделает первый круг по полю, концы кабеля переключают: тот конец, который был присоединен к питающему трансформатору, теперь присоединяется к комбайну, и наоборот. Делая второй круг, комбайн будет убирать разложенный кабель, наматывая его на вал. Затем концы кабеля снова переключают, и эта операция повторяется до тех пор, пока не будет убран хлеб со всего поля.
Можно автоматизировать управление комбайном, заставив его работать без человека. Для этого нужны два кабеля с блестящей белой оболочкой. При первом заезде по полю комбайнер сам ведет комбайн. Машина, сделав круг, разложит кабель на земле. В следующем заезде этот кабель послужит путеводителем для комбайна. Фотоэлементы, расположенные внизу комбайна, будут направлять машину так, что она пойдет в точности над кабелем. Малейшее отклонение комбайна в сторону немедленно вызовет реакцию фотоэлементов (так как земля черная, а поверхность кабеля белая). Фотоэлементы приведут в действие электромоторы управления, которые возвратят комбайн на прежний путь.
Кабель, служивший «водителем», подбирается комбайном; одновременно укладывается другой кабель, в стороне от предыдущего, на ширину захвата комбайна. В следующий раз комбайн будет идти вдоль второго кабеля, а за собой будет укладывать снова первый кабель, и т.д..
Такой комбайн может быть построен уже сейчас. Автоматизация, о которой рассказано выше, осуществима при современном развитии техники.