0

 

Весьма вероятно, что лет через 20 в журнале «Техника – молодежи» появится следующая корреспонденция:

АВТОДРОМ ЗИС, 20.VIII (Соб. корр. «Техники – молодежи»).

По равнине с огромной скоростью скользит гладкий обтекаемый каплевидный снаряд. С боков его видны небольшие крылья-плавники, сзади – стабилизатор. В профиль он слегка напоминает какую-то рыбу – камбалу или ската. Он окрашен в серебристый цвет. На лобовой части сверкают пятиконечная звезда и традиционная марка автозавода имени Сталина. Это – «автосфера» ЗИС-1001, новая модель, выпуск которой начнется в конце года. В настоящее время пять опытных экземпляров «автосферы» испытываются на автодроме завода.

ЗИС-1001 имеет два спаренных гигантских колеса диаметром около 4 м. Кузов находится внутри колес и между ними. Вся машина заключена в обтекаемый кожух. Боковые плоскости служат для увеличения подъемной силы при прыжках. Хвостовое оперение – для управления.

Окно в будущее. Автосфера «ЗиС-1001»

«Автосфера» получает поступательное движение от перемещения кузова по кольцевым рельсам, установленным внутри колес.

Мы садимся в маленький служебный самолет и следуем за «автосферой», совершающей испытательный пробег. Конструктор «автосферы» т. Будущий ведет самолет.

– Мы работаем над «автосферой» давно, – говорит т. Будущий. – Мысль построить такую машину появилась у меня случайно. Роясь в старых документах, я нашел ссылки на конструкции так называемых «динасфер» и «гепициклов» – одноколесных и двухколесных самокатов. В одном манускрипте пятнадцатого века изображен одноколесный самокат со свободно сидящей на оси люлькой для пассажиров. Вращение колеса достигалось перемещением «водителя» по поперечным рейкам с внутренней стороны обода колеса.

В 1822 г. англичанин Спорнер построил паровую повозку, которая целиком умещалась в огромном колесе и двигала его, зацепляя зубцами своих колес за рейки этого колеса. Повозка Спорнера толкала перед собой двухколесную тележку.

В 1931 году швейцарец Гердер совершил кругосветное путешествие на одноколесном мотоцикле. Вращение вала двигателя передавалось на рельс, концентрично помещенный в колесе. Несколько позднее англичанином Пурвисом, а затем итальянцем Фракелли была построена «динасфера». Первый построил две «динасферы»: меньшая имела двигатель 2,5 л. с. и достигала скорости 38 км в час, вторая – с закрытым пятиместным кузовом – показала также высокие ездовые качества. Недостатком «динасфер» Пурвиса была плохая видимость через peшетку колеса. Двухколесная повозка Фракелли развивала скорость до 200 км в час.

Окно в будущее. Автосфера «ЗиС-1001»

Этот принцип одноколесного самоката был положен нами в основу «автосферы»…

Как раз в этот момент самолет поровнялся с «автосферой». Можно было разглядеть совершенно гладкую поверхность корпуса, тонкие линии крышек, под которыми были спрятаны поручни и ступени, едва заметные щели в дверях и люкax. Окна из гнутого стекла сливались с кожухом. Над хребтом машины тонкой струной сверкала антенна.

Сначала «автосфера» катилась по прямому отрезку бетонированной дороги, спидометр самолета показывал 510 км в чac. Неожиданно, слегка наклонившись и замедлив ход, «автосфера» свернула влево, перешла на вспаханное поле. Ход ее оставался плавным. Я с опаской смотрел на лежащий перед ней овраг. Но вот приподнялись закрылки на боковых плоскостях, и «автосфера» легко перепрыгнулa через овраг. Из корпуса выступили пластины аэротормоза, машина спокойно приземлилась и снова начала набирать скорость.

– Преимущества «автосферы» перед другими видами автомобильного транспорта неоспоримы, – продолжал т. Будущий. – При одинаковой грузоподъемности и скорости с автомобилями «автосфера» требует вдвое меньшей мощности двигателя. Большой диаметр колеса сообщает «автосфере» некоторую вездеходность: она легко перекатывается через препятствия высотой до полуметра, через канавы и бугры. Скорость машины – 190* км в час. Колеса снабжены баллонами, имеющими внутри небольшое давние воздуха. При опорной поверхности, вдвое большей, чем у автомобиля, «автосфера» весит примерно столько же, поэтому проходит по песку, топям, грязи. Аэродинамическая устойчивость «автосферы» регулируется вертикальным стабилизатором и боковыми плоскостями. В конструкции машины учтены все последние достижения техники; источником энергии служат энергопередаточные центры, имеющиеся во всех крупных городах Союза. На «автосфере» установлен небольшой двигатель Дизеля, который работает лишь в случае аварии приемной радиостанции или тогда, когда машина выходит из сферы действия энергопередаточного центра. Управление «автосферой» может осуществляться автоматически…

Тов. Будущий направил самолет на посадку. «Автосфера» подкатила к зданию испытательной станции и остановилась, Из-под крыльев спереди и сзади выступили опорные колеса. Мы пошли к машине. Как ни странно, никто не вышел из кузова. Весь пробег, свидетелями которого мы были, – с поворотами, переходами через препятствия, прыжками — происходил без водителя. Конструктор нажал кнопки над буфером «автосферы»: распахнулись двери, открылся люк капота двигателя, из кожуха выступили поручни и ступени.

Машинное отделение находилось в хвосте. В нижней части был расположен аварийный силовой агрегат – 16-цилиндровый двигатель ЗИС в блоке с генератором постоянного тока. Над силовым агрегатом помещалась энергоприемная станция. Ток идет через реостат к электромоторам. Для переключения реостата служит пружинный прибор, определяющий необходимую силу тяги на подъемах, тяжелой дороге и т. д. Колеса снабжены мощными пневматическими и электрическими тормозами. Помимо, этого, для быстрого понижения скорости во время торможения служит аэротормоз – две пластины, выступающие из поверхности кожуха и увеличивающие сопротивление воздуха.

Толчки от неровности дороги настолько смягчены баллонами низкого давления и большим диаметром колеса, что «автосфера» не нуждается в рессорах. Корпуc кузова установлен на шести роликах в ободах колес – по три в каждом ободе. Хвост поддерживается в поднятом положении подъемной силой крыльев и хвостового оперения.

Окно в будущее. Автосфера «ЗиС-1001»

Мы поднимаемся в кузов. Здесь три помещения: пассажирский салон на десять человек, кабина водителя с двойным управлением, позади кабина механика с радиорубкой наверху. Окна сделаны глухие, так как их открывание нарушило бы аэродинамические качества кожуха. Кресла пассажиров снабжены механизмами, которые регулируют наклон подушки и спинки. В салоне можно курить: безвихревая вентиляция возле каждого сидения отсасывает воздух и нагнетает свежий.

Мы входим в просторную двухместную кабину водителя.

– Вот это – «автоводитель», – говорит т. Будущий. — В его барабан закладывается лента с графиком пути. На ней указаны места поворотов, прыжков, остановок. «Электроглаз» читает ленту и управляет машиной. Современные карты, точные счетные механизмы и автоматическая регулировка числа оборотов позволяют координировать график и путь с предельной точностью. В случае же неожиданного препятствия фотоэлемент включает тормоз или поднимает машину в воздух. При движении по автострадам необходимое направление может сохраниться благодаря второму фотоэлементу, ориентирующемуся на борт дороги. Управлять может и водитель. Перед ним кнопки пуска и тормоза, штурвал управления, рукоятка прыжков, трубка телефона, спидометр и контрольные лампы отдельных агрегатов. Все остальные контрольные приборы сложной машины расположены на пульте в машинном отделении. «Автосфера» может и плавать, – заканчивает свой рассказ т. Будущий. – Для этого служат поплавки на крыльях, редан на днище корпуса и винт на валу двигателя.

Нажав кнопку, т. Будущий закрыл все двери и люки, спрятал поручни и ступени. На щитке зажглась фиолетовая лампа: включились в систему управления переднее и заднее опорные колеса. Поворот штурвала – и «автосфера» бесшумно вкатилась в гараж.


источник: Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ «Окно в будущее. Автосфера «ЗиС-1001»» // «Техника –молодежи» 10-1938, с.72-74

*Возможно, там и другая цифра. На скане плохо читается.

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account