Небольшая винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
Идея больших плавучих аэродромов, расположенных на трассах трансокеанских авиалиний, не нова. Уже около 20 лет ведутся изыскания и проектирования таких аэродромов, однако до настоящего времени все проекты, выдвинутые в различных странах, были мало удовлетворительны и по тем или иным соображениям не пригодны для осуществления.
Цель плавучих аэродромов: сделать возможным осуществление больших трансокеанских пассажирских и почтовых рейсов на сухопутных самолетах: повысить безопасность рейсов; устранить необходимость для трансокеанских самолетов брать с собой огромный запас горючего и таким образом повысить их полезную нагрузку. Легко подсчитать, что если на трассе трансокеанской линии, длиной, примерно, 2 900 км, расположить 2 плавучих аэродрома на расстоянии около 1 тыс. км друг от друга, то можно уменьшить запас горючего на самолёте на 2/3 и за счет горючего увеличить количество грузов и пассажиров. При частых регулярных сообщениях это дает огромную экономию.
Англичанин М. Хэйзер недавно предложил разработанный им новый проект плавучего «океанодрома», предназначенного для расположения в центре Атлантического океана. Этот проект представляет большой интерес и признан крупнейшими и авторитетными инженерными фирмами Англии.
Проект Хэйзера оригинален и отличается от других проектов подобных сооружений прежде всего тем, что в К нем отсутствуют гигантские и ненадежные якори, опускаемые в бездонную пучину океана для стабильности и неподвижности аэродрома. В связи c этим устраняются и труднейшие в условиях океана водолазные работы при установке «океанодрома».
«Океанодром» представляет собой огромную надводную площадку в форме литеры «U», каждая сторона которой имеет в длину около 623 м и в ширину 133 м. Площадка покоится на 72 трубчатых сваях, из которых 12 соединены с гигантскими металлическими пустотелыми поплавками общим водоизмещением в 5,221 т и погружены на глубину 59 м.
Одна сторона «U» служит посадочной площадкой для сухопутных самолетов, другая используется для гидросамолетов. Перешеек между сторонами имеет в длину около 266 м и в ширину 292 м. Он является секцией обслуживания и оборудован двумя катапультами для запуска самолетов. Эти катапульты в зависимости от необходимости могут передвигаться с помощью мощных передвижных кранов. Под площадкой «океанодрома» находятся ангары, ремонтные мастерские и материальные склады. Там же расположены служебные и жилые помещения администрации и обслуживающего персонала. Наконец, внутри «океанодрома» имеется прекрасно оборудованный отель для транзитных путешественников.
Две стороны «океанодрома» образуют небольшой порт для посадок гидросамолетов. В нем также может найти приют во время шторма и большой океанский пароход. Чтобы судить о размерах этого порта, достаточно указать, что он почти вдвое длиннее самого большого в мире океанского судна – «Куин Мэри».
В нескольких местах под площадкой расположены большие хранилища моторного горючего. Эти хранилища составляют 100 цистерн емкостью в 20 тысяч галлонов каждая. Рассчитано, что пропускная способность «океанодрома» в часы «пик», т. е. наиболее интенсивного движения, равна одному сухопутному или гидросамолету в каждые 5 минуг.
Нам, конечно, трудно представить себе такое «сверхинтенснвное» движение самолетов через Атлантику, однако автор проекта, по-видимому, заглядывает в будущее, когда такое движение может стать реальностью.
источник: И. Бойль «Океанодром» «Техника-молодежи» 1937 №6