Односторонний литоральный линкор “Ваджра”

15

Односторонний литоральный линкор “Ваджра”

Наш рассказ про односторонние линкоры будет неполным если не упомянуть современную индийско-китайскую разработку – линкор “Ваджра” (“Молния”).
Размеры этого корабля водоизмещением всего в тысячу тон, могут вызвать некоторые сомнения в обоснованности его классификации – маловат для линкора. Возможно, для данного типа боевых кораблей в будущем будет придумана другая классификация. Возможно, название сохранится, и тогда мы будем наблюдать возрождение класса линкоров на новом техническом уровне.
Во всяком случае, в Индии для обозначения этого корабля используется термин “बटलाशीप” (бэталшип), что, очевидно, должно обозначать линкор.
В Китае этот корабль называется 战舰 (жаньянь), что, опять же, означает “линкор”.
Цена этого небольшого корабля вполне “линкорная” – более десяти миллиардов рупий.
ТТХ корабля тоже вполне достойные, мощность орудия ГК достигает гигаджоуля.
До сегодняшнего дня такую мощность имела лишь знаменитая германская “Дора”.

Односторонний литоральный линкор “Ваджра”

Корабль представляет собой тримаран на подводных крыльях. Материал корпуса – стеклопластик на стальном каркасе. Жизненно-важные части защищают противоосколочные кевларовые панели.
Каждый корпус тримарана имеет поворотную стойку с управляемым подводным крылом и гребным винтом с бесколлекторным электроприводом. ГЭУ состоит из трех ГТД по 20 тыс. лс. с электрогенераторами, что обеспечивает питание гребных электродвигателей, электромагнитной пушки и другого оборудования. Максимальный ход достигает 50 узлов, но при стрельбе из орудия ход снижается до 40 узлов. Дальность хода на максимальной скорости составляет 2500 миль, что ограничивает область применения линкора прибрежными водами стран-эксплуатантов – северной частью Индийского и западной частью Тихого океанов.

Односторонний литоральный линкор “Ваджра”

Принцип наведения орудия ГК подтверждает пословицу, что новое – это хорошо забытое старое. Поскольку для наведения выполняется разворот всем корпусом корабля, в точности как на старинном броненосце “Новгород” (о нем было рассказано в предыдущей статье). Естественно, что за полтора века техника ушла далеко вперед, поэтому мощность оружия и скорость современных кораблей оказываются намного больше, но принцип действия остался без изменений.

Односторонний литоральный линкор “Ваджра”

Односторонний литоральный линкор “Ваджра”

Благодаря поворотным стойкам “Ваджра” может двигаться в любом направлении. И это намного удобнее и легче, чем городить вращающуюся башню для орудия.
Еще одним принципиальным достоинством данного решения является полная стабилизация корабля по всем шести осям. Это достигается благодаря совершенной электронике, шаговым электродвигателям и чувствительным датчикам-акселераторам.
На 50-узловом ходу рысканья и ускорения настолько малы, что их вообще невозможно почувствовать. Для демонстрации этого факта в кают-компании во время испытаний был установлен бильярд. Возможно, впервые за всю историю мореплавания.
Конечно, такая превосходная стабилизация нужна не только для игры в бильярд, но также и для стрельбы из орудия. Калибр орудия ГК весьма умеренный – 150 мм, но благодаря применению тяжелых металлов “тяжелый” снаряд весит 225 кг. Что, при начальной скорости в 4000 м/с, дает огромную дальность стрельбы. Так как большая часть траектории полета снаряда находится за пределами атмосферы, то дальность стрельбы по осторожным оценкам может составить более тысячи километров.

Односторонний литоральный линкор “Ваджра”

 

Такая дальность стрельбы имеет смысл при двух условиях.
Первое – наличие совершенной системы артиллерийской разведки и целеуказания.
Второе – возможность корректировки траектории полета снаряда.
Устройство снаряда показано на схеме. Высокая скорость полета вызывает сильный разогрев снаряда. Для того, чтобы не расплавилась электронная схема, во внутреннюю полость снаряда залита вода. В полете вода кипит, и тем самым ограничивает разогрев задней части снаряда до 300ºС. Образующийся пар сбрасывается через два управляемых оппозитных сопла.

Односторонний литоральный линкор “Ваджра”

Снаряд вращается, электронная схема, имеющая инерциальную систему навигации, в нужный момент открывает и закрывает клапана, что создает неравномерность в реактивной тяге сопел. В результате ось снаряда немного доворачивает в требуемую сторону. Сообщается, что на дистанции в 1000 км точность стрельбы составляет ±5м.

Такая высокая точность стрельбы позволяет вести огонь по кораблям. Проблема высокоскоростных снарядов с инертной боевой частью — слабое терминальное воздействие. При стрельбе по современным слабобронированным кораблям, такой снаряд просто пробьет корабль навылет и большая часть кинетической энергии снаряда уйдет в воду. Чтобы этого не произошло, на небольшом расстоянии от цели производится подрыв разрывного заряда. Образуется облако осколков из обедненного урана, поражающих цель на скорости до 2-х км/c. Это облако осколков способно буквально изрешетить корабль противника, попутно вызывая интенсивные пожары в поражаемых отсеках.
Считается, что одного попадания 150-мм урановой шрапнели в корабль класса “Замволт” достаточно для выведения его из строя.

В боекомплекте имеется также “легкий” керамический снаряд массой всего 40 кг. Материал корпуса снаряда имеет наполнитель из стальной дроби, поэтому снаряд может эффективно использоваться как зенитный для стрельбы по любым воздушным целям – от крылатых ракет до космических аппаратов, расположенных на низких орбитах.

И, разумеется, оба типа снарядов могут быть использованы для стрельбы по береговым целям.

Односторонний литоральный линкор “Ваджра”

Ожидается, что для флотов Индии и КНР будет построена небольшая серия из 5…6 кораблей типа “Ваджра”. Строительство большего количества нецелесообразно из-за высокой цены, а также потому, что вскоре могут появиться более совершенные корабли.
Поэтому на данный момент цель строительства заключается в основном в получении опыта практической эксплуатации кораблей такого класса. И в политической демонстрации силы военно-морских флотов.

Односторонний литоральный линкор “Ваджра”

* * *

Приведенный здесь текст является вольным изложением одноименной статьи из журнала “Локаприя бхаутика вигьяна” ( लोकप्रिय भौतिक विज्ञान, “Популярная физика”)

 

Подписаться
Уведомить о
guest

50 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account