Один за всех. Многоцелевые палубные ударные самолеты Aichi B7A Ryusei. Япония

17

Один за всех. Многоцелевые палубные ударные самолеты Aichi B7A Ryusei. Япония

Содержание:

Предисловие редакции: Обладая характеристиками истребителя и возможностями бомбардировщика Aichi B7A Ryusei представлял собой вершину японского авиастроения того времени. Однако технические проблемы и природная катастрофа не позволили осуществить успешное и своевременное развертывание машин данного типа.

В июле 1941 года Японская империя наступала на всех фронтах. В частности, Императорский флот благодаря своим современным палубным самолетам, которые на тот момент были самыми современными в мире, мог наносить противнику все более и более сокрушительные удары. Чтобы продолжить серию побед воздушный штаб Императорского флота выдал авиастроительной компании спецификацию 16-Shi, требовавшую создания нового палубного самолета, который должен был заменить палубные ударные машины, которые только что поступили на вооружение авиации флота. Этими самолетами были палубный бомбардировщик-торпедоносец Nakajima B6N Tenzan и очень удачный палубный пикирующий бомбардировщик Yokosuka D4Y Suisei. Новый боевой самолет должен был иметь возможность полностью заменить эти два образца. Кроме того, воздушный штаб требовал, чтобы новый ударный самолет по своим летным характеристикам соответствовал истребителю A6M Zero. Чтобы избежать недоразумений, необходимо пояснить, что до 1945 года термин «боевой самолет» применялся только к бомбардировщикам.

Под руководством главного инженера Тосио Одзаки конструкторская группа компании Aichi незамедлительно приступила к работе. Требования воздушного штаба заключались в следующем: В частности, требовалось обеспечить максимальную скорость 569 км/ч, максимальную дальность полета 3335 километров, размещение 500 кг бомбовой нагрузки во внутрифюзеляжном отсеке или торпеды на внешней подвеске, а также наступательное вооружение из двух 20-мм пушек. Первоначально эти характеристики казались практически недостижимыми, но воздушный штаб флота не настаивал на размахе крыла 11 метров. Данный показатель до сих пор не разрешалось превышать палубным самолетам Императорского флота. поскольку самолетоподъемники на борту авианосцев могли не вместить крылья большего размаха. Однако новые боевые самолеты должны были действовать с новых авианосцев, таких как «Тайхо» и «Синано», получивших гораздо более крупные самолетоподъемники. Так, под внутрифирменным обозначением AM-23 в конструкторском бюро компании Aichi был разработан необычно большой, но очень изящный цельнометаллический среднеплан. Поскольку силовая установка была ключом к удовлетворению очень жестких требований воздушного штаба флота, то для самолета был выбран 1800-сильный двигатель Nakajima Homare 11.

«Падающая звезда» оказалась более маневренной, чем «Ведьма»

Радиальный 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Nakajima Homare приводил во вращение четырёхлопастный пропеллер и позволял палубному бомбардировщику B7A Ryüsei (падающая звезда) развивать впечатляющую скорость около 590 км/ч. Среднепланная компоновка крыла была выбрана для размещения в фюзеляже заданного требованиями спецификации внутреннего бомбового отсека. Однако необходимость размещения внутри фюзеляжа бомбоотсека привела к крылу типа «обратная чайка». Чтобы с одной стороны уменьшить длину основных стоек шасси, а с другой обеспечить достаточное пространство огромному воздушному винту, который имел диаметр 3,50 метра. B7A получил элероны, которые могли одновременно отклонялись вниз на 10 градусов и которые в аварийной ситуации могли использоваться в качестве посадочных щитков. Аэродинамические тормоза были установлены перед закрылками, между фюзеляжем и элеронами. Для экономии места в ангаре авианосца консоли крыла можно было сложить с помощью гидравлического механизма, благодаря чему размах крыла уменьшался с 14,40 метров до 7,90 метров. В качестве стрелкового оружия были выбраны две 20-мм пушки Type 99, установленные в консолях крыла. Оборонительное вооружение первоначально состояло только из одного 7,92-мм пулемета Type 1, но позднее в серийном производстве он был заменен на крупнокалиберный 13-мм пулемет.

схема Aichi B7A Ryusei. Рисунок Мишель Марсан (Michele Marsan)

схема Aichi B7A Ryusei. Рисунок Мишель Марсан (Michele Marsan)

В мае 1942 года все работы над первым прототипом были завершены, и B7A совершил свой первый полет. Однако первый полет не был успешным, поскольку двигатель вызывал серьезные проблемы. Следует сказать, что японская авиастроительная промышленность вплоть до конца войны постоянно испытывала серьезные проблемы с обеспечением качества продукции, особенно в области двигателей с высокими характеристиками.

Так было и в случае с B7A1, и потребовалось целых два года, прежде чем появилась улучшенная версия силовой установки – двигатель Nakajima Homare 12. После того, как двигатель заработал надежно, «падающая звезда» превзошла все ожидания. Он был чрезвычайно маневренным и всего на 20 км/ч медленнее, чем Grumman F6F-3 Hellcat –стандартный палубный истребитель ВМС США.

После девяти прототипов, оснащенных двигателем Homare 11, производство B7A в 1944 году получило небольшой импульс благодаря новой силовой установки. Всего к концу войны было изготовлено 105 машин, получивших обозначение B7A2. Такое малое количество изготовленных машин объясняется землетрясением в мае 1945 года, в результате которого был разрушен завод в Фунакате, производивший большую часть самолетов. Другой завод в Омуре до конца войны изготовил всего 25 самолетов. Еще одной причиной малого количества изготовленных самолетов была общая военная ситуация. Япония потеряла не только большую часть своего флота, но и авианосец «Тайхо», для авиагруппы которого фактически и создавался B7A. Оставшийся авианосец, все еще предназначавшийся для этого самолета, «Синано», также был уничтожен 29 ноября 1944 года.

аэродинамический чистая конструкция и мощный двигатель сделали Aichi B7A Ryusei таким быстрым и маневренным

аэродинамический чистая конструкция и мощный двигатель сделали Aichi B7A Ryusei таким быстрым и маневренным

в 1944 году Aichi B7A Ryusei стал самым скоростным палубным бомбардировщиком Императорского флота

в 1944 году Aichi B7A Ryusei стал самым скоростным палубным бомбардировщиком Императорского флота

Таким образом, Aichi B7A были обречен действовать с наземных баз. Вследствие небольшого количества B7A не оказали никакого влияния на исход войны. Тем не менее, в начале 1945 года одна из машин данного типа была оснащена 2000-сильным двигателем для дальнейшего повышения скорости. На следующей модели B7A3 планировалось установить еще более мощный 2200-сильный двигатель. Однако все эти проекты были потеряны в результате землетрясения.

в то время как бомбы размещались во внутрифюзеляжном отсеке, торпеда крепилась на внешней подвеске, как и на других палубных самолетах Императорского флота

в то время как бомбы размещались во внутрифюзеляжном отсеке, торпеда крепилась на внешней подвеске, как и на других палубных самолетах Императорского флота

В соответствии с практикой воздушного штаба Императорского флота сразу после запуска B7A в серийное производство была разработана спецификация 16-Shi на его преемника. Проект AM-26, получивший военное обозначение B8A Mokusai (Юпитер), разрабатывался компанией Aichi. Это должен был быть самолет меньших размеров, способный развивать большую скорость. С окончанием войны работы по программе B8A были прекращены.

В целом, B7A Ryusei был отличным самолетом. Возможно, это был самый быстрый палубный бомбардировщик Второй Мировой войны, и если бы B7A были изготовлены в бóльших количествах, японцы могли бы получить значительное преимущество. Послое окончания войны союзники, испытывавшие трофейные японские самолеты, также были впечатлены летными характеристиками Ryusei. Одна из «падающих звезд» сохранилась до наших дней. Этот самолет хранится в запасниках Национального музея авиации и космонавтики Смитсоновского института. К сожалению, B7A не экспонируется.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Aichi B7A Ryusei

Назначение: многоцелевой палубный ударный самолет

Статус: серийное производство

Экипаж: 2 человека (пилот и стрелок-радист в закрытой кабине)

Силовая установка: один 18-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Nakajima NK9H-S Homare 23, развивавший мощность 1825 л.с. (1397 кВт) и вращавший четырехлопастный воздушный винт

Размеры:

размах крыла 14,40 м
длина 11,49 м
высота 4,08 м
площадь крыла 35,40 м²

Масса:

пустого 3810 кг
полезной нагрузки 2690 кг
максимальная взлетная: 6500 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость 590 км/ч
практический потолок 11500 м дальность полета 3038 км

Вооружение:

стрелковое – две 20-мм пушки Type 99 в консолях крыла и один 13-мм пулемет в задней кабине
ударное – одна 800-кг торпеда или 800 кг бомб (1000 кг бомб на малых дистанциях)

источник: Text: Kristoffer Daus; Fotos: Archiv Jarrett «Flugzeugreport. Aichi B7A. Eine für alles» «Klassiker der Luftfahrt» 2018-07, Seiten 50-53

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-odin-za-vseh-mnogocelevye-palubnye-udarnye-samolety-aichi-b7

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account