О вреде отсутствия пророческого дара. Lockheed 75 Saturn
Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
Еще один представитель многочисленнейшего класса "DC-3 replacement" — приятный внешне, да и вообще неплохой парень Lockheed 75 Saturn.
Перед вступления во Вторую Мировую на Локхид разрабатывался ряд интересных проектов гражданских самолетов помимо классической линейки "Электр"/"Лодестаров" (Model 10 Electra, Model 12 Electra Junior, Model 14 Super Electra, Model 18 Lodestar). Это были Vega Starliners и Модели 16, 19, 27, 44 и 49 — из них свет увидели только первый и последний, про "Старлайнер" уже был рассказ, а Модель 49 –это знаменитая "Конни", иначе Lockheed L-049 Constellation. К окончанию войны, в 1944ом году, президент фирмы Robert Gross создал свой внутренний "комитет Брабазона" (кто не в курсе – в Великобритании в ходе войны был создан комитет под председательством John Moore-Brabazon, определивший направления послевоенного развития британской гражданской авиации). Гросс собрал команду из инженеров и менеджеров фирмы, которые провели исследование среди авиакомпаний и их потенциальных клиентов с целью узнать, что за самолеты потребуется в США после войны. На основании этого опроса были определены наиболее востребованные классы самолета — первый уже был претворен в жизнь, требовалось его только обновить — это был L-049, второй, региональный на 14 пассажиров, еще только требовалось создать. Дополнительный стимул появился после Международной авиационной конференции в Чикаго, проведенной в августе 1944, где под именем "Сатурн" был представлен новый самолет от Локхид, фирме удалось получить заказов на более чем 500 штук. Цена машины была определена в $85000 при условии что количество заказов наберется на 4 млн. долларов. Для нее был даже выдуман слоган: "to do the big business of the little airline and the little business of the big airline". К концу 1944 работы над "Сатурном" интенсировались, была создана группа под руководством Дона Палмера (Don Palmer) (позже его сменил F. A. Smith) с базированием в Бербанке, Калифорния (скоро там возникнет легендарный Skunk Works). Проект получил внутрифирменное обозначение L-146, видимо далее, с продвижением работ, появились варианты L-156 и L-176. Надо пояснить что именование "Model 75" героя рассказа производственное, обозначение такого формата присваиваются с началом изготовления.
1.
"Сатурн" и "Шутинг Стар" (P-80 Shooting Star) стали двумя самыми крупными программами Локхида на 44-45 года; поскольку шла война, то, конечно, приоритет был у реактивного истребителя. До пассажирского самолета руки добрались только после окончания войны, причем "рук" было очень много — на XP-80 ушло 118 900 человекочасов инженерного труда, а на "Saturn" — 189 600. Результат был неплох — современный цельнометаллический самолет, шасси с носовым колесом, ламинарное крыло. Схема высокоплана с минимально возможным расстоянием от земли была выбрана для удобства пассажиров — они могли выйти из самолета через собственные трапы самолета, и разгрузочно-погрузочных работ — прямо с платформы грузового автомобиля. Салон мог легко трансформироваться из пассажирского на 14 мест в транспортный, для перевозки 1360 кг, или в смешанный вариант для перевозки 10 или 12 человек и грузов. В передней части, за кабиной пилотов и перед пассажирским салоном, был оборудован большой багажный отсек, в корме по желанию мог монтироваться санузел. Замечательная особенность — основные стойки шасси, мотогондолы, горизонтальное оперение, закрылки были симметрично взаимозаменяемы, для левой стороны и для правой стороны были одинаковыми, что очень упрощало жизнь небольших авиакомпаний, ведь на складах можно было держать меньший запас запчастей. Самолет был предназначен для эксплуатации с неподготовленных аэродромов, большое внимание было уделено повышению эксплуатационных данных — сокращению затрат на обслуживание, эксплуатационных расходов, на максимизацию эффективности. К 1946 году выяснилось что самолет выходит дороже ранее объявленной суммы, новая цена стала $100000.
Машина проектировалась под радиальный 9цилиндровый авиамотор Continental GR9-A, развитие выпускаемого по лицензии Wright R-975 Whirlwind, двигателя, знаменитого в первую очередь как танковый. Мощность "Райтов" была в районе 300-400 л.с., на GR9-A удалось ее поднять до 600 л.с.
Первый полет прототипа Lockheed Model 075-77-01 Saturn с серийным номером 75-1001 и гражданской регистрацией NX90801 был совершен 17 июня 1946 года. В кабине пилотов находились летчики-испытатели Rudy Thoren и Tony LeVier. Самолет показал плохое поведение на скоростях, близких к скорости сваливания, что было легко ликвидировано наплывом на передней кромке крыла. Большей проблемой стало недостаточное охлаждение двигателя, к тому же оказалось, что его мощности недостаточно для "Сатурна". Попытки исправить ситуацию ни к чему не привели, и в конце 1946 года было даже объявлено что развитие проекта временно приостановлено из за отсутствия надежного двигателя требуемой мощности. Однако через несколько месяцев, в феврале 47 такой двигатель нашелся. Им стал семицилиндровый Wright 744C-7BA-1, более известный как Wright R-1300. Мотор от "Райт" имел большую мощность — 700 л.с., и больший на 250 мм диаметр. Перестроенный под него прототип получил новое обозначение — Model 075-57-01, первый полет обновленного "Сатурна" был сделан 8 августа 1947. С новым двигателем проблемы самолета с мотоустановкой были решены.
Помимо модели "-01" предлагалась Model 075-57-02, у которой в кормовой части присутствовала сдвигаемая перегородка, позволяющая разграничивать объем салона выделяя отдельную кабину под груз, естественно со снятием части кресел. Но второй прототип был заказан также как Модель 075-57-01, его серийный номер 75-1002, регистрация NX90802. Он так и не был закончен, списан и сдан на слом в начале 1948. Та же судьба и в то же время постигла первый прототип. Рынок был перенасыщен огромным количеством (31 тысяча!) списанных военно-транспортных самолетов: Douglas C-47 (DC-3) и C-54 (DC-4), Beech C-45 (Model 18), военными модификациями Lockheed Model 18 Lodestar; при этом цена на DC-3 составляла 25-30 тысяч долларов, на Бичкрафт — 3500 USD. В таких условиях у "Сатурна", несмотря на все его достоинства, не было шансов — вместо сотен самолетов заказ был сделан всего лишь на двенадцать — Kansas City Airways в августе 45го выразила желание купить 9 самолетов, и австралийская Aircrafts (Ply) Ltd в июне 45го на три, причем почему-то оснащенных 450лошадными Wright Whirlwind. В 1948 программа была окончательно закрыта, Lockheed на "Сатурне" потеряла 6 млн долларов, а два прототипа были уничтожены для списания налогов.
ТТХ
Длина, м 15,69
Высота, м 6,05
Размах крыла, м 22,56
Площадь крыла, м2 46,63
Двигатель: два Wright 744C-7BA-1, семицилиндровые радиальные, объемом 21,3 л, мощностью 700 л.с.
Вес пустого, кг 5153
взлетный, кг 7257
Скорость максимальная на высоте 0 м, км/ч 367
крейсерская, км/ч 301
Дальность, км 965
Потолок, м 8075
Скороподъемность, м/мин 404
2.
3. Компоновка салона на 14 пассажиров.
4. Слева показано удобство доступа к агрегатам "Сатурна", справа — возможный вид VIP-салона.
5. Цветной вариант заглавной фотографии.
6.
7. Возможно единственная (из представленных) снимков фотография самолета с двигателями Wright. Видна немного иная конструкция мотогондол и визуально кажется что диаметр капота больше.
UPD.: После войны фирма Локхид предлагала концепцию единого ряда моделей самолетов и вертолетов для военных — начинал ряд "летающий солдат" Model V-307, продолжал "летающий мотоцикл" Model 33 Little Dipper, "летающий джип" — двухместный Model 34 Big Dipper итд итп до Model 75 Saturn, который видимо был "летающей полуторкой". Далее две картинки с нашим героем, видимо с презентации этой концепции.
8.
9.
Источники:
- Rene J. Francillon. Lockheed Aircraft since 1913. Putnam
- Dennis R. Jenkins. Lockheed Secret Projects : Inside the Skunk Works
- Peter J.Marson. The Lockheed Twins
- Competitor — The Lockheed Saturn
источник: http://p-d-m.livejournal.com/466536.html