О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

23

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Статья с канала «DL24 | История авто» на яндекс-дзене.

Или, о вреде попыток всё многообразие кузовов, существовавших в различные исторические эпохи, «причесать» под гребёнку какой-то одной произвольно выбранной классификации.

Во времена от нас уже довольно отдалённые, когда основными площадками обсуждения в этих ваших интернетах всё ещё были форумы, автор очень активно участвовал в возникавших на них сетевых дискуссиях по интересующей его тематике. Тогда существовал своего рода «джентельменский набор» тем, отметиться в обсуждении которых было практически обязательно для каждого активного форумного жителя, как то:

      • Катана — это меч, или всё же сабля?
      • Rifle, Caliber 5.56 mm, М16 — это автомат, или всё же «штурмовая винтовка»?
      • «Запорожец» — это купе, или всё же двухдверный седан?
      • ЗИМ ГАЗ-12 — это лимузин, или всё же седан с длинной колёсной базой?
      • Был ли в СССР социализм, или нет, а если был — то «казарменный», «деформированный», или всё же нормальный?
      • И т. д. и т. п.

Общим моментом в этих обсуждениях являлось то, что в качестве основных аргументов каждый из их партиципантов обычно использовал произвольным образом выбранный вариант классификации соответствующих объектов, что практически исключало саму возможность в конечном итоге прийти к «единому знаменателю». Поэтому линия обсуждения как правило скатывалась к «мерянию» тем, насколько хорошо каждый из них разбирается в своей собственной классификации, с приведением соответствующих «авторитетных источников» — словарей, старых книжек, ГОСТов, ОСТов, их иностранных аналогов и тому подобных документов. А дальше уже начинали выяснять, чья же классификация самая лучшая и «настоящая» — что обычно заканчивалось всеобщим «срачем». Впрочем, что-то подобное, хотя и в менее эпическом масштабе, вполне можно наблюдать и в наш «просвещённый век» социальных сетей и обсуждений в комментариях.

Между тем, за прошедшие годы автор стал заметно старше и, хочется надеяться, хоть немного мудрее, и до него начала доходить тщетность бытия подобных попыток нахождения однозначных ответов на неоднозначные вопросы. И стал во всё большей степени приходить к выводу, что ни одна из существующих классификаций не является — и в принципе не может являться — универсальной и применимой к любой стране и эпохе.

В общем — в отношении классификации автомобильных кузовов я предпочитаю доверять только лишь той системе обозначений, которую в их отношении использовал сам производитель данного автомобиля; или, во всяком случае — той, которая была общепринятой в том месте и в то время, к которым он принадлежит. Практически игнорируя «универсальные» системы классификации, охват которых всегда сильно ограничен во времени и пространстве. Объясняю, почему.

В качестве «модельного объекта» давайте возьмём тип кузова «купе», его подтипы и взаимоотношения с другими типами двухдверных кузовов, потому что трансформации, которые всё это претерпело за последние 100+ лет, являются весьма показательными.

Начнём с того, что если заглянуть в справочники начала XX века, например «Иллюстрированный технический словарь» 1910 года — то мы увидим, что в те годы словом «купе» называли вообще совершенно другой тип кузова: с закрытым пассажирским салоном и открыто расположенным перед ним местом водителя. То есть, то, что впоследствии станут именовать»городским купе» — Coupé de Ville или Sedanca de Ville:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Дело в том, что на этом этапе водителя всё ещё считали как бы кучером, который как бы вместо лошадей правит автомобилем — и не учитывали в определении пассажировместимости. Поэтому так и получалось, что купе — это двухместный закрытый автомобиль с двумя дверями, одним рядом сидений для пассажиров… и облучком для кучера — в полном соответствии с тем, как выглядел конный экипаж с тем же названием:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Ну ладно, отбросим в сторону классовые предрассудки предков; уже вскоре многие автовладельцы начали сами управлять своими «самодвижущимися экипажами» — после чего место водителя постепенно перенесли в салон. Но более определённой терминология от этого, увы, не стала — как минимум потому, что купе тут же разделились на двухместные и трёх-четырёхместные.

Ну, с двухместным вроде бы всё понятно, а трёхместное и четырёхместное — это как? Как-то вот так:

Купе в те годы - это главным образом "женский" кузов. Пропустим ту мелкую деталь, что конкретно у данной модели жёсткая крыша была съёмной, что позволяло превратить четырёхместное купе в милую четырёхместую колясочку - терминологической неразберихи нам хватит и без этого факта

Купе в те годы — это главным образом «женский» кузов. Пропустим ту мелкую деталь, что конкретно у данной модели жёсткая крыша была съёмной, что позволяло превратить четырёхместное купе в милую четырёхместую колясочку — терминологической неразберихи нам хватит и без этого факта

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

То есть, «дополнительные» пассажиры сидели впереди против хода движения. Если автомобиль имел рулевое колесо, занимавшее всё место перед водителем — то сбоку от него удавалось втиснуть только один «стульчик»; получалось трёхместное купе, в котором водитель имел возможность хоть что-то видеть вперёд. Но у многих автомобилей, особенно электрических, управление осуществлялось при помощи торчащего из боковой стенки кузова «румпеля» — и в таком случае «на галёрке» удавалось втиснуть два креслица, а то и полноценный диванчик — а обзорность при посадке на него пассажиров оказывалась под большим вопросом:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Иными словами — определение купе как «обрезанного» кузова для двоих немедленно начали «проверять на прочность», натягивая его на трёх- , четырёх- и более местные конструкции.

Впрочем, практически в точности такую же машину американцы могли называть не на французский манер — «купе» — а посконным английским словом «брогам» (Brougham). Ну, правда — что мы, лягушатники какие-то?..

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Отличия?.. Ну, в теории они были — должны были быть — но настолько мелкие, что для сегодняшнего наблюдателя эти кузова были бы скорее всего неразличимы. Например, по идее у брогама передняя стенка кузова должна была иметь резкий изгиб в нижней части, образую торчащий вперёд декоративный «шип» — как у конного экипажа того же имени:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Но на практике такую же её форму (или хотя бы намёк на неё) имела и целая куча купе — например вот это Babcock Electrics Model 9 Coupé:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Кстати, обратите внимание на то, что латинскими буквами это слово в тексте статьи прописывается то через обычное е, то с апострофом (é). Это не просто прихоть автора — оно на самом деле по-разному читается, поэтому я стараюсь в каждом отдельном случае следовать в написании оригиналу. Дело в том, что культурные американцы всё ещё старались читать coupé на французский манер — «купэ» или «купэй». А все остальные говорили просто: «куп» — и писали тоже по рабоче-крестьянски, без апострофа.

А вот ещё один не менее загадочный тип кузова — Victoria: это… тоже закрытый двухдверный автомобиль с 3…4 посадочными местами, из которых 2…3 — постоянные, и ещё одно — какое-то неполноценное, например откидное. Хотя на самом деле о смысле этого типа кузова спорят до сих пор !.. Немного проясняет ситуацию вот эта картинка из каталога «Кадиллака» самого начала 1920-х:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Двухместное купе, пятиместное купе и… четырёхместная виктория.

Но здесь нас ждёт новый «подарок» от маркетологов начала XX века: уже больше похожее на автомобиль в привычном нам смысле пятиместное купе (Five Passenger Coupé), которое от четырёхместной виктории отличается… в сущности только планировкой салона: более широким задним диваном и полноценным, а не откидным правым передним креслом.

Обратите внимание, что мы ещё вообще не упоминали седаны. Дело в том, что кузов «седан» появился только около 1911 года — намного позже, чем купе. И изначально это был кузов… с одной или двумя дверьми, часто расположенными посередине боковины кузова — между передним и задним рядами сидений:

Model T получила кузов "седан" только к 1915 году

Model T получила кузов «седан» только к 1915 году

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

От купе он отличался именно тем, что означает это слово: у купе кузов был укороченным («купированным»). Ну и, естественно, не все приняли новую терминологию — например, Packard называл такие кузова Single Compartment Brougham — «брогам с единым [пассажирским] помещением» (в отличие от брогама с вынесенным наружу сиденьем водителя — как и у купе, у этого кузова был и такой вариант), ещё больше стирая терминологическую разницу с брогамом-купе, который по сути был тем же самым — брогамом с перенесённым внутрь сиденьем водителя.

Кстати, иногда считается, что именно «Пакард» первым представил четырёхдверный седан где-то в первой половине 1910-х. Правда, двери у него были расположены всё равно довольно непривычным для нас образом, по стилистике скорее похоже на тогдашние купейные железнодорожные вагоны, у которых каждое купе имело отдельный вход с платформы:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Впрочем, в любом случае, такие кузова долгое время были малопопулярны — чему никак не способствовала очень высокая цена, примерно на 70% выше, чем у открытого «туринга» (фаэтона) в случае фордовской продукции. Начало их популяризации положила марка Essex (филиал компании Hudson) ещё в 1920 году, предложив закрытый седан с двумя дверями по цене всего на 25% выше, чем у аналогичного открытого туринга — и ощутимо дешевле такого же, но четырёхдверного седана:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Добиться удешевления продукции вышло, как и обычно, за счёт упрощения и «оптимизации» технологии производства — закрытые «Эссексы» имели довольно неприглядный угловатый кузов из прессованных с неглубокой вытяжкой стальных панелей.

Вот только, то, что седан может быть двухдверным, «Эссексу» пришлось не по вкусу — и такие кузова эта фирма называла «коучами» (Coach) — что, вообще говоря, на русский обычно переводится как «карета» когда речь идёт о конном экипаже, но в данном случае это едва ли целесообразно:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Лишь по мере дальнейшего развития штамповочного производства кузову удалось придать современный, обтекаемый вид, а вместо дерева в его каркасе использовали сталь — что позволило ещё больше снизить цены и наконец-то потеснить открытые автомобили. Как тут уже писалось, произошло это благодаря разработкам кузовной фирмы Budd около 1926…1928 года.

А теперь попробуйте-ка эти категории классификации применить к современным автомобилям, или хотя бы выпущенным за последние несколько десятилетий. Ну как, хорошо получается? ) Так вот — и в обратном направлении это тоже не работает…

Ох, а ведь мы пока ещё добрались только до начала двадцатых годов, и при этом смотрели только на американский автопром !.. Что творилось с типами кузовов в те же годы по другую сторону Атлантики — это вообще уму непостижимо. Собственно, дальше давайте так и ограничимся именно американским рынком, как наиболее мне знакомым, и принятой на нём терминологией — благо, именно по нему сохранилось наибольшее количество информации, особенно по довоенному периоду.

И вообще, давайте отдохнём от всего этого бардака, и перенесёмся сразу в середину тридцатых годов — к этому времени злостные эксперименты с планировкой салона почти прекратили, а ассортимент кузовов более или менее устаканился. Соответственно, появился шанс хотя бы более или менее чётко определиться с тем, кто у нас седан, а кто — купе.

В большинстве случаев из закрытых двухдверных кузовов вы могли приобрести трёхконное купе с одним рядом сидений и двумя…тремя посадочными местами…

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

…или пятиоконное купе, в котором мест было столько же, но за диваном имелась небольшая площадка, которая могла использоваться в качестве внутреннего багажника:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

То есть — это в салоне под крышей два-три места; а за ними вполне могло быть ещё и открытое «тёщино место» (rumble seat) для одного-двух попутчиков — там, где современный человек ожидает увидеть багажник; в определении вместимости их не учитывали. Сам же багажник в те время назывался «чемоданом» — и, что характерно, по факту часто им и был:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Что касается четырёх-пятиместных двухдверных кузовов — то их к тому времени по большей части определили в седаны; на тот момент это слово было довольно новым — как и сами по себе массовые закрытые автомобили как явление, поскольку их стали производить в больших количествах только с середины двадцатых годов, когда позволили технологии штамповки:

Двухдверный (Tudor = Two Door) седан

Двухдверный (Tudor = Two Door) седан

Правда, опять же, не все согласились с тем, что седан может быть двухдверным — например, General Motors в своих каталогах даже в первые послевоенные годы называла этот кузов как угодно, кроме как Two-Door Sedan; у «Шевроле» до 1939 года основным обозначением для пятиместных двухдверок было всё то же слово Coach:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

«Крайслер» же мог называть такие автомобили старым словечком «брогам» — причём с середины тридцатых они получили покатую заднюю стенку («фастбэк»), которую некоторые другие производители считали признаком купе:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Ну теперь вроде-бы определились: купе — один ряд сидений и два…три места; двухдверный седан — он же «коуч», он же «брогам» — два ряда сидений и четыре…пять мест. Так?.. Ну, не совсем…

Дело в том, что после Великой депрессии уцелевшие производители автомобилей начинают по-всяческому изгаляться, чтобы привлечь внимание покупателей. В частности — предлагать кучу новых, оригинальных типов кузовов, в том числе и промежуточных по типу между седаном и купе — с целой вереницей оригинальных фирменных названий. Причём отличия между ними по нашим меркам были сравнительно небольшими; технологии массового производства ещё не позволяли серьёзно видоизменять кузов без избыточного его удорожания — поэтому все они представляли собой «вариации на тему» двух-трёх базовых конструкций.

Так, очень много было вариантов по типу «седан с укороченным салоном и увеличенным багажником». Например, в 1934 модельном году «Форд» достал из нафталина термин Victoria и сделал его фирменным обозначением одной из своих двухдверных моделей — с более тесным, чем у седана, задним рядом сидений, но зато большим багажником, имеющим доступ снаружи автомобиля, а не из салона:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Причём, если было ну очень надо, его (да, багажник !) можно было для увеличения объёма выдвинуть из задней стенки кузова — по конструкции он немного напоминал откидную крышку «бардачка» на современном автомобиле — и накрыть матерчатым чехлом:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Что-то похожее было и у марок GM; называлось оно «городским седаном» — Town Sedan, а багажник имело наружный, так называемого «накладного» типа — в виде горба на задней стенке:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Не меньше, впрочем, было и вариантов противоположной направленности — сочетающих элегантный облик пятиоконного купе с двумя…тремя дополнительными местами в салоне. Например, так называемое «оперное» купе — Opera coupe, оно же иногда почему-то «спортивное» Sport Coupe — имело в задней части салона два откидных сиденья, напоминавшие аналогичные откидные сиденья в опере, театре или кинозале:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

А у «клубного» купе (Club coupe) сзади имелся даже «почти настоящий» диванчик — но тоже сравнительно тесный:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Кстати, пишут, что своё название этот тип кузова получил от «клубного» вагона поезда, выполняющего одновременно функции гостиной, бара, сигарной, библиотеки и игорного салона. В чём тут связь — вопрос не ко мне…

Некоторые марки компании Chrysler пошли по очень странному пути и назвали кузов этого типа «трёхместным (!) купе с закрытым тёщиным местом» — какой при этом логикой руководствовались их маркетологи, я затрудняюсь сказать:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Но наиболее запутанную (или, наоборот — наиболее чётко передающую суть?..) терминологию использовал «Студебекер»: у него этот тип кузова, промежуточный между седаном и купе, именовался «седан-купе» (Sedan-coupe):

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Ко времени выпуска показанной выше модели рубежа тридцатых и сороковых годов ситуация усугубилась в связи с тем, что и обычные седаны начали получать характерный ранее только для купе силуэт с выступающим багажником — а значит и различить эти два типа кузова становилось всё труднее:

Тоже "Студебекер" - но уже двухдверный седан. С первого взгляда отличить от "седана-купе" его можно только по наклону центральной стойки

Тоже «Студебекер» — но уже двухдверный седан. С первого взгляда отличить от «седана-купе» его можно только по наклону центральной стойки

А вот так называемое «бизнес-купе» (Business coupe), тоже бывшее дальнейшим развитием «пятиоконного» купе, задних мест вообще не имело — зато площадка за сиденьем часто была объединена с багажником, образуя огромный закрытый грузовой отсек, или как минимум — могла быть объединена путём снятия лёгкой перегородки между ними:

Картинка может быть не самая эстетичная, но зато отлично передающая сущность кузова

Картинка может быть не самая эстетичная, но зато отлично передающая сущность кузова

Такие машины позиционировались в качестве автомобиля странствующего коммивояжёра, который мог использовать площадку в задней части кузова для размещения товаров, или даже в качестве места для сна.

В общем — какая-то граница между двухдверными седанами и пятиместными купе, в принципе, всё же была… но порой весьма тонкая и условная. И это даже не учитывая существования укороченных четырёхдверных (!) кузовов, которые именовались Club Sedan или Close-Coupled Sedan, часто с длинными передними дверями и укороченными задними — то есть, как бы «двух-с-половиной-дверных», подобно современным Mazda RX-8 или Honda Element:

1934 Buick Series 90 Club Sedan

1934 Buick Series 90 Club Sedan

Вместо чётко разграниченных между собой по типу седанов и купе, получался целый спектр автомобилей с последовательно увеличивающейся длиной салона: начиная с трёхоконного купе, и далее — через пятиоконное купе к «клубному» купе, «клубному» (мог быть как двух-, так и четырёхдверным) и «городскому» (как правило двухдверному) седану, «коучу» — «брогаму», обычному (пятиместному) и длиннобазному (семиместному) седану и, наконец, лимузину (с перегородкой)…

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Но по-настоящему «буксовать» вся эта система начала после массового появления на рубеже тридцатых и сороковых годов автомобилей с «быстрым задком» (fastback), двухдверные варианты которых пытались «приткнуть» то к седанам, то к купе. В конце концов, большинство производителей выделило их вообще в отдельную категорию; например, у Chevrolet они получили обозначение «аэроседан» (Aerosedan), а у Buick — «седанет» (Sedanet), дословно «маленький седанчик»:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

А для «Олдсмобиля» это был «клубный седан»:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Хотя из-за покатой крыши эти машины имели заметно меньше простора на задних местах, чем у обычного седана, и по идее должны были бы считаться купе !.. Кстати говоря, именно так — Club Coupe — такой же кузов называл Cadillac:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Ну и наконец — купе могло быть не только с жёсткой крышей, но и… со складывающимся мягким тентом; называлось это Convertible Coupe:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Слово Convertible, которое обычно означает «кабриолет», в данном случае является прилагательным, а всё словосочетание в целом было бы верно перевести как «трансформируемое купе» — имеется в виду, из купе в кабриолет и обратно в купе. Главным отличием этого кузова от других открытых двухдверных было то, что его двери имели подъёмные стёкла и рамки (а не мягкие шторки, как у родстера).

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Со временем рамки стали выполнять более элегантным и опускающимися вместе с самими стёклами — и тогда этот кузов превратился в то, что мы сегодня, собственно, и называем «кабриолетом». А ещё позже слово «купе» от названия «отвалилось» — получился просто Convertible.

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

При этом некоторые производители, например Nash, всё же использовали более привычный нам термин «кабриолет». А «Форд» и вовсе радовал покупателей «смесью французского с детройтским» — Convertible Cabriolet:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Сами же кузова, как вы могли убедиться, были, вне зависимости от названия, вполне себе однотипны друг другу.

Как нетрудно увидеть — границы кузова «купе» были в каком-то смысле куда шире, чем сегодня. А отличить различные виды купе между собой, равно как и от других двухдверных кузовов, получалось — и то не всегда — только если все они принадлежали к одному модельному ряду, и можно было напрямую сравнить простор на заднем ряду сидений. Если же перед вами был отдельно взятый двухдверный автомобиль — о типе его кузова можно было только гадать, потому что его выбор оставался целиком «на совести» производителя.

1937 Hudson Terraplane Utility Coupe

1937 Hudson Terraplane Utility Coupe

Ну, и я даже не буду начинать про всевозможные «утилитарные» купе (Untility Coupe) — поскольку за этим названием фактически скрывались всевозможные вариации на тему пикапа на легковом шасси, или близкие к нему кузова.

После окончания Второй мировой войны модельные ряды «двухдверок» основательно подчистили:

      • Во-первых, практически исчезли бывшие некогда базовым вариантом этого кузова, но с тех пор потерявшие спрос, трёхоконные купе — соответственно, деление этого типа кузова на трёх- и пятиоконные варианты потеряло актуальность;
      • Во-вторых, из двух…трёхместных купе с одним рядом сидений выжили только варианты с приставкой «бизнес», которые протянули до середины, а в редчайших случаях — даже до конца пятидесятых годов:
      • В третьих, все варианты купе унифицировали по кузову — так что внешние отличия между ними стали минимальными.
Если постараться, "Шевроле" в кузове Business Coupe можно было купить даже в 1959 году. Причём сам кузов был точно таким же, как у двухдверного седана той же модели - отличие составляло отсутствие заднего сиденья и не опускающиеся задние окна

Если постараться, «Шевроле» в кузове Business Coupe можно было купить даже в 1959 году. Причём сам кузов был точно таким же, как у двухдверного седана той же модели — отличие составляло отсутствие заднего сиденья и не опускающиеся задние окна

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

Соответственно, основными типами двухдверных кузовов стали двухдверный седан — с полноценным по длине салоном, и «клубное» купе — тоже четырёх…пятиместное, но с более тесными задними местами:

1950 Ford Tudor Sedan

1950 Ford Tudor Sedan

1950 Ford Club Coupe

1950 Ford Club Coupe

Это, как говорится, хорошие новости для любителей однозначной терминологии. А теперь — будут плохие; уже в 1946 году «Крайслер» изобрёл тип кузова, который сама фирма обозначила как Town & Country Custom Club Coupe, но уже вскоре для него придумали новое название — «кабриолет с жёстким верхом», Hardtop Convertible:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

По сути это и был кабриолет, которому вместо тента налепили жёсткую крышу от купе — при сохранении всей механики работы боковых стёкол, включая отсутствие центральных стоек. Сначала его появления на свет попросту никто не заметил — в 1946 было выпущено сего семь экземпляров; но в 1949 модельном году аналогичные модели с большой помпой представили Buick и Cadillac — и вот их уже «как заметили»…

Собственно говоря, есть мнение, что именно неудачно выбранное название и стало одной из причин того, что публика попросту пропустила новинку от «Крайслера». Глядя в каталог и видя там какое-то очередное «кастомное клубное купе» цены немалой — с довольно невнятным сопровождающим рисунком — покупатель попросту не мог себе представить, насколько новую и интересную вещь ему на самом деле предлагают. Вообще, складывается впечатление, что «Крайслер» даже стеснялся этого автомобиля, считая его состряпанным на скорую руку паллиативом «настоящего» купе.

До GM же сразу дошло, что новый тип кузова может быть очень популярен — но его нужно как можно чётче разграничить со старыми, приевшимися покупателю, разновидностями двухдверок. Поэтому «Бьюик» для своего «кабриолета с жёстким верхом» придумал громкое название Riviera — причём это было название одновременно и модели, и типа кузова; а «Кадиллак», напротив, откопал очень старое и пафосное имя Coupe de Ville — с упоминания которого мы как раз начинали эту статью.

После этого начался бум автомобилей подобного типа — и новых названий для них; например, Ford снова достал из нафталина свою «Викторию»:

1951 Ford Victoria

1951 Ford Victoria

А старое деление двухдверных кузовов по отдельным типам — по сути потеряло актуальность: отныне значение имело лишь то, была ли машина «хардтопом», или не была — то есть, имела центральную стойку. А все остальные факторы стали второстепенными. В частности — большинство американских купе этой эпохи были не то что четырёх…пяти, а полноценно шестиместными — хотя порой и чуть менее просторными, чем седаны той же модели (если они вообще были).

Постепенно все остальные типы купе в Америке практически повымерли, и до начала семидесятых годов главным отличие купе от двухдверного седана было именно наличие или отсутствие центральной стойки: у седана она была, а у купе / двухдверного хардтопа — нет:

О спорах «за терминологию», или немного про классификации кузовов

А потом публика устала от хардтопов — и снова пошли купе с центральной стойкой. Хотя, двухдверный вариант «Корвэйра», имевший центральную стойку, тоже по старой памяти назывался «клубным купе» ещё в самом начале шестидесятых. Так что и эта классификация вовсе не была «железобетонной».

В общем, если посмотреть на всё это — то окажется, что единственная характеристика кузова «купе», о которой практически не возникает споров — это количество дверей: две штуки. А по остальным вопросам — «в товарищах согласья нет». Смейтесь в лицо тем, кто будет вам «втирать», к примеру, что купе — это только два места либо как максимум «2+2», или будет называть какие-то другие незыблемые и применимые к любому автомобилю любой эпохи критерии.

Впрочем, вы будете смеяться — но и в плане дверей попадались оригиналы:

Да, вы всё правильно прочитали - Hatchback Coupe. Сиречь "хетчбэчное купе", оно же - "заднелючковое", или, более литературно - "купе с лючком в задке". Кто сказал, что "хетчбэк" - это отдельный тип кузова, а не просто прилагательное?!

Да, вы всё правильно прочитали — Hatchback Coupe. Сиречь «хетчбэчное купе», оно же — «заднелючковое», или, более литературно — «купе с лючком в задке». Кто сказал, что «хетчбэк» — это отдельный тип кузова, а не просто прилагательное?!

Американцы вообще не считают заднюю дверь — дверью (для них это «лючок» — hatch), и поэтому для них трёхдверный хетчбэк — двухдверный, а значит — и вполне может быть также и купе. Ой, я случайно сказал «хетчбэк»?.. Нет-нет, это отдельная, как говаривают те же американцы, «банка с червями», и её мы пока что открывать не будем.

Кстати говоря — англоязычная Википедия пишет, что американский стандарт SAE J1100 вообще не нормирует число дверей у купе, а просто ставит ограничение по объёму заднего пассажирского отделения — не более 33 куб. футов. Правда, текст этого стандарта современных редакций доступен только за деньги, и ни подтвердить, ни опровергнуть это я не могу. Но штатовские классификации автомобилей вообще известны тем, что пишутся исходя из удобства производителей, а не здравого смысла. Например, по федеральному стандарту CAFE (Corporate Average Fuel Economy) минивены и трёхдверные внедорожники очень долго относились к «лёгким грузовикам» (light trucks) — хотя это и противоречило принятому как в США, так и во всём остальном мире базовому определению грузовика как автомобиля, предназначенного в первую очередь для перевозки грузов или специального оборудования, а не пассажиров; сделано это было едва ли не исключительно для того, чтобы вывести американские модели такого типа из-под действовавших для легковушек требований по экономии топлива и вредным выбросам, и одновременно подвести их импортные аналоги под действие 25-процентного «куриного налога». Как говорится — ничего личного, только бизнес…

Короче говоря — чем дольше живу, тем больше понимаю составителей советских справочников, которые при описании типа кузова зачастую ограничивались сухой констатацией фактов: «кузов закрытый, цельнометаллический, двухдверный, с двумя рядами сидений». Как говорить — и не поспоришь !..

Подумайте, пожалуйста, об этом, когда в следующий раз вам захочется кому-то доказать, к примеру, что «Запорожец» — это не купе, а ЗИМ и «Чайка» — не лимузины. А если до вас самих будет докапываться такой поборник терминологической чистоты — наиболее адекватно будет ответить вопросом: «по какой именно из систем классификации?».

Ну, а «лично для себя» можете придерживаться той классификации, которая вам больше всего по нраву… Мне, например, очень нравится определение «купе с закрытым тёщиным местом» — пожалуй, тот же «Запорожец» я бы назвал именно так )

источник: https://dzen.ru/a/Y93rw8MKtSLcvLyc

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account