Еще одна интересная статья из жж коллеги Харитонова, которая, думаю, заинтересует коллег.
На самом деле предыдущий пост вовсе не проплачен недоброжелателями братьев Кеннис. Да, на мой взгляд, их слишком привлекают крайние формы и девиации, но при этом Адри и Альфонс делают весьма (порой чересчур) харизматичные и обаятельные реконструкции, и второй пост посвящен им.
Самка австралопитека афарского Australopithecus afarensis:
Сообразительный зверь гоминид, живший на Африканском континенте около 4 миллионов лет назад. «Человечный» немногим в большей степени, чем таковым является шимпанзе, с почти таким же объемом мозга. Главное отличие заключалось в экологии – по земле этот примат передвигался на двух ногах, достигая в таком состоянии роста полутора метров. Каких-то специфических орудий афарского австралопитека не найдено, но эти существа несомненно использовали для разных действий предметы окружающего мира – те же шимпанзе их вовсю используют и даже изготавливают, а у афарского австралопитека руки были более свободны.
Австралопитек седиба:
Другой вид австралопитека, живший 1,78 млн лет назад – нас от него отделяет меньше времени, чем его от вида с предыдущей картинки. Это тоже еще не человек, и вовсе не обязательно наш предок – а если предок, то не единственный: вопреки расхожим представлениям, межвидовое скрещивание часто бывает вполне возможно. Так, волки, шакалы, койоты свободно (преграды только поведенческие) скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство – поэтому вопрос, от кого именно произошла собака, от волка или от шакала, в известной степени бессмыслен – она свободно скрещивается и периодически скрещивалась всю свою историю с ними со всеми. Судя по всему, подобным образом дело обстояло с африканскими человекоподобными гоминидами, а позже – с разными видами людей. Реконструкция несколько непривычна – он без волос на теле. Обычно даже древних людей, не то что австралопитеков стереотипно рисуют в той или иной степени мохнатыми. На самом деле неизвестно, на каком этапе своей эволюции человек потерял шерсть на теле. Вполне возможно – тогда же, когда встал на две ноги. Поза его – по утверждению авторов, так зачастую стоят люди-представители примитивных культур, где принято ходить голыми: карманов-то нет, руки сунуть некуда.
Люди.
Турканский мальчик:
Реконструкция на основе наиболее полного скелета человека работающего Homo ergaster, найденного в 1984 году экспедицией Ричарда Лики в Кении на западном берегу озера Туркана. Это подросток (оценки точного возраста разнятся, потому что мы не знаем, с какой скоростью рос и взрослел этот древний вид людей; наиболее точная оценка по износу зубов составляет 9–12 лет), живший 1,5 миллиона лет назад. Он был представителем еще примитивных, но уже людей – судя по строению их мозга, они уже обладали отдельным развитым речевым центром (у современных обезьян, обученных языку глухонемых, роль речевого центра берут на себя зоны мозга, ответственные за мимику и жестикуляцию) и острым зрением охотника. Вряд ли они могли охотиться на крупную дичь, но им должно было хватать и мелкой – во всяком случае, их челюстям не приходилось пережевывать столько грубой растительности, сколько австралропитекам и питекантропам. Какой образ жизни они могли вести, как воспринимали мир? Возможно, отчасти как наиболее примитивные современные культуры.
Женщина – человек флоресский Homo floresiensis:
Почему я вообще говорю о какой-то харизме, если речь идет о научных реконструкциях? Разве среди людей во все времена было мало неопрятных, скучных, уродливых? Разве люди с начала времен не болели, не калечились? Чем недостоверны бомжеподобные реконструкции, если действительно существуют бомжи, при чем тут обаяние? Дело в том, что вот эти скульптуры – это в первую очередь популяризация науки. О запавшем в душу персонаже хочется думать, фантазировать, представить в его естественной обстановке, в разных ситуациях, додумать его историю… а для этого – узнать о нем, его культуре и времени больше. «Стереотипный троглодит» же заставит обывателя лишь узнавающе кивнуть и пройти мимо, несимпатичный уродец – удовлетворенно сравнить с ним себя в свою пользу, а в следующую минуту забыть, «и так всё ясно».
Человек из Джебель-Ирхуд:
Стоянка Джебель-Ирхуд на территории Марокко – местонахождение одних из древнейших известных останков человека разумного. Возраст останков около 160 тысяч лет. Этот человек такой же, как и мы с вами, его (если заняться этим с детства) можно было бы научить всему тому, что знаем и умеем мы. Какой он расы? – своей собственной, нынешние расы произошли от нее. Возможно, в его речи помимо обычных слогов звучали раскатистые прищелкивания языком, причем на вдохе – это наиболее древние из известных утраченные во всех, кроме наиболее архаичных, языках звуки.
Кроманьонец из Пршедмости:
Не надо ставить знак равенства между словами «кроманьонец» и «европеоид». Да, кроманьонцы – предки (одни из) современных европеоидов, но являли собой отдельную, ныне исчезнувшую расу людей, со своими особенностями и своеобразной внешностью, в которой присутствовали и негроидные, и монголоидные, и только им одним (вроде квадратных глазниц) присущие признаки. Этот человек жил 24 000 – 27 000 лет назад на территории нынешней Чехии и вполне соответствовал стереотипам о кроманьонцах – был около 180 см ростом и действительно охотился преимущественно на мамонтов – их кости составляют подавляющее большинство среди разбросанных вокруг стоянки останков животных. Жили он и его сородичи в своеобразных ярангах, каркас которых строился из всё тех же мамонтовых костей, а в охоте им помогали собаки, которых почему-то обычно в сцене охоты на мамонта не рисуют.