О рабстве во французских колониях в Новом свете в XVIII-XIX веках

13
О рабстве во французских колониях в Новом свете в XVIII-XIX веках

О рабстве во французских колониях в Новом свете в XVIII-XIX веках

Небольшая, но интересная статья Сергея Махова.

Очень часто проводят параллели между крепостным правом и рабством, мол — и там, и там были рабы, и там и там могли продавать и покупать людей, ну и далее по списку — все эти тезисы вы знаете.

Я всегда говорил и буду говорить, что это пещерный уровень сравнения, и что крепостное право и рабство были разными по своей сути.

Например, в той же Индии чернокожие рабы были лично свободны, более того — при везении могли занять высокие должности, было вроде даже пару правителей из их числа, но… по прибытии в Индию у индийских раджей был красивый обычай — чернокожих кастрировали. Ибо «от осинки не родятся апельсинки». И индийский расизм XVI-XVII веков в этом плане был покруче европейского.

Ну да ладно. Ибо хотел поговорить о другом. Вернее о той разновидности рабства на конкретной территории, где я нахожу очень много параллелей с русским крепостным правом. Речь о Луизиане.

Во Франции проблемой рабства озаботился не кто-нибудь, а сам король-солнышко, Людовик XIV, который в 1686 году выпустил так называемый Code Noir (по сути это билль о рабстве, официальное название — l’Ordonnance royale ou Édit royal de mars 1685 touchant la police des îles de l’Amérique française). Не думайте,что солнышко был человеколюбом — вообще его кодекс регулирования отношений рабов и рабовладельцев имел своей главной целью завоевание французской гегемонии в деле поставки сахара в Европу и наращивание производства сахара в колониях. Но король понимал, что в концлагере работать не особо будут.

В общем, согласно этому Code Noir

  • было законодательно разрешено и поощрялось крестить детей чернокожих рабов, разрешалось жениться в церкви и хоронить покойников на католических кладбищах.
  • метисы от связей француза и черной наложницы или от француженки и черного раба становились лично свободными. Причем очень интересно — если француз состоит в браке и сходил налево к экзотике — штраф 2000 фунтов сахара и конфискация раба, который уже переходит в разряд государственного. Если француз неженат — то должен жениться на рабыне, и она и ребенок становятся лично свободными.
  • Рабовладелец был ОБЯЗАН теперь кормить рабов, выделять провизию им на артель раз в неделю, причем состав и размер пайки был прописан законодательно.
  • Суббота и воскресенье объявлялись выходными днями, и рабов, окромя дворни, было запрещено использовать на работах.
  • Рабовладелец не может сам или с помощью своих людей гнобить и пытать рабов, только через сут. Никаких других наказаний кроме порки и заковать в железо. Смертная казнь, отрезание ушей и т.д. — уже прерогатива государства.
  • Наверное самое необычное. Рабы могут присылать своих представителей в суды и жаловаться на хозяев. Если вина хозяина будет доказана — рабам выплатят 100 ливров и сделают свободными.
  • Ах да. И еще одна красота) Согласно кодексу требовалось выслать всех евреев из Вест-Индии на фиг, поскольку они «враги христианского имени», а раз рабов мы крестим и делаем католиками, то эти выкормыши будут на них отрываться, дабы отомстить через них католикам.

Колонии восприняли Код Нуар неоднозначно, поэтому была существенная разница в положении рабов на той же Мартинике и Доминике, а рабство в Гваделупе отличалось от рабства в Луизиане.

О рабстве во французских колониях в Новом свете в XVIII-XIX веках

Вот в последней колонии Код Нуар фактически выполнялся в полном объеме, причем с добавлениями Людовика XV, где запрещалось при продаже рабов разлучать семьи и отделять маленьких детей от их мам.

И вот представьте — в 1803 году Луизиана продается США, пребывают туда американцы (в основном из рабовладельческих штатов конечно), а там:

  • До фига gens de couleur libres (свободных негров), которые «мынерабы».
  • До фига метисов, браки между черными и белыми воспринимаются абсолютно нормально.
  • Процент образованных негров — примерно 13% от общего числа.
  • Сравнительно больше количество негров владеет тем или иным бизнесом, недвижимостью, и даже… рабами.

Естественно у дикси бомбануло, причем бомбануло не слабо. И началась «американизация Луизианы», которая продолжалась примерно до 1833 года. И к Гражданской в Луизиане была самая ситуация:

  • там был господствующий класс — белые.
  • был класс рабов в классическом смысле.
  • был класс совершенно непонятный, просто пораженный в правах, по типу русских в странах Прибалтики, в основном метисы и мулаты. При этом третий класс персонифицируют в официальных документов как черных, рабов, а в реальности — эти рабы имеют бизнес, недвижимость, и даже… собственных рабов.

Такие дела.

Порт Нового Орлеана, 1830-е.

Порт Нового Орлеана, 1830-е.

источник: https://www.facebook.com/george.rooke.1/posts/615054235762788

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account