Пожалуй, самым обсуждаемым иностранцем в рядах ВС Украины является британец – AT-105 “SAXON”. За короткий срок службы «на славу шоколадной хунты» машина получила огромный шквал критики со стороны журналистов, околовоенных и диванных экспертов, ватников, вышеватников и иных «сливок общества» разбирающихся в теме. На сколько эта критика оправдана, постараюсь рассмотреть ниже:
Итак, что же это за зверь такой? Думаю, в данном случае лучше спросить у самих британцев. К сожалению, с конструктором лично не знаком и, боюсь, переписываться на сегодня он может только с всевышним, поэтому обратимся хоть и не к лучшему, но всем доступному источнику – википедии. Она вещает следующее:
«The Saxon was intended to act as a cheap but efficient "battle-taxi" for units that would have to make long journeys from the UK to reinforce the British Army of the Rhine. It was made as a relatively low cost armoured personnel carrier based on a revised Bedford M series 4×4 truck chassis and other commercially available components. As a lightly armoured wheeled vehicle it is much faster — especially on roads — and easier to maintain than a tracked vehicle. Indeed, it shares many parts with commercial trucks, reducing the operating cost. It is armoured against small-arms fire and shell splinters, but is not intended to stand up to any anti-vehicle weaponry. The vehicle has a single machine gun for local air defence, and can carry up to ten men.
The Saxon's hull is welded steel with a V-shaped under-chassis plate to deflect mine detonations. Seating is provided in the rear for up to ten troops, although eight is a more comfortable load if all their equipment is included. There is an equipment stowage area on the hull roof»
Для не владеющих буржуйским – кратко: SAXON – создавался как дешевый транспорт для личного состава войск Ее Величества, по сути, предназначаясь лишь для перевозки бойцов из пункта А в пункт Б. Многие «эксперты» не прекращают упоминать о полицейском предназначении этой машины – мол, создавалась она для разгона демонстрантов. Однако ситуация обстоит немного иначе. Уже на базе «армейского» был создан Saxon Patrol Vehicle, с раздвижными экранами и иными прелестями.
Теперь пройдемся по матчасти и здесь нам поможет один из военнослужащих высокомобильных десантных войск (львиная доля SAXONов осела там), который с марта 15 эксплуатирует данный пепелац:
«В машине стоит двигатель дизельный Bedford 500 с коробкой-автомат элисон. На трассе удавалось разогнать до 100км\ч. По пересеченке можно уверенно идти со скоростью 50-60км\ч. Что касается проходимости – приведу два случая:
Оба случились на полигонах. Первый – случился летом, пришлось идти за батареей Акаций, по песку. Образовалась колея, плюс еще и после дождя – но машина уверенно преодолела этот участок, а в дороге обратно, сделала тоже самое, но с «бонусом» в виде прицепленного на тросе волонтерского бусика, который груз в песке и не мог достать колесами до дна колеи. Так, ровняя за собой дорогу, он пропутешествовал более трех км. Забавно также было смотреть на лица бойцов, скопившихся вокруг загрязшего на этой же дороге МАЗа, когда перед ними прополз этот кадавр с «прицепом».
Второй произошел уже осенью, в дождь – здесь мы двигались за ротой на БТР-4. Саксон умудрился пройти даже там, где четверка села, и преодолел метровый брод.
По поводу же того, что машина «переворачивается» — конкретно мой агрегат в виду специфики перегружен на левый борт (где, к слову, еще и двигатель стоит), так вот – приходилось гонять его под разными углами, но перевернуться он так и не попытался. Здесь, как говорится у военных, «главное в машине что? Это прокладка между рулем и сидением», а перевернуть можно что угодно.
По тех. обслуживанию – за время эксплуатации пришлось поменять лишь один патрубок. Это при пробеге по Украине в более чем 6 тысяч миль (всего машина откатала 14).
Но стоит отметить и нюансы – фильтра стоят одноразовые и на некоторых машинах они уже дышат на ладан, а при условии «военного дизеля» срок их работы сокращается еще больше. Где их брать – загадка. То же касается и колес – диаметр диска таков, что подобрать что-то из отечественного возможности нет. Учитывая, что движок буржуйский, лить туда «военное масло» тоже не стоит – а подходящее влетит в копеечку. Бак у машины всего лишь на 105 литров. При расходе 33-35 на 100 приходиться при дальних маршах возить с собой ворох канистр. Внутри него есть наполнитель, который служит для того, чтоб при пробитии емкости топливо быстро не стекало. За годы он, естественно, сгнил и теперь его частицы забиваются в топливные фильтра. По всей машине расклеены бирки, где белым по синему, на мове англичан написано что следует кататься в шлемах. На бездорожье это оправдано, ибо можно неплохо приложиться головой. Внутри есть кондиционер – он стоит возле водителя, над двигателем – это придает некий комфорт летом, однако стоит отметить, что от двигателя так же исходит тепло. В итоге бедный водитель оказывается в ситуации, когда пятой точке жарко, а голове холодно.
В целом же машиной доволен»
Отдельно стоит рассмотреть уровень защиты – SAXON имеет V-образное дно, что в свою очередь должно уберечь экипаж и десант от подрыва на мине. Толщина брони составляет 16 мм. Она уверенно держит попадание 7,62:
"В частности, как сообщает советник президента Украины Юрий Бирюков (подтверждая это выложенными им фотографиями), бортовая броня продемонстрированной машины Saxon выдержала попадание бронебойной пули Б-32 патрона калибра 7,62х54 мм из винтовки СВД с дистанции 20 м (пуля угубилась в броню на 10 мм). Обстрел патронами калибра 7,62х54 мм с пулями ЛПС из винтовки СВД и современными патронами 7Н10 калибра 5,45х39 мм из автомата АК-74 (как можно понять, с сопоставимой дистанции) оставлял лишь неглубокие отметины".
Имеется также дополнительный кевларовый слой, служащий для защиты от осколков, образующихся при ударе о броню, и в теории как последний шанс поймать пулю. Платой за такой уровень защиты является высокий силуэт и вес в десять с половиной тонн.
Машины стали попадать в ВС Украины в марте 2015 г. Тогда же с ними случилась и первая неприятность: на трасе Киев-Харьков две машины попали в аварию – одна, слетев с дороги, перевернулась, другая «встретила» отбойник.
Первоначально «счастливые обладатели» SAXONов задавались вопросом «и зачем он нам сдался», не забывая при этом сравнить британца минимум с БТР-80, но упуская, что между пуском в серию первого и второго 10 лет, а главное – забывая, под какие задачи делались машины. Пытаться его сравнивать с «ровесником» БТР-70 также не стоит. Но призрачный конструкторский гений уже взялся за дело.
На «мутанта» (это одно из самых ласковых его прозвищ в войсках) начали лепить оружие. Кто-то обошелся одним ПК, иных потянуло на вещи поувесистее. Так, на очередном показе «достижений» на свет выкатили SAXON с ДШК в командирской башенке и ПК в двух задних люках на крыше.
Другим направлением модернизации машин стало использование их как специальных. Первыми за это взялись николаевцы, установив на один из SAXONов мачту с камерой и используя его как передвижной наблюдательный пункт.
На сколько много АТ-105 были переделаны таким образом, не известно. Следующим, пожалуй наиболее распространенным стал вариант с модернизацией до уровня медицинского автомобиля. Машины в такой комплектации на сегодня есть практически во всех частях ВДВ ВС Украины. Точное их количество не известно, но составляет львиную долю модернизированных машин.
Другим вариантом стала КШМ, дооборудовав британца мачтой и несколькими радиостанциями, а иногда еще и экранами. Также существуют машины, переделанные под пункты управления и БПЛА.
Вернемся к тому, что было вынесено в начале статьи – оправдана ли критика данного аппарата. Покупка SAXONа – «перемога» или «зрада»?
Здесь также стоило бы сделать небольшой экскурс в события 2014-2015 г. Сходив на тот же ЛостАрмор, мы увидим очень печальную картину – сотни потерянных боевых машин. И это только уничтоженные и захваченные. Но ведь есть еще и вышедшие из строя ввиду поломок, во многих частях имеются приличные кладбища машин с клином движка, отсутствующими колесами и другими прелестями.
Теперь же возьмем еще и возможности украинского военпрома — на дворе 2016, и при всех радужных вручениях бригадам техники – потери далеки от того, чтоб быть восстановленными. В 15м ситуация была куда хуже. Можно долго сотрясать воздух фразами о забитых складах – но почему-то забывают, что технику с этих складов нужно еще и восстановить – а это время, тем более когда восстановить ее нужно в количествах; в случае же с SAXONом правительство получило возможность иметь машину «здесь и сейчас».
Можно сказать – «зачем брать эту древнюю рухлядь, когда можно заказать новый Казак-2» — вот только сколько за год «Практика» способна их выпустить? Здесь же за год 75. То же касается и всяких Барсов, Дозоров и компании. По многим параметрам они будут лучше SAXONа, по некоторым уступят, где-то равны – но тут еще вылазит цена: тот же Козак-2 стоит 200к американских, SAXONы с растаможкой и т.д. вышли по 51к. К слову, тот же БТР-80 обойдется в 175к (на 2014 г.).
В качестве вывода:
Покупка SAXONов была скорее вынужденным решением, продиктованным событиями на фронте. Украине по-прежнему не хватает легких бронированных машин для перевозки личного состава, в то время как SAXON способен частично заполнить эту нишу. Правильное его использование (в роли специальных машин) позволит заполнить потери тех же КШМ, эвакуация раненых с линии соприкосновения куда более комфортна на чем-то, что имеет хоть какую-то броню, чем на той же таблетке. Перевозка людей от блока к блоку – также будет веселее, чем в том же шишаре или Зил-131.
Однако стоит обратить внимание на возможность ремонта машин в Украине и наладить быструю доставку запчастей к «потребителю». Иначе SAXONы начнут быстро оседать в парках бригад мертвыми гробами.
Со временем желательно заменять эти машины на новые образцы, сосредотачивая SAXONы в какой-то одной из бригад НГ Украины (благо для их задач тех хватит с головой).
Немного фото на тему:
Ну и на тему "переворачивается")
Оригинал взят у oneparatrooper в О бедном SAXON'e замолвите слово