О бедном линкоре замолвите слово
Линейный корабль «Фрунзе»
Несмотря на включение работ по восстановлению и модернизации этого линкора в принятую в 1926 году шестилетнюю «Программу строительства Морских сил РККА» и наличие постановления РВСС от 5 августа 1927 года, согласно которому ремонт и модернизацию линкоров следовало начать именно с поврежденного пожаром «Фрунзе», эти работы из-за нехватки средств развертывались крайне медленно. Линкор предполагалось восстановить с модернизацией по типу планировавшейся для «Октябрьской революции». На это по смете 1928 года требовалось 25 млн. руб., но на 1928/29 операционный год был выделен всего 1 млн. руб., а 17 декабря 1928 г. при очередной корректировке шестилетней программы СТО исключил из нее работы по «Фрунзе», перенацелив высвободившиеся средства на новое кораблестроение.
Между тем после перевода «Парижской коммуны» на Черное море и постановки «Марата» на модернизацию руководство ВМС РККА снова подняло вопрос о «Фрунзе». В октябре 1930 года по указанию начальника ВМС Р.А.Муклевича НТКМ проработал три варианта восстановления этого корабля:
1.в виде плавучей батареи с 16 старыми котлами, обеспечивающими скорость 14 уз (стоимость — 14 млн. руб.);
2.восстановление в два этапа — сначала только с двумя башнями главного калибра и с половиной машинно-котельной установки (стоимость 11,7 млн. руб.) к маю 1932 года, а затем — полное по типу «Марата» (стоимость 7,4 млн. руб.);
3.превращение в линейный крейсер, имеющий скорость 27 уз, за счет установки котлов с недостроенного «Измаила» и новых импортных турбин (стоимость 24 млн. руб.).
Для реализации по предложению командования МСБМ рекомендовался второй вариант, однако в декабре 1930 года стало известно, что вследствие сокращения ассигнований на флот работы по «Фрунзе» в 1931 году не смогут быть даже начаты, в связи с чем начальник ВМС Р.А.Муклевич в январе 1931 года обратился к наркомвоенмору К.Е.Ворошилову с просьбой разрешить использование оборудования этого линкора для других кораблей (что фактически уже делалось), а корпус сдать на слом, но получил отказ. На вторичный запрос о судьбе «Фрунзе» в марте нарком снова ответил: «…пусть пока постоит». Между тем на корабле уже шел демонтаж двух средних башен для нужд береговой обороны на Дальнем Востоке.
В апреле 1931 года появилось предложение Ленинградской комиссии по наблюдению за постройкой кораблей о перестройке «Фрунзе» в трехбашенный линейный крейсер водоизмещением 26 000 т с четырехвальной главной энергетической установкой суммарной мощностью 88 000 л.с,.
Об этом предложении Р.А.Муклевич в июне доложил К.Е.Ворошилову, следствием чего стало включение работ по восстановлению и модернизации «Фрунзе» в «Программу строительства Морских сил РККА на 1932—1935 гг.». Между тем НТКМ разработал четыре варианта превращения линкора в линейный крейсер, различающихся в основном типом и мощностью главной энергетической установки.
В октябре 1932 года Управление кораблестроения выдало КБ Балтийского завода заказ на разработку «детального эскизного проекта» перестройки «Фрунзе» в линейный крейсер, но уже по проработанному НИВК варианту со скоростью 27 уз (достижение скорости 30 уз НИВК считал нереальным). После рассмотрения вместе с НИВК нескольких вариантов корабля (с удлинением корпуса за счет вставки; с котлотурбинной механической установкой, дополненной дизель-электрической; а также с многоагрегатной дизельной) сочли, что наиболее предпочтительным явилось бы использование импортных турбин большой мощности.
К марту 1933 года КБ Балтийского завода разработало эскизный проект линейного крейсера водоизмещением 27 000 т с тремя башнями главного калибра (третья — с погибшей в Севастополе «Императрицы Марии»), 16 130-мм орудиями в среднем двухъярусном каземате под 37,5-мм броней в двух вариантах (А и Б), различающихся составом зенитного вооружения и механическими установками.
В июне проект Б был рассмотрен и одобрен В.М.Орловым с некоторыми замечаниями, а Управление кораблестроения выдало Балтийскому заводу задание на разработку общего проекта, которым предусматривалось: доведение угла возвышения орудий главного калибра до 40°, размещение только 12 130-мм, перераспределение толщин брони, использование главных механизмов суммарной мощностью 110 000 л.с. от итальянского крейсера «Eugenic di Savoia».
Собственно вот это и есть проект Б
11 июля 1933 года вышло постановление СТО «О программе военно-морского строительства на 1933—1938 гг.», которым, в частности, предусматривалась модернизация линкоров «Фрунзе» и «Парижская коммуна».
К сентябрю 1933 года «Фрунзе» поставили в сухой док. После очистки корпуса корабль встал у достроечной стенки. Работа облегчалась тем, что две средние башни были демонтированы. Мощные краны через большие отверстия в палубе выгружали на берег здоровенные куски паровых котлов, части турбин. Летом 1934 года демонтаж механизмов был закончен и в связи с неготовностью КТУ работы застопорились. Но неожиданно, в августе того же года на линкоре снова закипела работа. Сначала начали демонтаж носовой надстройки. Затем демонтировали казематы противоминной артиллерии. Затем инженеры долго вымеряли барбет второй башенной установки, а затем в опустошенных хранилищах снарядов и зарядов начался полный демонтаж всех систем. Поздней осенью были сняты первая и четвертая башни ГК. Весь 1935 год на линкоре почти не проводились работы, за исключением возведения новой носовой надстройки сразу после второй башни ГК. А в январе 1936 года наступила долгожданная пора монтажа главных механизмов. Десять паровых котлов и два вспомогательных смонтировали на месте третьей башни и старых котельных отделений. Четыре паровые турбины общей мощностью 73 000 л.с. производства фирмы «Парсонс», которая поставила и котлы, смонтировали на старых местах. Поздней весной на корабле начали установку системы вентиляции погребов ГК.
Вариант Б3а с приподнятой второй башней
Затем снова последовал перерыв и работы возобновились в 1937 году.
Вариант Б7 с перенесенным казематом
Все это время в КБ Балтийского завода непрерывно шел процесс «доконструирования» линкора «Фрунзе». «Окончательный» проект предполагал полное отсутствие среднекалиберной артиллерии. Оставшийся от нее верхний каземат приспособили для шести, а затем восьми спаренных установок «Минизини». Около возвышенной второй башни (первоначально она была на одном уровне с первой) появились шестиорудийные батареи «сорокопяток». Точно такие же, но трехорудийные батареи «пристроились» возле кормовой надстройки. Самое главное отличие от проекта составлял главный калибр. Вначале хотели ограничиться старыми двенадцатидюймовками, но учитывая усиление японских захватчиков в Манчжурии решили послать корабль в состав Тихоокеанского флота. А у японцев линкоры имели куда более сильные пушки. И тогда вспомнили об орудиях «Измаила». Удалось не изменяя барбетов башен и усилив подбашенные отделения вместить два 14" орудия на переделанный поворотный стол. Башню же пришлось переделывать, сохранив вертикальное бронирование старого типа и усиливая крышу башни до 130 мм. По сравнению со старой башней вес повысился до почти тысячи тонн . Максимальный угол возвышения составлял сорок градусов, а дальность стрельбы 27,1 км.
Вариант Б7 Мк12. Еще с казематом, вскоре снимут стотридцатки и поставят шесть "Минизини"
На ходовых испытаниях корабль развил скорость 26, 8 узла при 72 000 л.с. и 27,9 при форсировке до 81 000 л.с. Окончательно корабль принят военными в 1938 году.
Измененный передний мостик и три спаренных "Минизини" правого борта. Верхний каземат демонтирован, осталась "скелетная" навесная палуба.
Окончательный вариант Б7Мк14