1

Линейный корабль «Фрунзе»

Несмотря на включение работ по восстановле­нию и модернизации этого линкора в принятую в 1926 году шестилетнюю «Программу строительства Морских сил РККА» и наличие постановления РВСС от 5 августа 1927 года, согласно которому ремонт и модернизацию линкоров следовало начать именно с поврежденного пожаром «Фрунзе», эти работы из-за нехватки средств развертывались крайне мед­ленно. Линкор предполагалось восстановить с мо­дернизацией по типу планировавшейся для «Ок­тябрьской революции». На это по смете 1928 года требовалось 25 млн. руб., но на 1928/29 операцион­ный год был выделен всего 1 млн. руб., а 17 декабря 1928 г. при очередной корректировке шестилетней программы СТО исключил из нее работы по «Фрун­зе», перенацелив высвободившиеся средства на но­вое кораблестроение.

Между тем после перевода «Парижской ком­муны» на Черное море и постановки «Марата» на модернизацию руководство ВМС РККА снова под­няло вопрос о «Фрунзе». В октябре 1930 года по указанию начальника ВМС Р.А.Муклевича НТКМ проработал три варианта восстановления этого ко­рабля:

1.в виде плавучей батареи с 16 старыми котлами, обеспечивающими скорость 14 уз (стоимость — 14 млн. руб.);

2.восстановление в два этапа — сначала толь­ко с двумя башнями главного калибра и с поло­виной машинно-котельной установки (стоимость 11,7 млн. руб.) к маю 1932 года, а затем — полное по типу «Марата» (стоимость 7,4 млн. руб.);

3.превращение в линейный крейсер, имеющий скорость 27 уз, за счет установки котлов с недостро­енного «Измаила» и новых импортных турбин (сто­имость 24 млн. руб.).

Для реализации по предложению командова­ния МСБМ рекомендовался второй вариант, одна­ко в декабре 1930 года стало известно, что вслед­ствие сокращения ассигнований на флот работы по «Фрунзе» в 1931 году не смогут быть даже начаты, в связи с чем начальник ВМС Р.А.Муклевич в янва­ре 1931 года обратился к наркомвоенмору К.Е.Во­рошилову с просьбой разрешить использование оборудования этого линкора для других кораблей (что фактически уже делалось), а корпус сдать на слом, но получил отказ. На вторичный запрос о судь­бе «Фрунзе» в марте нарком снова ответил: «…пусть пока постоит». Между тем на корабле уже шел де­монтаж двух средних башен для нужд береговой обороны на Дальнем Востоке.

В апреле 1931 года появилось предложение Ле­нинградской комиссии по наблюдению за построй­кой кораблей о перестройке «Фрунзе» в трехбашенный линейный крейсер водоизмещением 26 000 т с четырехвальной главной энергетической установ­кой суммарной мощностью 88 000 л.с,.

Об этом предложении Р.А.Муклевич в июне доложил К.Е.Ворошилову, следствием чего стало включение работ по восстановлению и модерниза­ции «Фрунзе» в «Программу строительства Морс­ких сил РККА на 1932—1935 гг.». Между тем НТКМ разработал четыре варианта превращения линкора в линейный крейсер, разли­чающихся в основном типом и мощностью главной энергетической установки.

В октябре 1932 года Управление кораблестрое­ния выдало КБ Балтийского завода заказ на раз­работку «детального эскизного проекта» перестрой­ки «Фрунзе» в линейный крейсер, но уже по прора­ботанному НИВК варианту со скоростью 27 уз (достижение скорости 30 уз НИВК считал нереаль­ным). После рассмотрения вместе с НИВК несколь­ких вариантов корабля (с удлинением корпуса за счет вставки; с котлотурбинной механи­ческой установкой, дополненной дизель-электри­ческой; а также с многоагрегатной дизельной) со­чли, что наиболее предпочтительным явилось бы ис­пользование импортных турбин большой мощности.

К марту 1933 года КБ Балтийского завода раз­работало эскизный проект линейного крейсера во­доизмещением 27 000 т с тремя башнями главного калибра (третья — с погибшей в Севастополе «Им­ператрицы Марии»), 16 130-мм орудиями в сред­нем двухъярусном каземате под 37,5-мм броней в двух вариантах (А и Б), различающихся составом зе­нитного вооружения и механическими установками.

В июне проект Б был рассмотрен и одобрен В.М.Ор­ловым с некоторыми замечаниями, а Управление кораблестроения выдало Балтийскому заводу за­дание на разработку общего проекта, которым пре­дусматривалось: доведение угла возвышения ору­дий главного калибра до 40°, размещение только 12 130-мм, перераспределение толщин брони,  использование главных механизмов суммарной мощностью 110 000 л.с. от итальянско­го крейсера «Eugenic di Savoia».

О бедном линкоре замолвите слово

Собственно вот это и есть проект Б

11 июля 1933 года вышло постановление СТО «О программе военно-морского строительства на 1933—1938 гг.», которым, в частности, предусмат­ривалась модернизация линкоров «Фрунзе» и «Па­рижская коммуна».

К сентябрю 1933 года «Фрунзе» поставили в сухой док. После очистки корпуса корабль встал у достроечной стенки. Работа облегчалась тем, что две средние башни были демонтированы. Мощные краны через большие отверстия в палубе выгружали на берег здоровенные куски паровых котлов, части турбин. Летом 1934 года демонтаж механизмов был закончен и в связи с неготовностью КТУ работы застопорились. Но неожиданно, в августе того же года на линкоре снова закипела работа. Сначала начали демонтаж носовой надстройки. Затем демонтировали казематы противоминной артиллерии. Затем инженеры долго вымеряли барбет второй башенной установки, а затем в опустошенных хранилищах снарядов и зарядов начался полный демонтаж всех систем. Поздней осенью были сняты первая и четвертая башни ГК. Весь 1935 год на линкоре почти не проводились работы, за исключением возведения новой носовой надстройки сразу после второй башни ГК. А в январе 1936 года наступила долгожданная пора монтажа главных механизмов. Десять паровых котлов и два вспомогательных смонтировали на месте третьей башни и старых котельных отделений. Четыре паровые турбины общей мощностью 73 000 л.с. производства фирмы «Парсонс», которая поставила и котлы, смонтировали на старых местах. Поздней весной на корабле начали установку системы вентиляции погребов ГК.

О бедном линкоре замолвите слово

Вариант Б3а с приподнятой второй башней

Затем снова последовал перерыв и работы возобновились в 1937 году.

О бедном линкоре замолвите слово

Вариант Б7 с перенесенным казематом

Все это время в КБ Балтийского завода непрерывно шел процесс «доконструирования» линкора «Фрунзе». «Окончательный» проект предполагал полное отсутствие среднекалиберной артиллерии. Оставшийся от нее верхний каземат приспособили для шести, а затем восьми спаренных установок «Минизини». Около возвышенной второй башни (первоначально она была на одном уровне с первой) появились шестиорудийные батареи «сорокопяток». Точно такие же, но трехорудийные батареи «пристроились» возле кормовой надстройки. Самое главное отличие от проекта составлял главный калибр. Вначале хотели ограничиться старыми двенадцатидюймовками, но учитывая усиление японских захватчиков в Манчжурии решили послать корабль в состав Тихоокеанского флота. А у японцев линкоры имели куда более сильные пушки. И тогда вспомнили об орудиях «Измаила». Удалось не изменяя барбетов башен и усилив подбашенные отделения вместить два 14" орудия на переделанный поворотный стол. Башню же пришлось переделывать, сохранив вертикальное бронирование старого типа и усиливая крышу башни до 130 мм. По сравнению со старой башней вес повысился до почти тысячи тонн . Максимальный угол возвышения составлял сорок градусов, а дальность стрельбы 27,1 км.

О бедном линкоре замолвите слово

Вариант Б7 Мк12. Еще с казематом, вскоре снимут стотридцатки и поставят шесть "Минизини"

На ходовых испытаниях корабль развил скорость 26, 8 узла при 72 000 л.с. и 27,9 при форсировке до 81 000 л.с. Окончательно корабль принят военными в 1938 году.

О бедном линкоре замолвите слово

Измененный передний мостик и три спаренных "Минизини" правого борта. Верхний каземат демонтирован, осталась "скелетная" навесная палуба.

 

О бедном линкоре замолвите слово

Окончательный вариант Б7Мк14

Подписаться
Уведомить о
guest

34 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account