15

Нужны ли снежному истребителю педальные аэролыжи?

Статья Юрия Бахурина с сайта WARSPOT.

Великое множество проектов военной техники, вооружения и тактических предложений по разным причинам осталось лишь на бумаге — прежде всего, ввиду своего несовершенства. Проекты эти в буквальном смысле оказались «вещами в себе», до последнего времени почти не привлекая внимания исследователей.

Советские военно-технические предложения по ведению войны в зимних условиях – один из таких малоизвестных аспектов истории вооружений. Наряду с множеством внедрённых полезных инноваций, они заключали в себе и ряд оригинальных идей, не нашедших воплощения. Обзор некоторых из них уже был сделан автором этих строк, а ряду других проектов на основе публикуемых впервые архивных источников посвящена данная статья.

Редкий снимок — «химический» танк ХТ-130 буксирует бронесани системы Соколова с бойцами, 1940 год

Редкий снимок — «химический» танк ХТ-130 буксирует бронесани системы Соколова с бойцами, 1940 год

Следует отметить, что идеи, касающиеся боевых действий зимой, высказывались ещё в Первую мировую войну. Уже с осени 1914 года военному ведомству предлагались

«наградные санки и ролики, прикрепляющиеся парусиновым ремнём» (над машинописным текстом было надписано исправление «нагрудные»).

В феврале 1915 года изобретатели выдвинули проект металлических подошв с шипами против скольжения в атаке. Позднее зазвучали более сложные предложения – «моторная лыжа» некоего Иванова-Дымчука, лыжи для автомобилей от заработавшего известность своим «Вездеходом» А. А. Пороховщикова и

«самодвижущийся лыжный боевой аппарат для разрушения проволочных заграждений»,

изобретение С. А. Ощевского-Круглика.

Начало новой большой войны также вызывало лавину изобретений. Поскольку исследуемые предложения поступали в наркомат обороны независимо друг от друга, выстраивание их в хронологической последовательности здесь не всегда оправданно. Более приемлем тематический принцип рубрикации. Следуя от простого к сложному, логично начать обзор с простейших приспособлений для перевозки грузов.

Эскиз «Помощи пехоты танкам» Н. Д. Логвинова (ЦАМО РФ)

Эскиз «Помощи пехоты танкам» Н. Д. Логвинова (ЦАМО РФ)

14 марта 1942 года майор Н. Д. Логвинов из Алексиково Сталинградской области направил в отдел изобретений Главного автобронетанкового управления Красной Армии (ОИ ГАБТУ КА) письмо с изложением проекта «Помощи пехоты танкам». Его идея заключалась в сборке бронированных повозок, оснащённых аппарелями подобно десантным катерам. Пара таких саней, вместимостью до 20 человек каждые, должны были буксироваться танками по снежному покрову. В необходимый момент пехота могла бы вступить в бой и действовать совместно с бронетехникой, оказывая ей поддержку.

«К каждому танку прикрепляются на буксир по двое таких саней, что будет составлять команду в 35 чел[овек], вооружённых 4 станковыми пулемётами, лёгкими пулемётами и автоматами»,

– писал автор.

В ноябре того же года военный инженер 3-го ранга завода № 183 Барабаш предложил создать и испытать «волокушку». Речь шла о повозке из листовой стали, крепящейся тросами к корме танка, в которой могла бы транспортироваться пехота:

«В означенном месте бойцы покидают волокушку, окапываясь, маскируясь, используя рельеф местности, или непосредственно переходят в атаку».

Барабаш настоятельно предлагал испытать его задумку в боевых условиях, обеспечив «волокушками» одну из гвардейских пехотных частей. Однако специалисты ГАБТУ уведомили его, что такое устройство давно создано и применялось ещё в боях против белофиннов.

В данном случае мы видим типичную ситуацию повторного спонтанного изобретения. Явление повторных независимых открытий и предложений наблюдалось в быту и науке ещё с древности, причём с течением времени их частота увеличивалась, а на сегодняшний день только около 60% технических предложений остаются уникальными. Повторяемость повторно-спонтанных идей является результатом непреднамеренно сложившихся схожих условий – именно таковые наблюдались в годы советско-финской и Великой Отечественной войн.

Эскиз «Бронированной автолыжи» Г. С. Ломинадзе (ЦАМО РФ)

Эскиз «Бронированной автолыжи» Г. С. Ломинадзе (ЦАМО РФ)

Не меньший интерес изобретателей привлекали конструкции индивидуальных транспортных средств для передвижения по заснеженной местности. Несколько предложений такого рода были посвящены моторизованным лыжам. В августе 1942 года в НКО из Бюро по делам изобретательства и рационализации при штабе Закавказского фронта поступил проект политрука Г. С. Ломинадзе. Тот предлагал к созданию бронированную автолыжу. На широкую лыжу из десятислойной фанеры с прорезью вдоль продольной оси под гусеницу устанавливалась легкобронированная кабина. «Вооружается она, в зависимости от поставленных задач, ручным пулемётом или бронетанковым ружьём», – пояснял изобретатель. Боец должен был иметь возможность вести огонь через амбразуру, одновременно управляя автолыжей. Последнее вызвало сомнения отдела изобретений ГАБТУ, и предложение Ломинадзе было отклонено.

Эскиз «Аэрэтки К-1» К. А. Галкина (ЦАМО РФ)

Эскиз «Аэрэтки К-1» К. А. Галкина (ЦАМО РФ)

Наряду с моторизованными лыжами, отдельную группу проектов составляют варианты аэросаней. Различия между ними подчас заключались в избранном автором движителе.

Например, механик К. А. Галкин в феврале 1941 года взял за основу велосипед. Автор стремился компенсировать такой недостаток этого транспортного средства, как сезонность:

«Аэрэтка К-1 представляет собой небольшие крытые аэросани удобообтекаемой формы, приводящиеся в движение ножным приводом».

Помимо боковых полозьев, днище корпуса само по себе должно было служить лыжей – тем самым уменьшалось давление на снежный покров. Все скользящие поверхности следовало армировать стальными полосами. Галкин предусмотрел и освещение пути, чему должно было служить велосипедное динамо. Собственно, он ориентировался на велосипед и в расчетах скорости своей машины. Проект Галкина был отклонён, что лишь вдохновило автора на новые свершения:

«Не спорю, что в мои расчёты вкралась ошибка, заставившая меня взять завышенные показатели… Но эта ошибка ещё не служит доказательством и непреложным аргументом для отклонения моего предложения. Попробую доказать».

Добавив несколько страниц сложных уравнений, Галкин вновь уверял в полезности своего предложения. Он просил Наркомат обороны о помощи и ручался, что изготовит опытную модель своей «Аэрэтки К-1» сам. Испытывать её предстояло следующей зимой. Увы, это было уже военное время…

Эскиз «Лыжного велосипеда» А. П. Кузнецова (ЦАМО РФ)

Эскиз «Лыжного велосипеда» А. П. Кузнецова (ЦАМО РФ)

В ноябре 1941 года лейтенант танковых войск А. П. Кузнецов изложил в письме в НКО СССР замысел полноценного «лыжного велосипеда»: комбинация колёс с парными полозьями была призвана сымитировать движение

«по принципу ногопереступательного или лыжного (что по существу одно и то же) хода».

Автором было придумано три варианта конструкции своего детища. Наиболее тяжеловесный из них подходил бы и для «лыжного мотоцикла». Однако примять снег в действительности не довелось ни одному.

Эскиз «Снежного истребителя С.И.-1» С. С. Оленина, Г. П. Гавердова и А. М. Масленникова (ЦАМО РФ)

Эскиз «Снежного истребителя С.И.-1» С. С. Оленина, Г. П. Гавердова и А. М. Масленникова (ЦАМО РФ)

Начало 1942 года ознаменовалось для ОИ ГАБТУ КА поступлением предложения от коллектива рабочих машиностроительного завода № 67 им. Тимошенко в Москве С. С. Оленина, Г. П. Гавердова и А. М. Масленникова, которые изобрели «Снежный истребитель С.И.-1». Обшитый 3-мм сталью корпус обтекаемой формы должен был скользить по снежному насту со скоростью до 100 км/ч благодаря лишь мускульной силе водителя. Область применения этой боевой машины была бы весьма обширной:

«а) Для массового уничтожения танков на марше (и стоянке) путём неожиданного налёта и поливки колонны танков горящей жидкостью из огнемёта.

б) Для штурмовых налётов на подходящие колонны и скопления живой силы врага.

в) Для подавления ДЗОТов и ДОТов противника в процессе прорыва обороны врага огнём огнемёта с хода или силой ВВ [взрывчатых веществ], сбрасываемых в виде бомб, мин, спец[иальных] гранат и т.д.

г) Для глубоких фланговых и тыловых операций, разведки и связи».

Наконец, победной весной 1945 года свой проект механических лыж разработал слесарь паровозного хозяйства из Горьковской области К. М. Клабуков. Он шагнул дальше предшественников (орфография сохранена):

«…И прошу сделать роздвижные крылья, что-бы в любую минуту неудобные места мог перелететь».

Автор допускал использование как педального привода, так и установку мотора.

Эскиз «Педальных аэролыж» К. М. Клабукова (ЦАМО РФ)

Эскиз «Педальных аэролыж» К. М. Клабукова (ЦАМО РФ)

Итог экспертной оценки этих предложений был неутешителен одинаково, как и причина – физической силы самих изобретателей не хватило бы для сколь-нибудь продолжительного движения их детищ. Однако энтузиасты продолжали выдавать на-гора всё новые предложения, словно соревнуясь друг с другом за военный заказ от генерала Мороза. Рассказ о них будет продолжен в следующей статье.

Литература и источники:

      1. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), фонд 803, опись 1, дело 1803; фонд 13251, опись 4, дела 453, 561, 562
      2. Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ), фонд 38, опись 11350, дела 113, 385, 792, 963, 1065, 1069, 1347
      3. Новиков А. С. Научные открытия: повторные, одновременные, своевременные, преждевременные, запоздалые – М., 2003.

источник: https://warspot.ru/4997-nuzhny-li-snezhnomu-istrebitelyu-pedalnye-aerolyzhi

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account