0

Неделю назад Египет открыл еще одно русло Суэцкого канала. Таким образом, путь из Европы в Азию сократился почти на сутки.

Теперь суда, которые следуют из Средиземного моря в Красное, смогут не простаивать перед входом, ожидая, когда канал освободит караван, идущий в обратном направлении. Таким образом, этот гидротехнический узел теперь способен работать без излишних издержек, а путь из Европы в Азию сократился по времени почти на сутки.

Логистический центр

Но уникальность этого события в другом. Пожалуй, впервые в истории столь серьезные работы по расширению действующего канала, длина которого составляет 173 км, были профинансированы не из государственного бюджета и даже не из фондов корпораций, а гражданами страны. Новое русло было построено всего за один год и обошлось Египту в 8,5 млрд. долларов. Деньги были собраны в качестве пожертвований населением страны всего за 48 часов. За двое суток! Разителен контраст с тем, как проходило строительство Суэцкого канала полтора века назад.

Концессию от вице-короля Египта Саид-паши французский дипломат Фердинанд де Лессепс получил в 1855 году, но основать в Париже компанию, которая должна была прорыть водный путь между двумя морями, он сумел только в 1859 году. Египетское правительство получило в ней 44% акций, французское – 53%, остальные 3% уставного капитала были распределены между другими странами. Собранных таким образом 200 млн. франков все равно не хватило. Пришлось выпустить облигационный заем на сумму еще почти в 167 млн. франков. Закончить строительство в шестилетний срок, как обещал Лессепс, все равно не удалось. Только земляные работы заняли 11 лет.

Ширина канала составила от 120 до 150 м, а глубина – 12 м. Затем его углубили до 20 м. Официальное открытие судоходства по Суэцкому каналу состоялось 17 ноября 1869 года.

Теперь египетские власти намерены превратить Суэцкий канал в один из крупнейших в мире транспортных узлов. 

«У нас есть план развития на ближайшие 15 лет, согласно которому к 2030 году большая часть египетской экономики будет основываться на предоставлении услуг. Суэцкий канал станет большим логистическим центром», 

– говорит министр планирования и административных реформ страны Ашраф Араби.

Новый Суэцкии канал будет состоять из огромного обслуживающего комплекса и нескольких промышленных зон. В одну из промзон египетские власти предлагают вложиться иностранным инвесторам. Можно сказать, что в этом деле египтяне решили воспользоваться тем же самым краудфандингом, что и при финансировании самого строительства. По словам руководителя администрации канала адмирала Мохаба Мамиша, доходы Египта от эксплуатации обновленного водного пути возрастут с 5,3 млрд. долларов в 2015 году до 13,2 млрд. к 2023 году.

Небывалое доверие

Модный финансовый термин «крауд-фандинг» происходит от двух английских слов: crowd («толпа») и funding («финансирование»). Это добровольное объединение людей, дающих деньги на финансирование каких-либо проектов. Часто такие проекты носят благотворительный характер. Крауд-фандинга такого масштаба, как в случае с расширением Суэцкого канала, мировая экономика еще не знала. Правда, за это доверие правительство Египта будет выплачивать своим гражданам по 12% годовых в течение пяти лет – деньги привлекались путем открытой подписки на выпущенные облигации.

Зато теперь через канал смогут проходить не 49 кораблей в сутки, как раньше, а 97. По прогнозам властей, к 2023 году это принесет в бюджет дополнительный доход в размере 15 млрд. долларов.

Церемония открытия нового русла Суэцкого канала 6 августа началась с торжественного прохода яхты «Аль-Махруса» – этот круизный корабль первым прошел из Средиземного в Красное море и в 1869 году. Это уже третье открытие канала, второе состоялось в 1975 году: президент Арабской Республики Египет Анвар Садат открывал судоходство по каналу после Арабо-израильской войны 1973 года (в ходе воины оно было полностью закрыто).

На церемонии открытия нового русла Суэцкого канала вся его территория была украшена рекламными щитами с простым, но красноречивым лозунгом: «Спасибо египетской армии». Именно на военных возложена охрана судоходной артерии от террористических атак.

Новый Суэцкий

Окупятся ли инвестиции?

Впрочем, заработать дополнительные 15 млрд. долларов до 2023 года Египту еще только предстоит. С одной стороны, модернизированный путь «из араб в греки» позволит проводить и современные крупнотоннажные нефтяные танкеры, и контейнеровозы (раньше они вынуждены были идти вокруг Африки, огибая мыс Доброй Надежды). С другой стороны, предварительных заказов на это у администрации канала пока нет. По подсчетам экспертов международной консалтинговой компании Capital Economics, чтобы ожидания египетских властей оправдались, до 2023 года мировая торговля должна расти темпами, превышающими 9% ежегодно. 

«Это, мягко говоря, слишком оптимистично», 

– говорят аналитики.

источник: «Новый Суэцкий» «КОНТАКТ-ШАНС» 35/2015

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account