Новые фото иранского дрононосца: IRGC Shahid Bagheri близок к завершению

2

Новые фото иранского дрононосца: IRGC Shahid Bagheri близок к завершению

На днях в сети появились новые фотографии (спутниковой и воздушной съемки) строящейся гордости иранских морских сил — дрононосца IRGC «Shahid Bagheri». Именно морских сил, а не флота; судя по префиксу IRGC (англ. Islamic Revolutionary Guard Corps) корабль относится не к республиканскому флоту Ирана, а к военно-морским силам Корпуса Стражей Исламской Революции. Наличие у Ирана двух «параллельных» вооруженных сил, надо сказать, изрядно запутывает систематизацию.

Новые фото иранского дрононосца: IRGC Shahid Bagheri близок к завершению

Корабль (насколько мне удалось разобраться) назван в честь командира Бахмана Багери, офицера Корпуса Стражей Исламской Революции, героически погибшего в бою в 1988 году, на завершающем этапе Ирано-Иракской войны.

Конструктивно, он представляет собой капитально переоборудованный контейнеровоз корейской постройки, грузоподъемностью в 3280 TEU. Он был построен концерном «Hyundai Heavy Industries» в Ульсане в 2000 году, по заказу иранской судоходной компании IRISL (англ. Islamic Republic of Iran Shipping Line), и оперировал в составе ее флота под разными названиями до 2022 года. В 2022 году, контейнеровоз был переведен в юрисдикцию военно-морских сил КСИР и поставлен на верфь ISOICO в Бендер-Аббасе для капитальной модернизации.

Новые фото иранского дрононосца: IRGC Shahid Bagheri близок к завершению

Это уже не первый гражданский корабль, перестроенный КСИР либо флотом Ирана во вспомогательную боевую единицу. В 2023 году в состав военно-морских сил вступил вертолетоносец «Шахед Мадави», перестроенный из аналогичного контейнеровоза. Однако, модернизация «Мадави» была сравнительно ограничена, и сводилась к надстройке поверх старой палубы — навесной летной, предназначенной для оперирования вертолетов (Ми-17, Bell-412) и запуска небольших дронов.

«Шахед Мадави» в море

«Шахед Мадави» в море

Модернизация же «Шахед Бахери» была куда более обстоятельной. Ее основной целью было сделать корабль пригодным для оперирования крупных беспилотных летательных аппаратов с неподвижным крылом; причем не только для взлета, но и для посадки их обратно на палубу. И задача эта была нелегкой. Как и у абсолютного большинства современных грузовых кораблей, машинное отделение «Шахед Бахери» размещено в корме, а все жилые и служебные помещения — в надстройке над ним. То есть оснастить корабль сквозной летной палубой от носа до кормы было невозможно без радикальной перестройки всей архитектуры.

Новые фото иранского дрононосца: IRGC Shahid Bagheri близок к завершению

В ходе модернизации, верхнюю палубу «Шахед Бахери» полностью разобрали. На ее месте возвели новую плоскую палубу, оптимизированную для взлетно-посадочных операций. С левого борта корабля в кормовой части был сделан выступ под угловую палубу — необычно для авианесущих кораблей, направленную не «наружу», а «внутрь» основной летной палубы. Такое архитектурное решение по-видимому связно с необходимостью огибать кормовую надстройку бывшего контейнеровоза, и создаваемые ею на ходу воздушные завихрения.

Новые фото иранского дрононосца: IRGC Shahid Bagheri близок к завершению

В носовой части корабля был смонтирован стартовый трамплин, расположенный под углом в 20 градусов от горизонтали. Такой угол тоже весьма необычен для палубной авиации; обычно, стартовые трамплины авианосцев располагаются под углом от 7 градусов («Инвинсибл») и до 14 градусов («Кузнецов»). В 1970-ых британский флот проводил эксперименты с трамплинами и большего угла возвышения — до 20 градусов — но пришел к выводу, что они не оптимальны.

Новые фото иранского дрононосца: IRGC Shahid Bagheri близок к завершению

Возможно, значительный угол возвышения трамплина иранского корабля связан с низкой тяговооруженностью иранских БПЛА, которые должны с него летать.

Интересной детально является то, что (судя по спутниковым фотографиям) взлетный трамплин корабля также установлен под углом к продольной линии корпуса. По сути дела, он продолжает собой угловую палубу:

Новые фото иранского дрононосца: IRGC Shahid Bagheri близок к завершению

С чем именно связано такое архитектурное решение — пока неясно. Классическим решением при проектировании авианосцев является, наоборот, разнести направления взлета и посадки по разным векторам, чтобы совершающие посадку самолеты не создавали проблем взлетающим (и наоборот). Взлет осуществляется с осевой палубы — оснащенной катапультами, либо трамплином — посадка же на угловую палубу.

На «Шахед Бахери» же направления взлета и посадки объединены, что делает невозможным одновременное проведение взлетных и посадочных операций.

Новые фото иранского дрононосца: IRGC Shahid Bagheri близок к завершению

Возможным объяснением является недостаточная длина летной палубы корабля; с учетом ограничений, накладываемых кормовой надстройкой, ее могло просто не хватить для взлета БПЛА даже с учетом трамплина. Общая длина «Шахед Бахери» по ватерлинии составляет 240 метров, но кормовая надстройка отсекает примерно треть длины корпуса. Использование угловой палубы для взлета позволяет удлинить разбег БПЛА перед трамплином примерно на 10-20 метров.

Новые фото иранского дрононосца: IRGC Shahid Bagheri близок к завершению

Насколько можно понять по имеющимся фотографиям, какие-либо специализированные посадочные приспособления на «Шахед Бахери» отсутствуют. Возможно, иранцы считают что сравнительно легким БПЛА хватит пробега по летной палубе, чтобы остановиться. Возможно также, некие посадочные приспособления предполагается установить в дальнейшем. На это указывает тот факт, что на официальных снимках КСИР, пространство на стыке угловой палубы с основной заретушировано:

Новые фото иранского дрононосца: IRGC Shahid Bagheri близок к завершению

Следует также отметить наличие в правой стороне летной палубы отверстия, вероятно, предназначенного под самолетоподъемник:

Новые фото иранского дрононосца: IRGC Shahid Bagheri близок к завершению

На имеющихся снимках, длину самолетоподъемника «Шахед Бахери» можно оценить примерно в 15-20 метров — чего достаточно для палубных вертолетов (со сложенными лопастями) и БПЛА самолетного типа.

Пока что можно строить лишь предположения, из чего будет состоять авиагруппа иранского дрононосца. Исходя из ограничений, накладываемых габаритами самолетоподъемника, можно предположить, что основу ее будут составлять дроны типа «Shahed Saegheh» («Шахед-181») и «Shahed Simorgh-2» («Шахед-191»). Построенные по схеме «летающее крыло», эти малозаметные дроны были разработаны на основе американского разведывательного БПЛА RQ-170 «Сентинел», захваченного Ираном в 2011 году.

Новые фото иранского дрононосца: IRGC Shahid Bagheri близок к завершению

«Шахед-171» представляет собой полноразмерный реактивный дрон с размахом крыла в 13 метров, в то время как «Шахед-191» — его уменьшенную на 40% версию с размахом крыла около 7,3 метров. Первый дрон является в основном разведывательным, хотя способен нести вооружение на внешней подвеске; второй же, «Шахед-191», имеет внутренний отсек вооружения на две ракеты «Садид-1» с электрооптическим самонаведением.

Собственное вооружение корабля, вероятно, будет минимальным. Предшествующий «Шахед Мадави» вооружен только четырьмя зенитными спарками «Sedad» на основе советской ЗУ-23-2 (установленной на дистанционно управляемой турели) и контейнерными пусковыми для дозвуковых противокорабельных ракет CM-200 «Ghader» (модификация китайской С-802). С учетом гражданского корпуса сухогруза — не обладающего значимой боевой устойчивостью — логично предположить, что «Шахед Бахери» будет вооружен лишь минимально (автопушки + средства РЭБ + возможно, паллетизированный ЗРК малой дальности), полагаясь в основном на прикрытие кораблей иранского республиканского флота.

Также, скорее всего, «Шахед Бахери» будет приспособлен для запуска с летной палубы крылатых ракет и одноразовых дронов-камикадзе, модели «Шахед-131»:

Запуск ударных БПЛА с борта корабля снабжения "Делвар"

Запуск ударных БПЛА с борта корабля снабжения «Делвар»

В общем и целом (да, я люблю эту фразу!), модернизация «Шахед Бахери» является знаковым событием как для военно-морских сил Ирана, так и для мирового военного кораблестроения. Этот корабль станет первым кораблем-дрононосцем; специализированным носителем беспилотных летательных аппаратов, оптимизированным именно для запуска и применения боевых дронов.

Разумеется, корпус переоборудованного сухогруза — не обладающий даже минимальной боевой устойчивостью — едва ли позволяет ожидать от «Шахед Бахери» многого. Однако, не следует забывать, что первый полноценный британский авианосец (HMS «Аргус») был перестроен из корпуса пассажирского лайнера, первый японский авианосец («Хосё») был спроектирован на основе флотского танкера, а первый американский авианосец (USS «Лэнгли») вообще был перестроенным флотским углевозом, причем не первой молодости! Использование корпусов гражданских кораблей для экспериментальных целей вполне распространенная практика — и есть основания полагать, что основной задачей «Шахед Бахери» является отработка концепции для последующих (уже специальной постройки) иранских дрононосцев.

P.S. Не могу не отметить, что мечта последнего иранского шаха об иранском авианосном флоте — для создания которого он сначала хотел купить в Великобритании легкий авианосец типа «Инвинсибл», а затем заказать в США легкий авианосец на основе проекта «Sea Control Ship» — таки сбылась, хоть и через полвека после свержения Пехлеви.

Чибификация дрононосца)

Чибификация дрононосца)

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/341673.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account