Новое оружие новой войны. Часть 2 Плоды немецкой расчетливости

16
Новое оружие новой войны. Часть 2 Плоды немецкой расчетливости

Новое оружие новой войны. Часть 2 Плоды немецкой расчетливости

Авторское предисловие: С самого появления Германии как единой империи немцам внушали, что все у них будет самое большое – пушки, броненосцы, дирижабли, самолеты, но здесь пришлось уже экономить. И это было правильно, поскольку таким образом удавалось не только сохранить скудеющие ресурсы в условиях слишком уж затянувшейся войны, но и сделать такие бомбардировщики, которые наилучшим образом соответствовали бы выбранной стратегии их применения. 

К середине 1915 года немецкое командование – и сухопутное, и морское – наконец-то пришло к консенсусу относительно того, каким же образом пускать в дело воздушную мощь в стратегическом наступательном ключе.

Было решено, что дирижабли, большие и гигантские бомбардировщики должны наносить, прежде всего, удары по таким тыловым объектам, прекращение или затруднение работы которых может оказать существенное влияние на ход войны в целом. Речь шла об особо уязвимых предприятиях, производящих военную продукцию, например, взрывчатые вещества или горючее, железнодорожных узлах и портах, а также военных базах, имея ввиду в первую очередь морские и авиационные.

Бомб калибра до 10 кг со снаряжением в 3…7 кг тротила или его заменителей, которые применяли легкие самолеты, могло быть достаточно только для легких сооружений типа ангаров, эллингов, незащищенных грунтом или бетоном бензохранилищ лишь при условии прямого попадания. Но даже в этом случае их не хватает для разрушения железнодорожного полотна или кирпичного здания. Для них, а также для мостов, пирсов и прочих капитальных сооружений нужен был калибр 50 кг, а лучше 100 и выше – а трехмоторный Сименс-Шукерт R II уверенно поднимал шесть 50-кг бомб или четыре «сотки».

Немецкий тяжелый («большой») бомбардировщик AEG G II – он был облетан в июле 1915 г. и выпущен общим числом 24 машины. Фото: https://www.flickr.com/photos/sdasmarchives/20816219084/in/photostream/

Немецкий тяжелый («большой») бомбардировщик AEG G II – он был облетан в июле 1915 г. и выпущен общим числом 24 машины. Фото: https://www.flickr.com/photos/sdasmarchives/20816219084/in/photostream/

Кроме нанесения физического ущерба неприятельским войскам требовалось оказывать непрерывное угнетающее воздействие на население атакуемых стран. А поскольку везде была уже введена цензура и надежды на «помощь» их газетчиков в раздувании паники становилось все меньше, авианалет должен был быть таким, чтобы его самого и его последствия видело как можно большее число людей и им было бы что рассказать своим коллегам, знакомым и родным, а те передали бы страшную весть дальше, и чтобы слух об ужасных немецких бомбовозах становился все кошмарнее при каждом таком пересказе.

Но стало ясно и другое: в новой войне уже никто просто так не будет смотреть на летящий высоко в небе аэроплан – по нему будут палить орудия всех калибров, его будут атаковать самолеты противника. И если от последней угрозы можно было защититься, вооружившись как можно большим числом пулеметов, или же набрав недостижимо большую скорость и высоту полета, то против зениток годился только второй вариант.

Чем крупнее самолет, тем больше пулеметов можно поставить на нем, но обеспечить ему нужную скорость и высотность тем сложнее, чем он тяжелее. Здесь явно в выигрыше оказываются двухмоторные машины, к тому же они маневреннее, а меньшую бомбовую нагрузку можно компенсировать большим числом носителей. Крупная группировка бомбардировщиков со сравнительно малой грузоподъемностью будет иметь гораздо большие шансы выйти к цели и привезет туда гораздо больше бомб, чем один «гигант», да и моральный эффект от появления в глубоком тылу трех, пяти или десяти неприятельских аэропланов будет гораздо больше, чем если прилетят один-два, пусть и очень больших.

По любым соображениям в данном случае выходило, что самолеты-бомбардировщики делать лучше меньшими, а численность их лучше больше, чем наоборот. И не отказываясь от строительства бомбардировщиков гигантских, Германия сосредоточилась на самолетах больших – класса G.

К ним относился двухмоторный Румплер 5А15, поступивший во второй половине 1915 года под маркой G I и выпущенный приличной серией примерно в 60 экземпляров. А в декабре этого года начались испытания следующей модели фирмы AEG – G III. За счет установки более мощных моторов «Мерседес» D IV или IVa (214, а затем 260-255 л.с.) данные улучшились, но заказ ограничили пока 25 машинами, включая опытные. Они воевали на Македонском, Итальянском и даже на Западном фронтах, но в основном их карьера протекала в эскадре KG 2 на фронте Восточном.

Первый серийный большой бомбардировщик Румплер G I (5А15) W.Nr.15/15 выпуска 1915 года. готовится к сдаточному полету. Фото: http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28268.htm

Первый серийный большой бомбардировщик Румплер G I (5А15) W.Nr.15/15 выпуска 1915 года. готовится к сдаточному полету. Фото: http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28268.htm

На Австрийском фронте итальянцы, ничуть не стесняясь, применяли свои «Капрони» по жилым кварталам тех городов, которые собирались освобождать от австро-венгерского ига, да и противостоящие им австрияки делали то же самое и им тоже нужны были бомбовозы. Своих самолетов такого класса у «Лоскутной Империи» пока не было, но их для Австрии разработала немецкая фирма с австрийским капиталом «Ганза-Бранденбург», чей двухмоторный самолет ZM был облетан уже в 1915 году.

В Вене его приняли и решили, что будет удобнее выпускать бомбардировщик Ганза-Бранденбург G I не в Германии, а у себя, но будапештский завод UFAG дело затянул, и первые из полсотни построенных им самолетов появились только в 1917 году.

Эта машина уже имела вполне сложившийся облик «большого бомбардировщика по-немецки» – деревянный каркас крыльев и фюзеляжа, металлический – оперения и элеронов, фанера и полотно в качестве обшивки, два мотора водяного охлаждения между крыльями бипланной коробки, стойки которой, как и шасси, делались из стальных труб. Такие самолеты несли 200…300 кг бомб калибра до центнера на радиус 100…300 километров со скоростью до 150 км/ч и могли подниматься на высоту свыше 3000 м. Определенный интерес представляла модификация Ганза-Бранденбург GFK (G IK), вооруженная автоматической пушкой для стрельбы по наземным и морским целям.

За 1915 год германская авиапромышленность вывела на испытания 19 (девятнадцать!) новых типов «больших» и «гигантских» бомбардировщиков, из которых более половины – десять – поступили на вооружение, причем наиболее удачными были именно двухмоторные самолеты. Заказчик отказался он от трехмоторных Сименс-Шукерт R II и R III, а также Цеппелин-Штаакен VGO II, двухмоторных LVG G I (KD.VII) и Фридрихсхафен G I (FF 30), одномоторного LFG Роланд G I, а «двухмоторник» Шютте-Ланц G I был записан как экспериментальная машина – прототип для перспективных самолетов будущего.

Опытный тяжелый («большой») бомбардировщик Фридрихсхафен G I с двумя моторами Бенц Bz III с толкающими винтами. Фото: https://en.wikipedia.org/wiki/Friedrichshafen_G.I#/media/File:Friedrichshafen_G.I.jpg

Опытный тяжелый («большой») бомбардировщик Фридрихсхафен G I с двумя моторами Бенц Bz III с толкающими винтами. Фото: https://en.wikipedia.org/wiki/Friedrichshafen_G.I#/media/File:Friedrichshafen_G.I.jpg

Но к концу этого года, немецкая авиация по-прежнему испытывала такую нехватку бомбардировщиков для ударов по тыловым объектам ее противников, что вынуждена была отвлекать для этого чрезвычайно востребованные легкие фронтовые бипланы LFG Роланд C II «Вальфиш», считавшиеся лучшими в то время ближними разведчиками, что армейские штабы крайне раздражало. И все же за этот год была заложена основа той немецкой воздушной армады, которая будет держать в страхе английские города до самого конца войны. Да, именно так – в следующем 1916 году произойдут существенные изменения не только в количественном и качественном составе немецкой бомбардировочной авиации, но и в стратегии, тактике и географии их применения.

Главное, чего в 1915 году удалось добиться промышленности Германии в области тяжелой авиации было то, что такие самолеты там появились, причем если «гиганты» строились каждый по своему заказу и часто так отличались друг от друга что были и де-юре, и де-факто каждый отдельным типом, то самолеты «большие» стали строить сериями. А сделать десять одинаковых деталей или собрать десять одинаковых агрегатов можно гораздо быстрее и дешевле, чем столько же разных, даже если единичная трудоемкость у них такая же.

Второй серийный большой бомбардировщик Румплер G I (5А15) W.Nr.16/15 выпуска 1915 года с увеличенным вертикальным оперением – хотя выпуск «больших» самолетов в Германии в отличие от «гигантских» шел уже сериями, но почти на каждом экземпляре все еще вносились существенные индивидуальные доработки. Фото: http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28268.htm

Второй серийный большой бомбардировщик Румплер G I (5А15) W.Nr.16/15 выпуска 1915 года с увеличенным вертикальным оперением – хотя выпуск «больших» самолетов в Германии в отличие от «гигантских» шел уже сериями, но почти на каждом экземпляре все еще вносились существенные индивидуальные доработки. Фото: http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft28268.htm

Наступал 1916 год, и хотя фронты давно застыли, воюющие армии ждали перемен и в новом году они наступили – и в бомбардировочной авиации тоже, но не такие, которых так страстно желали в промерзших окопах. О том, что это были за перемены в Кайзеровских Воздушных Войсках Германии читайте в продолжении этой статьи.

Тактико-технические данные немецких тяжелых бомбардировщиков, поступивших на испытания в 1915 году

«Большие» самолеты – Großflugzeug

Наименование: Румплер G I Гота G I (FU) опытный AEG G I AEG G II
Источник: 1 3 5 5
Экипаж, чел. 3 3 3 3
Силовая установка:
Тип двигателей Мерседес D III Мерседес D I Мерседес D I Бенц Bz III
Кол-во двигателей 2 2 2 2
Мощность взлетная одного двигателя, л.с. 160 100 104 150
Мощность взлетная общая, л.с. 320 200 208 300
Тип воздушных винтов 2-лопастные толкающие 2-лопастные тянущие 2-лопастные тянущие 2-лопастные тянущие
Размеры:
Размах верхнего крыла, м 19,300 22,000 16,200 16,200
Размах нижнего крыла, м 19,000
Площадь крыльев общая, кв.м 78,700 59,000 59,000
Длина полная, м 11,800 8,650 9,100
Высота габаритная, м 4,000 3,460 3,490
Основные опоры шасси (ООШ) 2 по 2 2 по 2 2 по 2 2 по 2
Хвостовая опора шасси костыль костыль костыль костыль
Вспомогательные опоры носовая, 1 по 2 задние лыжи на ООШ нет нет
Масса:
Пустого, кг 1998 1160 1450
Взлетная, кг 2940 1960 2470
Полной нагрузки, кг 942 800 1020
Весовая отдача, % 32,0% 40,8% 41,3%
Летные характеристики:
Скорость максимальная у земли, км/ч 90…95 125 140
Скорость максимальная, км/ч 145
Скорость крейсерская, км/ч
На высоте, м
Скороподъемность начальная, м/c 1,52
Время набора высоты, м, мин. 1000 м за 11,0 мин.
Потолок практический, м 4000 2400 3000
Дальность, км 520 450 700
Режим полета крейсерский крейсерский крейсерский
Нагрузка полная полная полная
Продолжительность полета, ч
Режим полета
Нагрузка
Удельные данные на взлете:
Нагрузка на крыло, кг/кв.м 37,4 33,2 41,9
Нагрузка на мощность, кг/л.с. 9,2 9,4 8,2
Отношение мощности к площади крыла, л.с./кв.м 4,1 3,5 5,1
Бомбовое вооружение:
Общий вес, кг 200 н.д. 200 200
Подвеска внешняя внутренняя и внешняя внешняя внешняя
Другое аэрофотоаппарат (АФА) АФА АФА АФА
Стрелковое вооружение подвижное:
Носовая верхняя турель 1 MG 14 (7,92 мм) 1 MG 14 (7,92 мм) 1 MG 14 (7,92 мм) 1 MG 14 (7,92 мм)
Задняя верхняя турель 1 MG 14 (7,92 мм) 1 MG 14 (7,92 мм) 1 MG 14 (7,92 мм) 1 MG 14 (7,92 мм)
Нижняя турель
Выпуск:
Данной модификации 1 1 24
Общий около 60 18 1 24
Примечания:

 

Наименование: AEG G III оп. Фридрихсхафен G I LFG «Роланд» G I Шютте-Ланц G I
Источник: 5 8 5 5
Экипаж, чел. 3 3 2 2
Силовая установка:
Тип двигателей Мерседес D IVa Бенц Bz III Майбах Mb IVа Мерседес D III
Кол-во двигателей 2 2 1 2
Мощность взлетная одного двигателя, л.с. 223 150 245 160
Мощность взлетная общая, л.с. 446 300 245 320
Тип воздушных винтов 4-лопастные толкающие 2-лопастные тянущие 2 крыльевых 2-лопастных толкающих 2 крыльевых 2-лопастных толкающих
Размеры:
Размах верхнего крыла, м 18,440 21,200 30,100 22,000
Размах нижнего крыла, м
Площадь крыльев общая, кв.м 67,000 73,500 100,000
Длина полная, м 9,200 11,900 15,900 12,000
Высота габаритная, м 3,900 3,150 4,200
Основные опоры шасси (ООШ) 2 по 2 2 по 2 2 по 1 2 по 2
Хвостовая опора шасси костыль костыль костыль костыль
Вспомогательные опоры нет н.д. 1 по 1 нет
Масса:
Пустого, кг 1940 1778 2750 1850
Взлетная, кг 3015 2785 4300 3100
Полной нагрузки, кг 1075 1007 1550 1250
Весовая отдача, % 35,7% 36,2% 36,0% 40,3%
Летные характеристики:
Скорость максимальная у земли, км/ч 158 136 160 125
Скорость максимальная, км/ч
Скорость крейсерская, км/ч
На высоте, м
Скороподъемность начальная, м/c 2,78
Время набора высоты, м, мин. 1000 м за 6,0 мин.
Потолок практический, м 3500
Дальность, км 700 610
Режим полета крейсерский крейсерский
Нагрузка полная полная
Продолжительность полета, ч 6,0
Режим полета крейсерский
Нагрузка полная
Удельные данные на взлете:
Нагрузка на крыло, кг/кв.м 45,0 37,9 31,0
Нагрузка на мощность, кг/л.с. 6,8 9,3 17,6 9,7
Отношение мощности к площади крыла, л.с./кв.м 6,7 4,1 3,2
Бомбовое вооружение:
Общий вес, кг 300 200 н.д. н.д.
Подвеска внешняя внешняя н.д. н.д.
Другое АФА АФА н.д. н.д.
Стрелковое вооружение подвижное:
Носовая верхняя турель 1 MG 14 (7,92 мм) 1 MG 14 (7,92 мм) 1 MG 14 (7,92 мм) 1 MG 14 (7,92 мм)
Задняя верхняя турель 1 MG 14 (7,92 мм) 1 MG 14 (7,92 мм)
Нижняя турель
Выпуск:
Данной модификации 1 1 1 1
Общий 25 18 1 1
Примечания:

«Гигантские» самолеты – Reissenflugzeug

Наименование: Цеппелин VGO I Цеппелин VGO I Юнион / Даймлер R I (G I)
Источник: 7 7 6
Экипаж, чел. 7 7 5
Силовая установка:
Тип двигателей Майбах Mb IVа Майбах Mb IVа Мерседес D III
Кол-во двигателей 3 3 4
Мощность взлетная одного двигателя, л.с. 245 245 160
Мощность взлетная общая, л.с. 245 245 160
Тип воздушных винтов средний 2-лопастный тянущий, 2 крыльевых толкающих средний 2-лопастный тянущий, 2 крыльевых толкающих 2-лопастные — 2 тянущих и 2 толкающих
Размеры:
Размах верхнего крыла, м 42,200 42,200 21,080
Размах нижнего крыла, м 42,200 42,200
Площадь крыльев общая, кв.м 332,000 332,000 73,620
Длина полная, м 24,000 23,270 18,350
Высота габаритная, м 3,800
Основные опоры шасси (ООШ) 2 по 2х2 2 по 2х2 2 по 2
Хвостовая опора шасси костыль костыль костыль
Вспомогательные опоры носовая 1 по 2х2 носовая 1 по 2х2 нет
Масса:
Пустого, кг 7450 6637 2512
Взлетная, кг 11485 10203 3630
Полной нагрузки, кг 4035 3566 1118
Весовая отдача, % 35,1% 35,0% 30,8%
Летные характеристики:
Скорость максимальная у земли, км/ч 130 130 120
Скорость максимальная, км/ч
Скорость крейсерская, км/ч 110 110 114
На высоте, м у земли у земли у земли
Скороподъемность начальная, м/c
Время набора высоты, м, мин.
Потолок практический, м
Дальность, км
Режим полета
Нагрузка
Продолжительность полета, ч
Режим полета
Нагрузка
Удельные данные на взлете:
Нагрузка на крыло, кг/кв.м 34,6 30,7 49,3
Нагрузка на мощность, кг/л.с. 15,6 13,9 5,7
Отношение мощности к площади крыла, л.с./кв.м 2,2 2,2 8,7
Бомбовое вооружение:
Общий вес, кг н.д. н.д. н.д.
Подвеска внутренняя внутренняя н.д.
Другое АФА АФА н.д.
Стрелковое вооружение подвижное:
Носовая верхняя турель 2 турели с 1 MG 14 (7,92 мм) в каждой 2 турели с 1 MG 14 (7,92 мм) в каждой 1 MG 14 (7,92 мм)
Задняя верхняя турель 1 турель с 1 MG 14 1 турель с 1 MG 14 1 MG 14 (7,92 мм)
Нижняя турель 1 шкворневая с 1 MG 14 1 шкворневая с 1 MG 14
Выпуск:
Данной модификации 1 1
Общий около 60 18 1
Примечания: ТТХ сняты без вооружения ТТХ сняты без вооружения

 

Наименование: Сименс-Шукерт R I Сименс-Шукерт R I Сименс-Шукерт R II Сименс-Шукерт R II
Источник: 2 4 4 5
Экипаж, чел. 5 или 6 н.д. 5 или 6
Силовая установка:
Тип двигателей Бенц Bz III Бенц Bz III Мерседес D IVa Мерседес D IVa
Кол-во двигателей 3 3 3 3
Мощность взлетная одного двигателя, л.с. 150 150 260 260
Мощность взлетная общая, л.с. 450 450 780 780
Тип воздушных винтов два 2-лопастных тянущих два 2-лопастных тянущих два 2-лопастных тянущих два 2-лопастных тянущих
Размеры:
Размах верхнего крыла, м 28,000 28,000 33,000 38,000
Размах нижнего крыла, м
Площадь крыльев общая, кв.м 138,000 138,000 210,000 233,000
Длина полная, м 17,500 17,500 16,500 17,500
Высота габаритная, м 5,200 5,200 5,200
Основные опоры шасси (ООШ) 2 по 2 2 по 2 2 по 2 2 по 2
Хвостовая опора шасси 1 по 2 1 по 2 1 по 2 1 по 2
Вспомогательные опоры нет нет нет нет
Масса:
Пустого, кг 4000 4000 5350 6150
Взлетная, кг 5200 5200 7150 8450
Полной нагрузки, кг 1200 1200 1800 2300
Весовая отдача, % 23,1% 23,1% 25,2% 27,2%
Летные характеристики:
Скорость максимальная у земли, км/ч
Скорость максимальная, км/ч 110 128 110
Скорость крейсерская, км/ч
На высоте, м
Скороподъемность начальная, м/c
Время набора высоты, м, мин. 2000 м за 35,0 мин.
Потолок практический, м 3700 3700 3500
Дальность, км 520 520
Режим полета крейсерский крейсерский
Нагрузка полная полная
Продолжительность полета, ч 4,0
Режим полета крейсерский
Нагрузка полная
Удельные данные на взлете:
Нагрузка на крыло, кг/кв.м 37,7 37,7 34,0 36,3
Нагрузка на мощность, кг/л.с. 11,6 11,6 9,2 10,8
Отношение мощности к площади крыла, л.с./кв.м 3,3 3,3 3,7 3,3
Бомбовое вооружение:
Общий вес, кг н.д. 500 500 500
Подвеска внутренняя внутренняя внутренняя внутренняя
Другое АФА АФА АФА
Стрелковое вооружение подвижное:
Носовая верхняя турель 1 MG 14 (7,92 мм) 1 MG 14 (7,92 мм) н.д. 1 MG 14 (7,92 мм)
Задняя верхняя турель –– –– н.д. ––
Нижняя турель –– –– н.д. ––
Выпуск:
Данной модификации 1 1 1 1
Общий 1 1 1 1
Примечания:

 

Наименование: Сименс-Шукерт R III Сименс-Шукерт R III
Источник: 2 4
Экипаж, чел. 4 4
Силовая установка:
Тип двигателей Бенц Bz IV Бенц Bz IVa
Кол-во двигателей 3 3
Мощность взлетная одного двигателя, л.с. 200 220
Мощность взлетная общая, л.с. 600 660
Тип воздушных винтов два 2-лопастных тянущих два 2-лопастных тянущих
Размеры:
Размах верхнего крыла, м 34,330 34,330
Размах нижнего крыла, м
Площадь крыльев общая, кв.м 177,000 163,000
Длина полная, м 17,700 17,700
Высота габаритная, м 4,600
Основные опоры шасси (ООШ) 2 по 2 2 по 2
Хвостовая опора шасси 1 по 2 1 по 2
Вспомогательные опоры нет нет
Масса:
Пустого, кг 5400
Взлетная, кг 6800
Полной нагрузки, кг 1400
Весовая отдача, % 20,6%
Летные характеристики:
Скорость максимальная у земли, км/ч
Скорость максимальная, км/ч 132 132
Скорость крейсерская, км/ч
На высоте, м
Скороподъемность начальная, м/c
Время набора высоты, м, мин. 2000 м за 35,0 мин.
Потолок практический, м 3000 3000
Дальность, км 480 520
Режим полета крейсерский крейсерский
Нагрузка полная полная
Продолжительность полета, ч
Режим полета
Нагрузка
Удельные данные на взлете:
Нагрузка на крыло, кг/кв.м 41,7
Нагрузка на мощность, кг/л.с. 10,3
Отношение мощности к площади крыла, л.с./кв.м 4,0
Бомбовое вооружение:
Общий вес, кг 400 400
Подвеска внутренняя внутренняя
Другое АФА АФА
Стрелковое вооружение подвижное: 3 пулемета MG 14 (7,92 мм) на подвижных установках 3 пулемета MG 14 (7,92 мм) на подвижных установках
Выпуск:
Данной модификации 1 1
Общий 1 1
Примечания:

Источники:
1. https://fr.wikipedia.org/wiki/Rumpler_G.I
2. Kroschel, Günter; Helmut Stützer. Die Deutschen Militärflugzeuge 1910–1918. Herford, BRD, Verlag E.S. Mittler & Sohn, — 1994
3. Grosz P. M. Gotha G.I. Windsock Datafile No. 83. Berkhampsted, UK, Albatros Productions, Ltd., — 2000
4. https://de.wikipedia.org/wiki/_R-Typen
5. Gray, Peter, Thetford, Owen. German Aircraft of the First World War. London, UK, Putnam, — 1962
6. http://www.airwar.ru/enc/bww1/daimlerr1.html
7. http://airwar.ru/enc/bww1/vgo1.html
8. Kober T. von, Borzutzki S. Flugzeugbau Friedrichshafen GmbH. Diplom-Ingenieur Theodor Kober, Burbach
Составитель С.Г. Мороз

источник: https://naukatehnika.com/plodyi-nemeczkoj-raschetlivosti.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account