2

Скорее всего, в РИ, такой корабль никто строить бы не стал. Просто ни к чему. Так что – сие творение, есть чистейший продукт незамутнённого послезнания.

А суть идеи вот в чём – хочу «осчастливить» Северный флот конвойным кораблём, в конструкции которого учтены в максимально возможной степени нюансы конвойных операций на северном ТВД.

Новик-конвойник

В качестве базового, используем старый добрый эсминец типа «Новик».

Новик-конвойник

Силовую оставляем без изменений. Пока.

Корпус усиливаем и довешиваем здоровенными бортовыми наделками-булями, главное предназначение которых, противоторпедная и противоминная защита. Поэтому, були очень большие, широкие, прочные, гарантирующие защиту корпуса от взрыва 280 кг ВВ самых популярных немецких торпед и 215 кг ВВ якорных мин. В общем, как у тех английских мониторов…

Новик-конвойник

Понятно, что за эту роскошь придётся заплатить минимум третьей частью скорости. Но, мы можем себе это позволить – 17 узлов (да хоть всего 14-15!) для конвоирования торговых караванов более чем достаточно. К тому же, благодаря этим булям (вернее пустотам в них), мы получаем огромные объёмы для топлива и приличный запас полезной нагрузки.

Соответственно, корабль обретает возможность сопровождать гражданские торговые суда в дальних походах и будет иметь чрезвычайно высокие шансы на выживание в случае торпедирования вражьей субмариной или при столкновении с миной.

Запас по водоизмещению пустим на создание сбалансированного комплекса вооружения, так же заточенного под конвойные миссии.

В него будут входить четыре спаренные универсальные установки Минизини со 100 мм орудиями (это вместо четырёх штатных 102 мм пушек). Установленные ромбом (бортовые в средней части корпуса на выступающих пилонах), они обеспечат массированный огонь в 6 скорострельных стволов в любом направлении по любой цели, от всплывшей субмарины и надводного корабля до самолётов противника.

Ближняя ПВО – 6 37 мм автоматических пушек. Для довоенного эсминца более чем достойная ПВО.

Одним из главных противников, на севере всегда будут подводные лодки. Против них, корабль в обязательном порядке оснащается гидроакустической станцией. Проблема только в том, что первые советские ГАС могли лишь зафиксировать наличие поблизости субмарины (тупо услышать её присутствие), но ни пеленг на неё, ни дистанцию дать не могли. Такая аппаратура появилась позже.

Поэтому, чтоб достать подводную лодку – уничтожить её, или хотя бы как-то повредить, кораблю нужен был большой запас ГБ. Ради него, жертвуем всем торпедным вооружением.

И ещё. Субмарины того времени, были скорее ныряющими кораблями, нежели подводными в полном смысле слова. Те же немцы, пользуясь слабостью ПЛО противника на севере, применяли тактику т. н. «волчьих стай». Она заключалась в том, что группа субмарин в НАДВОДНОМ положении прочёсывает район поиска. Обнаружив караван транспортов, субмарины так же в надводном положении следуют за караваном лишь наблюдая за ним издали, чтоб не попасться на глаза кораблям охранения (в подводном положении, они караван просто не достанут – шнорхеля ещё только разрабатываются).

И лишь с наступлением темноты, лодки начинают атаковать транспорты – опять-таки чаще всего в надводном положении (радаров у небольших кораблей охранения нет точно так же, как шнорхелей у субмарин).

И только выполнив атаку и ощутив интерес к себе со стороны кораблей охранения, лодка наконец-то поджимает хвост и погружается…

Учитывая такое положение вещей, корабль охранения крайне желательно оснастить противолодочным гидропланом. Не махонькой летающей лодкой-разведчиком, навроде «шаврушки» запускаемой с небольшой катапульты, а приличным гидросамолётом, с приличным радиусом действия, приличной «мореходностью» (чтоб взлетать и садиться на воду мог не только в штиль) и приличным вооружением, способным серьёзно изувечить обнаруженную субмарину.

Понятно, что для такого самолёта нужна будет и приличных размеров площадка хранения/обслуживания и достаточно мощный кран с длинной прочной стрелой (не забываем про здоровенные бортовые були), и добрый запас бензина – благо в тех же булях под него полно места.

Единственное, чего мы не сможем изобразить на нашем корабле – это самолётный ангар. Для капитального ангара просто нет места, а сдвижная конструкция прямо над площадкой обслуживания, будет слишком слабой – не выдержит первого же серьёзного обледенения. Поэтому постараемся обойтись прочным брезентом, а самолёт использовать сезонно. Пока на севере стоит полярный день – мы спокойно летаем и всякие кратковременные снежные заряды под брезентом нормально пережидаются. А когда придут осенние шторма и тем более наступит полярная ночь, самолёт нам уже не так чтоб серьёзный помощник. В морозы даже при ясной погоде, всё имущество обледеневает так, что полёты, скорее всего, просто невозможны. Да и день в полярную ночь очень короток (для тех, кто на севере никогда не бывал, открою страшную тайну – полярная ночь – это вовсе не означает кромешную тьму круглые сутки! Просто световой день очень короток. Рассветает только после 10 часов и темнеет уже к 15).

 

Вполне допускаю, что вооружение в виде 4 спарок Минизини избыточно – всё-таки 15 тонн весу в каждой, и вариант с отказом от двух бортовых установок трагедией не считаю. На их позициях неплохо будут смотреться хоть пневматические итальянские противолодочные бомбомёты, хоть спарки крупнокалиберных зенитных пулемётов.

И ещё. Почему бы у такого специализированного корабля не заменить старую СУ на подходящие по мощности дизеля, чтоб скорость была несколько побольше тех 10-12 узлов, что в лучшем случае развивали караваны торговых пароходов, будучи в полном грузу? И вес и внутренние объёмы мы на этом, наверное, сможем сэкономить – хотя бы ради увеличения БК и улучшения бытовых условий команды.

Ну и вот он – энтот невозможный послезнанческий конвойник из «Новика»… Прошу любить и жаловать!

Новик-конвойник

Р.С. Интересно, а вот если бы наши умельцы задумались о таком корабле сразу, как только союзники объявили о готовности оказать нам всяческую помощь после начала "Барбароссы", и за несколько недель состряпали проект, для реализации которого, скажем в САСШ, отправили все три старых североморских «Новика»…

Новик-конвойник

(Эсминец Северного флота "Урицкий")

Для американцев, провести все необходимые корпусные работы дело наверное не хитрое. Вооружение своё – поставим, когда корабли вернуться. В альтернативном РККФ «МиниЗины» выпускаются по лицензии, а 37 или даже 45 мм зенитки на базе всё того же «Бофорса» серийно производятся ещё с 37-го, поэтому, ни те, ни другие не дефицитны).

Подписаться
Уведомить о
guest

50 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account