Завод фирмы ТАМ (Тбил Авиа Мшени) после 1935, как известно из этой статьи
https://alternathistory.ru/avro-652-george-ili-anson-po-gruzinski
осваивал производство AVRO-652G, КБ завода разрабатывало бомбардировочную Мк. данного самолета, в общем у фирмы все было хорошо
Но в Грузии был однако еще один авиастроитель — завод "Шида Картлис Сахаэро Индустрия" в г. Гори. Завод был построен в 1935-36 г.г. для освоения лицензионного производства истребителей Fokker D21.
После замены Junkers W34 в Royal Georgian Airways а также сами по себе, эти самолеты еще некоторое время применялись во внутренних пассажирских, грузовых и почтовых перевозках, и постепенно и здесь (на внутренних линиях) стали требовать замену, авиакомпания ORBI Georgian Air Conveyances, эксплуатировавшая Юнкерсы обратилась к руководству фирмы Шида Картлис Сахаэро Индустрия, за помощью, была создана совместная комиссия для выбора соответственной модели.
В 1935 в Канаде бывший сотрудник фирмы Fokker Робер Нурдин спроектировал, самолет Noorduyn Norceman, в 1936 фирме Noorduyn Aircrafts были заказаны 2 образца, а также была заказана переработка самолета по спецификации авиакомпании ORBI Georgian Air Conveyances, тем более что им заинтересовались и военные. Разрабатывалось сразу два варианта, пассажирский и военно-транспортный с широким грузовым люком.
Пассажирский вариант обеспечивал редкий по тому времени комфорт. Пассажирские кресла стояли друг за другом — по четыре с каждого борта, сиденье стюарда было откидным. Для каждого пассажира имелось окно, персональное освещение с вентиляцией. Кабина тепло — и звукоизолировалась, при необходимости отапливалась. Воздух для калориферов нагревался выхлопными газами мотора. В самолете были, туалет, умывальник, бачок с питьевой водой, разливавшейся в картонные стаканчики, световые табло, с помощью которых пилот давал указания пассажирам.
Военно-транспортный вариант имел большой грузовой люк, и 12 складных сидений вдоль борта
Размах крыла, м 15.70
Длина, м 9.75
Высота, м 3.20
Площадь крыла, м2 30.19
Масса, кг
пустого самолета 2123
максимальная взлетная 3357
Тип двигателя 1 ПД Pratt Whitney R-1340-AN-1 Wasp
Мощность, л.с. 1 х 600
Макс. скорость , км/ч 260
Крейс. скорость , км/ч 235
Дальность, км 1850
Практич. потолок, м 5180
Экипаж 1-2
Полезная нагрузка: 8 пассажиров/ 12 солдат
Производство было развернуто в ноябре 1937 г.
Всего до и во время Второй Мировой Войны было выпущено 167 ед (87 ед для нужд ВВС).
Помимо Авиакомпании ORBI Georgian Air Conveyances и ВВС, самолет широко применялся в почтовых перевозках, в санитарной авиации, в противопожарном патрулировании лесов, благодаря отличным взлетно-посадочным характеристикам, и общей неприхотливости и надежности, самолет снискал любовь и уважение как и пилотов так и всех других кому приходилось с ним сталкиваться и видеть его в деле
Производство продолжалось и после ВМВ, некоторые самолеты эксплуатируются и по сей день