Императорская Россия «которую мы потеряли» за какие-то восемь лет смогла когда-то построить семь новейших дредноутов, а великий и могучий Советский Союз за всю свою историю «ниасилил» ни одного. Как так получилось?
Содержание:
Игрушки больших мальчиков
В начале XX века линкоры нового «дредноутного» типа были не просто самыми мощными и современными боевыми кораблями, но ещё и показателем статуса. Способность самостоятельно строить такие корабли демонстрировала принадлежность к самой высшей лиге – это умели делать лишь девять тогдашних «великих держав».
Среди них была и Российская империя – в 1909-1917 г.г. у нас были построены семь таких линкоров. Но по окончании Гражданской войны в распоряжении Советской России из них остались лишь три более-менее боеспособных. Восстановление ещё одного и достройку другого разрушенная экономика страны элементарно не тянула, и их разобрали.
Все 1920-е годы о постройке новых тяжёлых кораблей речь не шла, сил с трудом хватало лишь на ремонт и модернизацию имевшегося. Кроме того, на флоте возобладала концепция «малой морской войны», поэтому первым делом начали строить то, что британцы презрительно называли «оружием бедных» – торпедные катера, подлодки и сторожевики.
Внезапный поворот
В начале 1930-х появилась возможность строить более серьёзные единицы – эсминцы, лидеры и лёгкие крейсеры для всё того же «малого флота» ближней морской зоны. Ничего не предвещало изменения концепции, когда в конце 1935 г. высшее политическое руководство СССР вдруг решило начать постройку тяжёлых кораблей, включая линкоры.
Считается, что этот поворот был вызван возрождением на Балтике германских ВМС, вновь разворачивающейся во всём мире гонкой морских вооружений и осознанием лично И. В. Сталиным концепции fleet in being. То есть способности мощного флота влиять на военно-политическую обстановку просто самим фактом своего наличия.
В следующем году правительством была утверждена программа развития флота на 1937-1943 годы. В ней планировалось построить в том числе 8 «линкоров А» с 406-мм артиллерией и 16 «линкоров Б» – фактически линейных крейсеров с 305-мм орудиями. Но после проработки проектов от последних отказались.
Строительство
В 1938 г. в Ленинграде и Николаеве были заложены первые два линкора проекта 23 – «Советский Союз» и «Советская Украина». Поначалу их оптимистично планировали ввести в строй уже в 1941 г. В 1939-40 г.г. на новом заводе в Молотовске (нынешний Северодвинск) заложили два остальных корабля первой серии.
Строительство шло с большими трудностями и задержками, а в июле 1941 г. было по понятным причинам заморожено. На тот момент готовность первых трёх кораблей составляла от 21,2% до 5,3%. Даже не случись войны, то такими темпами их закончили бы в лучшем случае к 1945 г., если не позже.
Можно услышать, что дескать Российская империя смогла достроить свои линкоры даже несмотря на войну. Однако это явное передёргивание. Тогда судостроительные центры не были оккупированы или отрезаны от остальной страны. А кроме того, в Первую мировую линкоры действительно были остро необходимы, особенно на Чёрном море.
Итоги
После войны была идея достроить хотя бы головной «Советский Союз». Но, во-первых, корабль без серии – это всегда очень дорого. А во-вторых, было ясно, что проект устарел. Какое-то время велась неспешная проработка следующего «проекта 24», но после смерти Сталина работы по нему были свёрнуты. Было уже очевидно, что время линкоров прошло.
Так что если коротко: сначала не могли, потом не успели, а затем это стало уже не нужно.
Источник — https://vk.com/@664805017-pochemu-sssr-ne-smog-v-linkory