Неведома зверушка: нужна ли военным БМПТ
Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
На форуме «Армия-2020» объявили о начале работ над боевой машиной поддержки танков нового поколения «Илья Муромец». Это, несомненно, интересная новость, но есть одно но: по сей день не совсем ясно, что же это за зверь такой, БМПТ, и для чего этот класс вообще нужен. Найти ответы на эти вопросы попытался Юрий Кужелев.
Содержание:
БМП растёт в весе и броне
Появление в конце 50-х нового класса бронетехники — боевых машин пехоты — достаточно сильно повлияло на теоретическую картину боя.
Пехота, по сути, не только вновь получила свои собственные танки сопровождения, которые, казалось, вымерли ещё в начале Второй мировой, но и теперь имела возможность вообще воевать, не спешиваясь с брони. Предполагалось, что именно так солдаты смогут поддерживать боевые машины в наступлении, не отставая от них и защищая от вражеских бойцов.
По подвижности и вооружению и западные, и советские БМП вполне устраивали военных. А вот про защиту так сказать было нельзя. Из-за лёгкого бронирования машины было несложно уничтожить, а значит, при наступлении в одних порядках с танками они несли бы неприемлемые потери.
Уже в 60-х годах по обе стороны железного занавеса военные теоретики начали задумываться, что в дополнение к обычным БМП нужна и куда более защищённая боевая единица, не уступающая по бронированию танкам. Так родилась идея тяжёлой БМП, или ТБМП.
Правда, никто реализовать идею пока не спешил. Все 70-е ТБМП лишь обсуждали в закрытых военных и промышленных кругах и иногда в открытой прессе. Шли неспешные споры: должна ли тяжёлая БМП иметь своё шасси или её можно сделать на шасси танка? Какое у неё должно быть вооружение: ближе к БМП или к танку?
А может, вообще и не нужна никакая отдельная ТБМП? Надо просто на ОБТ пристроить небольшой десантный отсек и возить в нём пехоту, если необходимо.
Последняя идея кажется самой необычной, но именно она и была реализована в первую очередь. Непрерывно воевавшие израильтяне не стали особо дискутировать, а разместили небольшой десантный отсек на своей новейшей «Меркаве». ТБМП от этого она не стала, но в целом идея себя оправдала.
Израиль и далее сохранял первенство в создании подобных машин. Сначала война Судного дня, а потом и вторжение в Ливан в 1982 году показало: лёгкая бронетехника в современном бою слишком уязвима. Даже с учётом того, что БМП у израильтян не было и в атаку на бронетранспортёрах они старались не ходить, потери БТРов в частях были слишком высокие. Ещё в 1976 году было решено переделать часть старых и заслуженных «центурионов» в тяжёлые бронетранспортёры. Сопровождать танки на поле боя они не могли — хотя изначально и задумывались для этого, — а вот для конфликтов низкой интенсивности подходили неплохо. В реальных боях новинка показала себя хорошо, и тяжёлые БТР из танков надолго стали одной из визитных карточек Армии обороны Израиля.
Успешный пример израильтян, казалось, наконец сдвинул дело с мёртвой точки, за ТБМП теперь принялись всерьёз. Помогла и смена представлений теоретиков о будущей войне. Если раньше войну ждали ядерную, для которой нужна была большая масса техники, то в 80-х стали вестись разговоры и о неядерном конфликте. И в его рамках немногочисленная профессиональная пехота на ТБМП, наступающая в одном строю с танками, была прямо к месту. Проектированием тяжёлых БМП занялись все ведущие танкостроительные державы: СССР, США, Германия. Изучали этот вопрос и Франция с Англией.
И именно тогда в Советском Союзе родилась очень необычная идея.
Советский путь
Начало активных боестолкновений в Афганистане выявило очень неожиданный для советских военных факт — обычные танки плоховато справлялись с пехотой. Им не хватало скорости реакции, их оружие не позволяло подавить пехоту, прижать её к земле. В итоге куда выгоднее смотрелись в противостоянии с душманами старенькие «шилки» и новенькие БМП‑2.
Неудивительно, что возник вопрос: «а не окажутся ли советские ОБТ так же беззащитны перед пехотой НАТО в Европе?» Осознание этого серьёзно ускорило работы по советским ТБМП, но некоторые конструкторы пошли дальше.
Сопровождать танки тяжёлыми БМП — это хорошо, но так ли в этом деле нужна пехота? Спешивать её на поле боя опасно и долго по времени. Если же пехота будет воевать не спешиваясь — так, может, и сделать сразу не тяжёлый транспортёр, а специализированную машину поддержки? Где пехотинцы, по сути, станут членами экипажа. Единственной задачей такой бронеединицы будет защищать свои танки от пехоты врага.
Концепция военным понравилась — так и родилась боевая машина поддержки танков, или БМПТ.
Первые советские БМПТ, созданные в рамках проекта «Объект 781», по своей конструкции были очень необычными. Тут и многобашенность, и огромный экипаж, обслуживающий кучу оружия. На один танк — пять человек, из которых два — за АГС-30, один оператор основного вооружения. В одном из вариантов и командир управляет своей отдельной орудийной установкой — лишь мехвод просто рулит. Если и этого мало, были предусмотрены ещё и два «десантника», которые должны вести огонь из пулемётов в бортовых установках. А когда очень необходимо могут спешиться и командир с наводчиками гранатомётов.
По сей день не очень ясно, как решался бы вопрос координации огня всего этого счастья.
Для дальнейшего развития был ожидаемо выбран «Объект 781 сб 7» с двумя автопушками в отдельных модулях — всё же военные не зря намекали, что им нужна, по сути, бронированная «Шилка». Да и с ПТУР (противотанковыми управляемыми ракетами) у 781-го было всё получше.
Крах СССР работы на время остановил, как по ТБМП, так и по БМПТ, — бедной армии в бедной стране было не до дорогих экспериментов.
Что интересно, встало проектирование тяжёлых БМП и на Западе. Американцы потеряли интерес к концепции после того, как «Бредли» хорошо показали себя в Ираке. Выяснилось, что воевать на БМП с танками не так и сложно, как казалось. А у европейцев, немцев в частности, резко кончились деньги, хотя многие черты их ТБМП нашли реализацию в будущей БМП «Пума». Ситуацию опять изменила только новая локальная война — Первая чеченская.
Картина десятков современных танков, сгоревших в Грозном, стала серьёзным ударом для военных. И наглядно показала: современный танк с пехотой воевать не умеет. О БМПТ опять активно заговорили в прессе.
Челябинский тракторный завод, который делал первые БМПТ, в инициативном порядке представил новый прототип — «Объект 787». По сути это был танк Т-72 без пушки, но с двумя автопушками и блоками НУР. В результате подковёрных интриг проект придавили, ведь на подходе было детище к тому времени уже главных танкостроителей России — УВЗ. Это, конечно же, был «Объект 199» «Рамка», более известный как «Терминатор».
Первоначальный вариант был вооружён всего одной автопушкой, четырьмя ПТУР «Конкурс» и двумя автоматическими гранатомётами. Экипаж — снова пять человек, от размещения ещё двух десантников решили отказаться. В 2002 году машина приняла привычный для нас вид — автопушек стало две, а ПТУР поменяли на «Атаку».
И с того года началась настоящая «Санта-Барбара». «Терминатор» непрерывно славили в СМИ как великолепную, не имеющую аналогов и страшно необходимую российским войскам машину.
Её то вот-вот принимали на вооружение, то навсегда от неё отказывались. То за ней выстраивались очереди иностранных заказчиков, то они бесследно пропадали. К нашему дню итог не самый великолепный: десяток машин закупил Казахстан, десяток — МО РФ для катания на парадах (более их нигде не применяют), и вроде бы они куплены Алжиром (наверное, снова десяток).
Невесёлые выводы
Что же мы поняли из этой истории?
Во-первых, ясно, что БМПТ — это танк. Да, у машины нет большой пушки, но и у танков пушка не всегда была: до Второй мировой войны идея, что для борьбы с пехотой нужен танк с пулемётами, была вполне обычной. И в проектах БМПТ мы можем увидеть многие черты уже, казалось бы, давно забытых концепций. Тут и две башни у «Объект 781» (первые двухбашенные Т-26 утирают скупую слезу, видя своего потомка), и идея превратить бронеединицу в ёжик из пулемётов (здесь уже видны следы американской предвоенной школы).
Во-вторых, мы можем ответить на вопрос: «нужен ли БМПТ?» И ответ здесь будет — «нет». Но как же так?
Выше же не раз сказано, что с пехотой, оснащённой современными противотанковыми средствами, танки не справляются. Да — если их неправильно применять.
Советский Союз вошёл в Афганистан без боевого опыта, и поначалу и правда с танками выходило не очень. Но к концу войны опыта набрались, и танки вдруг снова оказались грозной силой и вполне к месту. И оттого работы над БМПТ замедлились ещё в 89 году, до развала СССР. Трагедия Грозного снова подстегнула интерес, но давайте будем честными: причина её совсем не в танках. Даже если бы российские войска входили в город на БМПТ, то ситуация бы никак не поменялась, — они бы так же бездарно сгорели.
Как показала практика многочисленных современных локальных конфликтов по всему миру, танк в умелых руках — грозное оружие. И никакой необходимости тратить деньги ещё и на БМПТ (а стоит она недёшево — как полноценный ОБТ) нет. Нет места БМПТ и на большой войне, где она, вероятнее всего, проиграет нормальной бронетехнике. А вот тяжёлая БМП вполне нужна — современной пехоте хорошая защита не помешает. Созданием такой машины плотно занялись после 2010 года, когда первый раз прекратили все разговоры о закупке в нашу армию БМПТ. И хочется надеться, что, несмотря на закупку десятка парадных БМПТ, тратить на это «недоразумение» деньги, которые могут пойти на куда более нужную технику, больше не будут.
источник: https://warhead.su/2020/09/14/nevedoma-zverushka-nuzhna-li-voennym-bmpt