Neubaufahrzeug Nb.Fz. V — его называли «Рейнметалл»

14

А было так, что еще где-то в 70-ые годы прошлого века мне в руки попала книга «Удар и защита» издательства «Молодая гвардия», в которой кроме рассказов о бронетанковой технике были помещены еще и воспоминания ветеранов танковых войск. Один из них описал свою встречу с германскими танками… «Рейнметалл», которая имела место в 1942 году, причем сами танки были окрашены в желто-коричневый цвет. Он сразу вспомнил их ТТХ, которые изучал в училище, приказал заряжать бронебойным, выстрелил и подбил… Тогда я ничего не знал о танках Вермахта, имевших на вооружении сразу два орудия – 75 и 37-мм и мне очень захотелось узнать об этой машине подробнее. Растянулась эта «тяга к знаниям» не на один год, пришлось даже в танковый музей в Мюнстере писать, но зато в итоге все, что мне хотелось, я узнал.
Neubaufahrzeug Nb.Fz. V - его называли «Рейнметалл»

Итак, танк, названный в той книге «Рейнметаллом» был действительно спроектирован и построен этой фирмой в 1933 году. При этом два танка под номерами №1 и №2 были сделаны не из броневой, а из обычной стали, то есть являлись по сути дела макетами, хотя и ходовыми. Вооружение на них также присутствовало, но только вот воевать они не могли и в дальнейшем использовались исключительно как учебные машины. Обозначение они получили Neubaufahrzeug (Nвfz) – дословно «машина новой конструкции».

В 1934 году еще три танка были выпущены фирмой Крупп. Эти машины соответственно получили №3, №4, №5. Внешне машины «первого выпуска» и второго довольно заметно различались. При одинаковом шасси у них были разные башни и установка вооружения. Кроме того, это уже были настоящие боевые машины, поскольку были изготовлены из броневой стали.

Дизайн обеих машин, хотя и был весьма впечатляющим, особой оригинальностью не блистал. В целом это был германский ответ на английские и советские трехбашенные танки. Лобовые бронелисты имели большие углы наклона, однако толщина брони была невелика и составляла всего 20-мм. Т-28 имел 30-мм лобовую броню, так что преимущества по бронированию перед нашей машиной по бронированию он не имел. Многие детали на первых танках имели скругленные очертания. В частности, закругленной спереди была башня и подбашенная коробка сзади. Сделано это было для того, чтобы кормовая пулеметная башенка имела бы максимальный сектор обстрела, ну и снарядостойкость брони это тоже усиливало.

    Nbfz в Норвегии.


Nbfz в Норвегии.

Говоря о дизайне машины, нужно отметить, что немцы внимательно изучили все достоинства и недостатки как советских, так и английских машин и решили, по-видимому, сделать нечто среднее между советским Т-28 и Т-35, и британским танком «Виккерс-16 т». Начнем с того, что танк имел три башни, но расположены они были по диагонали слева направо. Слева спереди пулеметная башенка с одним пулеметом МG-13 (позднее МG-34), затем центральная большая башня с командирской башенкой, вооруженная таким же пулеметом в отдельной установке, и двумя орудиями 37 и 75-мм (KBK-3,7L-45 и KBK-7,5L-23,5), спаренными по вертикали, а справа сзади еще одна пулеметная башенка. Боекомплект танка составлял: 37-мм снарядов – 50, 75-мм – 80, патронов к пулеметам – 6000). При таком составе вооружения этот танк был однозначно сильнее английской машины и советского Т-28, но уступал танку Т-35, занимая промежуточное место между ними.

   Чья-то хорошо сделанная модель в масштабе 1:35…


Чья-то хорошо сделанная модель в масштабе 1:35…

А вот двигатель «Майбах» HL108 TR мощностью в 280 л.с. для танка весом в 23 тонны был явно слабоват. Хотя он и мог разогнать его на шоссе до 32 км/ч. Запас хода составлял всего 120 км. Ведущие колеса находились сзади, что было нетипично для германских машин, ведущие спереди. Двигатель был смещен влево, так как справа находилась башня с пулеметом. Подвеска состояла из 10 спаренных обрезиненных катков небольшого диаметра, сблокированных на пяти тележках. В качестве амортизатора использовались спиральные пружины, так что подвеска была очень проста.

Верхняя ветка каждой гусеницы опиралась на четыре обрезиненных сдвоенных катка, закрепленных в нишах фальшборта на кронштейнах в форме буквы «V». «Обрезинку» имело и переднее ведущее колесо, что уменьшало износ траков и самого катка. Ниже него находился дополнительный ролик, долженствующий помогать при преодолении препятствий. Ширина гусеничной ленты составляла 380 мм, то есть была такой же ширины, что и у первых танков Pz.III и Pz.IV. Опять-таки для такого танка она была слишком узка, что не могло не отразиться на маневренности и проходимости нового танка, но повышало его ремонтопригодность. Ходовая часть имела броневой фальшборт, закрывавший пружины подвески.

    Советская марка 1943 года, на которой можно рассмотреть этот танк.


Советская марка 1943 года, на которой можно рассмотреть этот танк.

Экипаж танка, состоявший из 6 человек, имел хороший обзор и 8 люков для входа и выхода и 4 для техобслуживания. Только на главной башне люков было три: один на командирской башенке и два по бокам, ближе к кормовой части. У двух первых танков люки открывались по ходу танка, что было неудобно. На трех остальных, получивших башню «граненых» очертаний, это учли и сделали их открывающимися против движения, чтобы открытые дверцы служили щитом от пуль. Другим заметным изменением стало расположение пушек. Теперь они размещались не одна над другой, а горизонтально: 37-мм справа от 75-мм. Люки имели пулеметные башенки, рубка водителя и еще два люка-лаза находились в фальшбортах сразу за ведущими колесами. Для связи применялась радиостанция с дальностью действия 8000 м, имевшая на первых двух танках поручневую антенну, а на последних – штыревую. А вот такой важный показатель, как толщина брони на обеих модификациях остался неизменным: 20 мм – броня корпуса и 13 мм – броня башни.

А дальше началась служба всех этих машин, причем в очень необычном качестве танков-PR, хотя немцы вряд ли в те годы использовали этом тогда еще сугубо американский термин. Их снимали! Снимали в заводских цехах с разных ракурсов, снимали, снимали… Затем во время норвежской кампании три танка с броневой защитой составе 40-ого отдельного танкового батальона специального назначения отправили в Норвегию, где они прошли парадным маршем через Осло и где их опять снимали, снимали, и снимали. В результате снимки этих танков сначала в заводских цехах, а затем и на улицах Осло обошли весь мир. В результате умело поданной таким образом информации все иностранные военные специалисты убоялись, поместили силуэты нового танка во все свои офицерские справочники и стали утверждать, что танков таких у Германии… много! Очень много! А скоро станет еще больше! Есть эти фото и в наших отечественных изданиях посвященных ВОВ, есть в справочнике Хейгль, есть… везде! Например, в изданном в начале 1941 года «Определителе типов фашистских танков» Nbfz. (под именем «Рейнметалл») указывался в качестве основного «тяжелого танка» немецкой армии, при этом сообщалось, что он имеет солидную толщину брони – 50–75 мм. И все это сделали всего лишь три танка, которые много и умело… снимали!

Что касается боевой службы этих танков, то она оказалась короткой и не впечатляющей. 20 апреля 1940 года эти танки вместе с другими были приданы 196-й пехотной дивизии и направились бить англичан вместе с Pz.I и Pz.II. Дороги в Норвегии узкие, район боевых действий горный, кругом завалы, а мосты ветхие и не рассчитанные на проход такой техники. К тому же англичане вели огонь по ним из своих противотанковых ружей «Бойс» и 25-мм французских противотанковых пушек «Гочкис». В результате из 29 Pz.I, имевшихся у немцев в этом 40-ом танковом батальоне, было потеряно 8 машин, 2 из 18 Pz.II. и 1 NBFZ. Причем последний не был подбит, а просто застрял в болотистой низине в районе Лилихаммера. Вытащить его не удалось, и хотя обстановка не была такой уж драматической, экипаж танк взорвал, чтобы он не попал в руки англичан.

Оставшиеся два танка потом вернули в Рейх, где все они и затерялись. Нет документов, свидетельствующих, что их отправили на Восточный фронт, но нет и тех, что доказывают, что не отправляли. Даже в танковом музее в Мюнстере об их судьбе ничего не известно. Во всяком случае, подбить их для советских танков особого труда не составляло. Но вот их внушительный вид… тут… о, да – они повоевали отлично!

Рис. А.Шепса

Источник — https://topwar.ru/81969-ego-nazyvali-reynmetall.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account