Несостоявшиеся модернизации крейсеров типа «Альберто да Джуссано» в крейсера ПВО

22

Несостоявшиеся модернизации крейсеров типа "Альберто да Джуссано" в крейсера ПВО

Содержание:

К концу 1930-ых, легкие крейсера типа «Альберто да Джуссано» — первая серия в большом семействе «Кондотьери» — окончательно перестала нравится итальянским адмиралам. Созданные как противовес французским лидерам эсминцев, эти легкие крейсера в итоге оказались… уж слишком легкими, принеся в жертву скорости защищенность и живучесть. Их «картонные» броневые пояса не гарантировали защиту даже от огня эсминцев, а переоблегченные корпуса испытывали постоянные проблемы с прочностью и остойчивостью.

Итальянцы учли негативный опыт, и последующие серии «Кондотьери» стали уже существенно лучше. Однако что делать с четырьмя уже имеющимися крейсерами первой серии — никто не знал. Падение скорости с рекордных 42 узлов на мерной миле до едва-едва 30 узлов в повседневной эксплуатации (связанное как с износом экстремальной силовой установки, так и с опасениями за продольную прочность корпуса) не позволяло использовать крейсера типа «Альберто да Джуссано» даже в их исходной роли «истребителей эсминцев». Кроме того, итальянские адмиралы начали опасаться — как оказалось, пророчески — что ведь с эсминцами они могут и не справиться…

Корабль-лезвие, с плохой остойчивостью и недостаточной продольной прочностью. И к тому же не слишком-то быстрый

Корабль-лезвие, с плохой остойчивостью и недостаточной продольной прочностью. И к тому же не слишком-то быстрый

Просто списать сравнительно новые еще крейсера, не прослужившие и десяти лет, не слишком-то богатая Италия позволить себе не могла. Экспортных покупателей на них тоже не нашлось, в основном из-за ограниченной мореходности и очень малой дальности хода. И тогда у итальянских адмиралов родилась идея: переделать корабли типа «Альберто да Джуссано» в крейсера ПВО, специализированные быстроходные эскорты для поддержки линейных сил флота.

Все проекты реконструкции опирались на использование 90-миллиметровой 50-калиберной зенитной пушки модели «Ansaldo» 1938 года (также производившейся концерном OTO как «OTO» model 1939). По меркам 1930-ых, это было очень совершенное корабельное зенитное орудие в полностью стабилизированной (!) башенной установке.

Несостоявшиеся модернизации крейсеров типа "Альберто да Джуссано" в крейсера ПВО

Стреляя унитарным 10-кг осколочным снарядом с начальной скоростью 860 метров в секунду, эти орудия имели зенитный потолок в 10.800 метров, и высокую скорострельность до 12 выстрелов в минуту. Имелась электрическая система подачи боеприпасов и автоматический установщик задержки взрывателей. Система автоматической стабилизации на основе 11 (!) гироскопов позволяла корректировать крен до 14 градусов и дифферент до 5 градусов. На линкорах типа «Литторио», установки имели дистанционные силовые приводы, позволявшие наводить их напрямую с директоров управления зенитным огнем (без необходимости передавать поправки расчету).

Оборотной стороной, однако, была механическая сложность и ненадежность всей орудийной установки, которую сами итальянцы считали «слишком опередившей свое время».

Легкое зенитное вооружение всех проектов должны были составлять 20-мм/65-калиберные зенитные автоматы «Бреда» в стабилизированных спаренных установках образца 1935 года:

Несостоявшиеся модернизации крейсеров типа "Альберто да Джуссано" в крейсера ПВО

Разработанные на основе 13.2-мм зенитного пулемета, эти установки имели эффективную дальность до 2500 метров и потолок до 2900 метров. Скорострельность составляла в теории до 240 выстрелов в минуту, но на деле была существенно ниже из-за использования небольших обойм по 12 патронов (из-за чего постоянно приходилось делать паузы для смены обоймы). Необычной деталью системы был механизм, запихивавший отстреленную гильзу обратно в обойму(!) Подобно 90-мм пушкам, стабилизированные 20-мм зенитные установки считались эффективным, но сложным в эксплуатации и склонным к частым поломкам оружием.

Первый проект

Первый проект перестройки «Кондотьери» первой серии был подготовлен Комитетом Военно-Морского Проектирования (ит. Comitato Projetti Navi) в начале 1938 года:

Несостоявшиеся модернизации крейсеров типа "Альберто да Джуссано" в крейсера ПВО

Это был достаточно «консервативный» проект — если, конечно, так можно сказать о проекте радикальной реконструкции. С крейсеров предполагалось демонтировать все четыре 152-мм башни главного калибра и старые 100-мм зенитные спарки. Взамен, на них предполагалось установить шестнадцать (!) одноорудийных 90-мм/48-калиберных (на тот момент орудие еще только проектировалось) зенитных установок модели 1938 года.

Установки располагались в следующей конфигурации:

* Четыре в линию на носу, линейно-возвышенно;

* Две побортно, впереди носовой надстройки;

* Четыре квадратом в центре корпуса;

* Две побортно, позади кормовой надстройки;

* Четыре в линию на корме, линейно-возвышенно;

Общий залп, таким образом, должен был составлять по двенадцать стволов на каждый борт и шесть-восемь стволов в оконечностях. Для ближней самообороны, крейсера также должны были получить десять спаренных 20-мм/65-калиберных автоматов «Breda» модели 1935 года, расположенных на крыше кормовой надстройки. Погреба боезапаса главного и вспомогательного калибра предполагалось переоборудовать для хранения и подачи 90-мм и 20-мм боеприпасов.

Чтобы палуба переоблегченных крейсеров могла выдерживать отдачу от стрельбы зенитных орудий — располагавшихся в местах, изначально не предназначавшихся для этого — ее предполагалось усилить дополнительным слоем 30-мм броневых плит из никель-хромовой стали. Таким образом заодно улучшалась и горизонтальная защита крейсеров, что для кораблей ПВО было немаловажно. Расчеты инженеров Комитета показывали, что демонтаж 152-мм башен (85 тонн каждая — всего 340 тонн) высвободит вполне достаточно веса для установки шестнадцати 90-мм башен (19 тонн каждая — всего 304 тонны) и их палубных подкреплений.

Приборы управления зенитным огнем должны были располагаться на крыше в общем-то неизменной носовой надстройки. Это ограничивало число каналов управления огнем и позволяло вести огонь не более чем по двум целям одновременно.

Второй проект

Второй проект перестройки крейсеров типа «Альберто да Джуссано» был подготовлен по запросу флота концерном OTO (ит. Odero Terni Orlando, по фамилиям основателей) весной 1938. Этот проект был более «радикальным» и предполагал более масштабную реконструкцию со значительными изменениями архитектуры.

Несостоявшиеся модернизации крейсеров типа "Альберто да Джуссано" в крейсера ПВО

Основная архитектура крейсеров после модернизации соответствовала проекту Comitato Projetti Navi. Общее количество и расположение 90-мм зенитных установок было тем же. Однако существенно менялось расположение 20-мм автоматов ближней обороны; по проекту OTO, их предполагалось сгруппировать двумя группами по пять на круглых платформах, стоявших впереди задней трубы крейсера. Платформы должны были быть приподняты над палубой и стабилизированы (!) на вращающемся шарнирном основании, тем самым обеспечивая автоматам оптимальные условия для стрельбы.

Несостоявшиеся модернизации крейсеров типа "Альберто да Джуссано" в крейсера ПВО

Значительной перестройке подвергались по проекту ОТО и надстройки крейсера. Старый мостик предполагалось полностью демонтировать вместе с треногой носовой мачтой, заменив его башнеподобным (похожим на надстройку тяжелого крейсера «Больцано») На крыше мостика должны были быть установлены четыре директора зенитного огня — два линейно-возвышенно, и два побортно. Тем самым появлялась возможность независимо нацеливать каждый кластер 90-мм орудий (носовой, центральный и кормовой) и 20-мм автоматы на четыре разные воздушные цели.

Третий проект

Третий проект был подготовлен снова Comitato Projetti Navi летом 1938 года. По всей видимости, он был составлен на основе проекта ОТО, так как заимствовал ряд его элементов (вроде стабилизированных платформ для 20-мм орудий).

Несостоявшиеся модернизации крейсеров типа "Альберто да Джуссано" в крейсера ПВО

Главным отличием третьего проекта было сокращение числа 90-мм зениток в пользу установки более тяжелой артиллерии. По всей видимости, итальянских адмиралов смущала узкая специализация крейсера ПВО, неспособность достаточно дорогого и крупного корабля эффективно вести бой даже с неприятельским эсминцем. И решением, с их точки зрения, было пожертвовать частью специфически противовоздушного вооружения ради дальнобойных морских орудий.

Проект предусматривал отказ от четырех носовых 90-мм зениток в пользу двух двухорудийных башен с 135-мм/45-калиберными универсальными орудиями модели 1938 года. Эти новые орудия были разработаны как вспомогательное вооружение линкоров и основное вооружение легких крейсеров-разведчиков (типа «Капитани Романи») на замену не слишком-то удачной 120-мм/50-калиберной пушке модели 1926 года. Эффективная на бумаге, 120-мм пушка страдала от высокого разброса снарядов — связанного с неудачно близким расположением стволов и излишне высокой начальной скоростью — и новое 135-мм орудие должно было решить эти проблемы за счет меньшей начальной скорости, более тяжелого снаряда и шире разнесенных стволов.

При максимальном угле возвышения в 45 градусов, 135-мм пушка стреляла 32,7-кг снарядом на дистанцию в 19600 метров — более чем достаточно, чтобы крейсер ПВО смог постоять за себя в бою. Платой за это было, разумеется, сокращение эффективности зенитного огня (особенно на носовых курсовых углах). С другой стороны, в ходе войны итальянские инженеры работали над проектом универсальной 135-мм установки — уже в 1950-ых, доработанные 135-мм универсальные пушки были поставлены на крейсер «Джузеппе Гарибальди» («Кондотьери» 5-ой серии) в процессе его модернизации в ракетный.

Остальное зенитное вооружение оставалось прежним; две «скуловые» 90-мм установки перед носовой надстройкой, квадрат из четырех 90-мм установок в центре корпуса, еще две зенитки побортно за кормовой надстройкой и кластер из четырех линейно-возвышенных зениток в корме. Общее количество зенитных орудий, таким образом, сокращалось до двенадцати.

Ближняя ПВО по-прежнему опиралась на десять 20-мм автоматов. Подобно проекту ОТО, они должны были быть сгруппированы по пять на двух вращающихся стабилизированных платформах перед задней трубой корабля. Однако, по всей видимости, инженеры Comitato Projetti Navi испытывали определенные… сомнения в отношении реализуемости и надежности такой конструкции. И поэтому ОТО подготовило более традиционное альтернативное решение — с размещением 20-мм автоматов на крыше кормовой надстройки и выносной (неподвижной) платформе вокруг задней трубы.

Альтернативная компоновка 3-го проекта

Альтернативная компоновка 3-го проекта

Надстройка крейсера, подобно проекту ОТО, заменялась башнеподобной. Важным отличием было расположение приборов управления огнем. На крыше надстройки водружался стандартный итальянский «слоеный пирог» из расположенных в несколько ярусов директоров: верхним ярусом, побортно, располагались два директора ПВО, а нижним ярусом — директор управления огнем 135-мм орудий с 6-метровым дальномером. Еще один директор ПВО располагался в задней части надстройки. Таким образом, общее количество каналов управления зенитным сокращалось до трех. Что, с учетом сокращения на четверть количества зениток, было приемлемой потерей.

Интересно отметить, что ни один из проектов не предусматривал перестроек силовой установки крейсеров. К 1938 итальянские моряки признали ошибочность ставки на супер-скорость, и «Кондотьери» финальной, 5-ой серии рассчитывались уже на вполне реалистичные 34 узла. Хотя снятие части котлов и ограничение максимальной скорости кораблей типа «Альберто да Джуссано» 30-32 узлами позволило бы значительно увеличить запас топлива (и таким образом решить проблемы с дальностью плавания), такую переделку, видимо, сочли слишком дорогостоящей.

В целом, проекты крейсеров ПВО выглядели достаточно перспективными и вполне реализуемыми. Первоначально, итальянцы рассматривали возможность перестроить по ним шесть кораблей — четыре крейсера типа «Альберто да Джуссано» («Кондотьери» 1-ой серии) и два последующих крейсера типа «Луиджи Кардона» (несколько усовершенствованные «Кондотьери» 2-ой серии), но ограниченность финансирования вынудила сократить эти планы. В конечном итоге решено было поставить на модернизацию только первые два корабля — «Альберто да Джуссано» и «Альберико ди Барбиньяно» — а вторая пара должна была дожидаться вступления в строй новых крейсеров типа «Констанцо Чиано», намеченного на 1942 год (постройка этих кораблей в итоге была отменена после начала войны).

Но все эти планы так в итоге и остались на бумаге. К перестройке «Альберто да Джуссано» и «Альберико ди Барбиньяно» не приступили ни в 1938, ни позднее.

Два "Кондотьери" первой серии в сухом доке. Видно, насколько узки их корпуса и непропорционально велики винты

Два «Кондотьери» первой серии в сухом доке. Видно, насколько узки их корпуса и непропорционально велики винты

Главным препятствием на пути их реализации стал дефицит 90-мм зениток. Одобренная в 1938 году дополнительная программа усиления флота предусматривала заказ двух дополнительных линкоров типа «Литторио» (каждый из которых должен был получить по 12 зенитных установок — всего 24 единицы) вдобавок к одобренной ранее радикальной модернизации линкоров типа «Дуилио» (каждый из которых требовал 10 зенитных установок — всего 20 единиц). Учитывая и другое запланированное строительство, изыскать 96 (!) новых 90-мм зениток для планируемого перевооружения «Кондотьери» было просто нереально.

Сказывались и другие факторы. Масштабная программа постройки новых легких крейсеров-разведчиков «Капитани Романи» — предполагалось построить двенадцать единиц — вместе с постройкой новых линейных кораблей, пожирала все наличные ресурсы. Италия, хотя и располагала значительными индустриальными мощностями, все-таки была значительно слабее в промышленном плане той же Франции, не говоря уже о Великобритании или США. Приоритет, отданный постройке новых кораблей означал, что ресурсы для «второстепенных» программ будут ограничены.

В итоге, все четыре крейсера типа «Альберто да Джуссано» встретили Вторую Мировую в своем исходном, малоэффективном состоянии. Практика показала, что опасения адмиралов по поводу этих кораблей были оправданы; все четыре «Кондотьери» первой серии погибли в первые же два года войны. Особенно унизительной была гибель «Альберто да Джуссано» и «Альберико ди Барбиньяно», которых пустили ко дну три британских и один голландский эсминцы в бою у Кейп-Бон 19 декабря 1941 года.

Тонущий крейсер "Бартоломео Коллеони", один из первой серии "Кондотьери". Потоплен в бою с британским легким крейсером и пятью эсминцами

Тонущий крейсер «Бартоломео Коллеони», один из первой серии «Кондотьери». Потоплен в бою с британским легким крейсером и пятью эсминцами

Тем не менее, усилия проектировщиков не пропали впустую. В дальнейшем, итальянцы неоднократно возвращались к идее перестройки артиллерийских крейсеров — в крейсера ПВО.

В целом, проект переделки ранних «Кондотьери» в быстроходные корабли ПВО был… рационален. Как крейсера, эти хрупкие и не слишком быстроходные единицы были весьма неудачны (и это признавали и сами их создатели). Несчастливая боевая карьера крейсеров типа «Альберто да Джуссано» стала лишь финальным тому доказательством.

Недооценка возможностей британской авиации — особенно палубной — и недостаточное внимание к взаимодействию с собственными воздушными силами (впрочем, взаимное) стали значительной проблемой Regia Marina с самого начала Второй Мировой Войны. Выбранная итальянскими адмиралами пассивная стратегия «прикрывать коммуникации с Африкой и вступать в бой, только имея превосходство» была хотя и далеко не идеальна, но достаточно логически обоснована. Но ввиду отказа от попыток захватить Мальту, итальянцы были вынуждены постоянно сталкиваться с атаками британской авиации на свои африканские конвои. И нести от них потери… подчас значительные.

Несостоявшиеся модернизации крейсеров типа "Альберто да Джуссано" в крейсера ПВО

Наличие у итальянцев быстроходных кораблей ПВО — способных как прикрывать конвои, так и поддерживать линейный флот — было бы весьма эффективным дополнением к общей их системе действий. И всяко более эффективным использованием первой серии «Кондотьери» нежели их феноменально неудачное боевое применение.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/293858.html

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account