Несостоявшиеся модернизации дредноутов типа «Эспанья»

20

Миниатюрные испанские дредноуты типа «Эспанья» заслуженно считаются самой невезучей серией линейных кораблей в истории: все три дредноута этого типа погибли при на редкость нелепых обстоятельствах.

Часто эти корабли также называют самыми неудачными дредноутами в истории, из-за их малых размеров и очень скромных характеристик. На мой взгляд, такое определение не слишком-то справедливо, особенно учитывая, что «Эспаньи» и не планировались как полноценные боевые корабли: их основной задачей было оборонять от нападения главные военно-морские базы Испании, поддерживая огнем тяжелых орудий действия испанских легких сил. Собственно, по концепции это были, скорее, «дредноутные броненосцы береговой обороны».

Изрядно затянувшаяся постройка (испанцы полагались на британские поставки ключевых компонентов вроде брони и орудий главного калибра, но Первая Мировая Война прервала британский военно-морской экспорт) привела к тому, что изначально не слишком-то выдающиеся кораблики к моменту ввода в строй уже критически уступали большинству современников.

В середине 1920-ых, лейтенант испанского флота Рафаэль Фернандес Бобадилья разработал ряд предложений по модернизации испанских дредноутов. Сводились они к следующему:

* В первую очередь, предполагалось привести к требованиям времени систему управления огнем «Эспаний». Три новых стереоскопических дальномера с 6-метровой базой должны были быть установлены: один на наблюдательной платформе передней мачты (для чего предполагалось убрать стеньгу), один на крыше носовой башни «A» и один на крыше кормовой башни «X». Все дальномеры должны были размещаться в противоосколочных кожухах толщиной 25 мм.

* Имеющийся в наличии 4-метровый дальномер на крыше задней боевой рубки предполагалось теперь использовать для управления огнем 102-мм противоминных орудий. Его предполагалось дополнить еще одним 4-метровым дальномером на крыше переднего мостика. Уже имевшиеся 2.74-м дальномеры собирались демонтировать.

* Углы возвышения орудий главного калибра предполагалось увеличить до 20 градусов (+5 по сравнению с исходными). Это должно было увеличить максимальную дальность стрельбы с 18.300 метров до примерно 22.000 метров. Также предполагалось увеличить углы возвышения казематных 102-мм орудий до 18 градусов, что дало бы дальность стрельбы до 13.000 метров.

Новый вид башен главного калибра и кормовых надстроек по планам модернизации лейтенанта Бобадилья.

Новый вид башен главного калибра и кормовых надстроек по планам модернизации лейтенанта Бобадилья.
* Зенитную артиллерию собирались усилить демонтажем двух старых 76-мм/34-калиберных зениток, и установкой четырех новых зенитных орудий: либо 76-мм/50, либо 102-мм/45. По одному зенитному орудию собирались установить на крышах башен «A» и «X», а оставшиеся два — на крыше кормовой надстройки. Управление зенитным огнем должен был осуществлять 3-метровый дальномер на кормовой рубке.

* Для усиления противоторпедной защиты «Эспаний» — считавшейся неадекватной даже на момент их проектирования — предполагалось установить бортовые були. Точно неизвестно, какой именно конструкции були хотели поставить испанские моряки. Но падение скорости от их установки оценивалось в 1 узел (максимальная скорость с булями составила бы около 18 узлов)

* Броневую палубу над погребами боезапаса предполагалось усилить либо до 75 мм (что дало бы перегруз в 180 тонн), либо до 100 мм (перегруз в 300 тонн).

* Для уменьшения верхнего веса, кормовую треногую мачту следовало демонтировать, и заменить легкой мачтой-однодревкой. Также предполагалось убрать кормовую наблюдательную платформу.

* Деревянный мостик и навигационную рубку поверх носовой боевой рубки предполагалось заменить более легкой металлической конструкцией меньшего размера, установленной на треножнике носовой мачты.

* Высоту кормовой надстройки следовало уменьшить, а ее крышу укрепить — чтобы она могла выдержать установку зениток.

* Имевшиеся шесть прожекторов Сперри предполагалось переставить с верхушек мачт и надстроек на новые позиции. По одному прожектору собирались иметь на носовой и кормовой надстройке, а четыре остальных должны были быть установлены квадратом на легкой навесной платформе вокруг дымовой трубы. Все прожекторы должны были быть оснащены дистанционным управлением (опыт мировой войны показал, что прожекторные установки в ночном бою являются очевидной точкой для прицеливания, и их персонал подвергается значительной опасности).

Модель линкора "Хайме I", изображающая его внешний вид при модернизации по проекту лейтенанта Бобадильи.

Модель линкора «Хайме I», изображающая его внешний вид при модернизации по проекту лейтенанта Бобадильи.
В целом, проект лейтенанта Бобадильи был хорошо продуман и существенно увеличивал боевую ценность испанских дредноутов. Потеряв примерно узел скорости, «Эспаньи» значительно повышали свою боевую устойчивость и боевые возможности. Как корабли обороны побережья, и «союзная сила» в Средиземном Море (одним из главных аргументов к строительству линкоров в Испании было желание выглядеть более привлекательным союзником для Франции и Великобритании) они выглядели бы вполне привлекательно. Но… вмешалась экономика.

Ресурсы Испании были сильно истощены затяжной войной с мятежными племенами Рифов в Северной Африке, тянувшейся с 1921 по 1926 год. В этой колониальной войне (которую испанцы сумели выиграть только за счет вмешательства французов), погиб линкор «Эспанья»: дредноут бомбардировал рифские укрепления на побережье, и налетел в тумане на камни.

Испанцы демонтировали с "Эспаньи" орудийные башни, пытаясь облегчить корабль, но остов линкора был сильно поврежден штормом и в конце концов переломился пополам, поставив крест на всех надеждах спасти дредноут.с

Испанцы демонтировали с «Эспаньи» орудийные башни, пытаясь облегчить корабль, но остов линкора был сильно поврежден штормом и в конце концов переломился пополам, поставив крест на всех надеждах спасти дредноут.
Нехватка средств привела к отказу от планов капитальной модернизации оставшихся двух «Эспаний». Тем более что испанский флот в тот момент считал более важным финансирование постройки легких крейсеров, эсминцев и подводных лодок.

Революция 1931 года, свергнувшая испанскую монархию, не улучшила положения дел. Неустойчивой Второй Испанской Республике и так хватало хлопот — и не хватало ресурсов. Для экономии средств, оба испанских дредноута в 1931 году вывели в резерв.

В 1933-1934 году, по ряду данных, испанский флот всерьез рассматривал возможность кардинальной модернизации двух «Эспаний», превратив их в некое подобие германских «карманных линкоров» типа «Дойчланд». В рамках проекта предполагалось:

* Удлинить корпуса дредноутов новыми оконечностями с клиперским форштевнем.

* За счет удлинения корпуса, переместить бортовые башни главного калибра к продольной оси корабля, разместив их посередине корпуса.

* Полностью заменить силовую установку на турбозубчатые агрегаты высокой мощности и котлы с нефтяным питанием.

* Заменить казематные 102-мм орудия универсальными 120-мм пушками в палубных установках.

* Вероятно, предполагалось также радикально усовершенствовать подводную защиту кораблей (раз уж так и так предполагалось менять обводы корпуса и переводить с угля на нефть) и усилить бронирование палубы. Представляется рациональным, что башни главного калибра должны были также получить увеличенные углы возвышения орудий, что позволило бы увеличить дальность стрельбы.

Возможный вид "Эспаний" после кардинальной реконструкции в начале 1930-ых (рисунок не мой)

Возможный вид «Эспаний» после кардинальной реконструкции в начале 1930-ых (рисунок не мой)
Эти амбициозные планы, однако, не были реализованы по банальной причине: цена их представлялась совершенно запредельной. Все свои ограниченные ресурсы испанский флот в этот момент направлял на достройку двух современных тяжелых крейсеров — «Балеарис» и «Канариас», строившихся в Ферроле по британскому проекту. Однако, отказываться от «Эспаний» испанцы тоже не хотели. В 1933 году, дредноут «Хайме I» вернули в строй в качестве флагмана флота. Его систершипу «Альфонсо XIII» (переименованному в «Эспанью», после свержения короля Альфонсо XIII-го), впрочем, повезло меньше. Он простоял в резерве до 1935.

Вновь к идее модернизировать старые дредноуты испанцы вернулись во второй половине 1930-ых. К этому времени, боевая ценность «Эспаний» окончательно свелась к минимуму: они не только были слабее любого европейского линкора, но теперь уже и тяжелые крейсера представляли для них значительную угрозу. Французский «Дюкень» или итальянский «Тренто» мог без малейшего труда держаться за пределами досягаемости орудий медлительных испанцев, расстреливая их навесным огнем сквозь тонкие палубы.

Такое положение дел представлялось уже совершенно нетерпимым. Отношения Второй Испанской Республики с фашистской Италией становились все более напряженными, и конфликт с итальянцами выглядел пугающе реалистичным. Поэтому, несмотря на тяжелое финансовое положение, республиканское правительство вложило значительные средства в программу модернизации флота, и в том числе — приведение в боеспособное состояние двух «Эспаний».

На этот раз планы модернизации, подготовленные в 1935 году, выглядели следующим образом:

* Всю вспомогательную батарею казематированных 102-мм орудий предполагалось полностью демонтировать (освободившееся пространство казематов использовать для увеличения жилого пространства), а вместо нее установить двенадцать 120-мм/45 универсальных орудий «Vickers Mk F» британского производства. Новые орудия должны были располагаться побортно на верхней палубе в спаренных или строенных щитовых установках.

* Чтобы разместить универсальную батарею и не ограничивать сектора обстрела главного калибра, боковые 305-мм башни линкоров предполагалось поднять, увеличив на два метра высоту их барбетов. Такое решение позволяло, с одной стороны — сохранить, и даже улучшить углы обстрела башен, а с другой — выводило универсальные орудия из-под действия пороховых газов главного калибра.

* Углы возвышения орудийных башен предполагалось увеличить до 25 градусов, что дало бы дальность стрельбы около 25.000 метров. Также предполагалось улучшить (на неуточненную величину) горизонтальную защиту погребов главного калибра.

* Универсальное зенитное вооружение предполагалось дополнить батареей легких зенитных автоматов. Либо пять 25-мм спарок, либо четыре 40-мм спарки предполагалось установить на надстройках и башнях главного калибра (окончательный выбор легких зениток предполагалось осуществить по результатам сравнительных испытаний).

* Предполагалось установить наиболее современную из доступных систему управления огнем как для главного калибра, так и для универсальных орудий.

* Силовую установку предполагалось только отремонтировать и, возможно, заменить трубки в котлах. Перевод дредноутов на нефтяное питание был признан слишком дорогим (кроме того, лишенная собственных запасов нефти Испания опасалась слишком зависеть от импорта).

* Если позволял бюджет, то линкоры должны были получить противоторпедные були (по всей видимости, их установка была так и так неизбежна, чтобы компенсировать возросший верхний вес поднятых башен ГК)

* Для уменьшения верхнего веса, предполагалось убрать кормовую треногую мачту, заменив ее легкой сигнальной, и уменьшить высоту надстроек в носовой и кормовой части.

План модернизации в целом, выглядел смелым, но весьма привлекательным. Хотя модернизированные «Эспаньи» и не становились, разумеется, современными единицами, но вполне могли бы постоять за себя в бою с любым тяжелым крейсером, или отразить атаки итальянских бомбардировщиков. Стоимость модернизации оценивалась в 20 миллионов песо на корабль. Работы предполагалось начать в январе 1937 года, и завершить летом 1939 (2,5 года на весь проект).

К сожалению, осуществиться этим планам не было суждено. Мятеж генерала Франко, поддержанный фашистской Италией и нацистской Германией, обрушил Испанскую Республику в хаос гражданской войны. В ходе конфликта, обе оставшиеся «Эспаньи» погибли: оказавшаяся в руках франкистов «Эспанья-2» подорвалась на франкистской же мине, а оставшийся верным республике «Хайме I» взорвался в доке из-за халатности экипажа. После окончания войны, победившие франкисты рассматривали возможность поднять и восстановить «Хайме I», но при тщательном осмотре состояние остова дредноута было признано безнадежным, и он был разобран на лом. Все, что осталось от трех невезучих маленьких дредноутов Испании — это 305-мм орудийные башни «Эспаньи» и «Хайме I», спасенные с кораблей и установленные в качестве фортов береговой обороны.

Орудийная башня дредноута "Хайме I" на береговой батарее в Тарифе.

Орудийная башня дредноута «Хайме I» на береговой батарее в Тарифе.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account