Иранский флот не отличался особенной удачливостью всю историю его существования. Вот и теперь его постигла очередная катастрофа; 7 июля 2024 года во время ремонта в порту опрокинулся легкий фрегат (де-факто корвет) «Саханд». Торчащий из воды корабль попытались установить на ровный киль, но 9 июля «Саханд» оборвал удерживающие его тросы и затонул теперь уже целиком.
Сам по себе этот инцидент был бы не более чем досадной случайностью (которые бывают со всеми флотами), но закавыка в том, что это уже третий проблемный фрегат в серии из семи единиц. Ранее уже имели место следующие инциденты:
* Фрегат «Дамаванд» — 28 января 2018 года, во время шторма налетел на волнолом в каспийском порту Бандар-и Анзали, был разбит волнами и в итоге затонул.
* Фрегат «Талаих» — 5 декабря 2021 года, опрокинулся во время достройки в частично заполненном водой доке. Корабль иранцы выпрямили (и, видимо на всякий случай — переименовали в «Шираз»), но достройка его затянулась и он не введен в строй до сих пор.
* И вот теперь «Саханд» 7 июля 2024 года опрокинулся в порту во время ремонта. Причиной опрокидывания называют «случайное поступление воды» в корпус фрегата. Выступающий из воды корабль удалось кое-как выпрямить, но 9 июля он опрокинулся снова и затонул теперь уже полностью.
Иранский флот вообще говоря имеет долгую и не слишком-то красивую историю аварий и катастроф в портах — преимущественно во время ремонта — но потеря третьего корабля серии из семи единиц (изначально в ней было шесть, но потеря «Дамванда» заставила заказать еще один корабль для Каспия) заставляет призадуматься. И есть над чем. С моей точки зрения, эти фрегаты явно построены… слишком оптимистично. Иначе говоря, они чрезмерно перегружены.
Рассмотрим фрегат типа «Модж» (перс. «волна») повнимательнее:
Фрегат в 1500 тонн водоизмещения (для сравнения, российский корвет проекта 20380 почти на 300 тонн больше) и осадкой в 3,25 метра оснащен следующими системами:
* 76-мм автоматическая пушка «Фаджр-27» (нелицензионная копия широко известной итальянской ОТО Melara)
* Двумя 40-мм автопушками «Фатх-40» (нелицензионная копия шведского «Бофорса» L70) или 30-мм шестиствольной автопушкой «Каманд» (нелицензионная копия советской АК-630 в однобашенном исполнении)
* Четырьмя зенитными ракетами средней дальности «Саййяд-2/3» или «Мехраб» (нелицензионные вариации американской зенитной ракеты RIM-66 SM-1MR) в однозарядных контейнерных пусковых установках «саркофагового» типа (т.е. ракета хранится горизонтально, подвешенная к крышке, и перед стартом поднимается на нужный угол). Установки, кстати, нелицензионная копия американских Mk-32 GMLS.
* Четырьмя (а на злосчастном «Сахаде» — восемью) контейнерными пусковыми установками противокорабельных крылатых ракет «Нур» или «Квадр» (возможно-лицензионная, копия китайской противокорабельной ракеты С-802 — хотя с иранцами нельзя быть уверенными насчет лицензии)
* Двумя трехтрубными 324-мм торпедными аппаратами (да, это нелицензионная копия американских Mk-32)
* Посадочной площадкой для вертолета «Белл-214»
* Трехкоординатным обзорным радаром «Аср» (перс. «радар») большой дальности с пассивной фазированной антенной решеткой.
Иначе говоря — меньший по водоизмещению иранский фрегат тащит практически столько же оружия, сколько и более крупный российский корвет проекта 20380. Причем если ракетное вооружение российского корвета в основном размещено в ВПУ, и, соответственно, расположено относительно низко в корпусе (не особо сказываясь на центре тяжести), то контейнерные пусковые установки иранского фрегата натыканы на корпусе и надстройках. Значительно увеличивая его верхний вес, и опасно нарушая стабильность.
Полагаю, гибель или повреждение почти половины кораблей серии в абсолютно мирное время наглядно демонстрирует, что иранские инженеры были… слишком оптимистичны. История кораблестроения изобилует случаями, когда недостаточно опытные инженеры пытались запихать слишком много в боевой корабль; от шведской «Вазы» 1628 года и до японского миноносца «Томодзури» 1930-ых. Ничем хорошим это, как правило, не заканчивалось.